Социальный статус – это положение личности, группы в обществе, в системе социальных связей и отношений.
Компонентами социального статуса являются социальные позиции в различных сферах жизнедеятельности, в той или иной подсистеме социальных связей. Поэтому социальный статус представляет собой интегральную характеристику, совокупность различных статусов. Наиболее важными из них (с точки зрения задач исследования) являются социально-экономический, социально-профессиональный, социально-демографический, социально-политический и социально-культурный статусы.
Каждый из статусов характеризуется выполнением определенных социальных функций, связанными с ними обязанностями, правами, влиянием, ролевым набором. Из определения социальной роли как ожидаемого поведения, ассоциируемого с данным статусом, и ее структуры (включает в себя не только социальные требования, но и субъективные представления человека о своей роли, ее оценку, реальное ролевое поведение) следует необходимость учитывать при характеристике статуса факты сознания и поведения. Кроме того, в определении социального статуса играет важную роль социальный престиж, то есть оценка и иерархия различных социальных статусов и их компонентов в общественном сознании, который зависит не только от реальной значимости функций, но и от системы ценностей.
|
|
Таким образом, эмпирическая интерпретация компонентов социального статуса предполагает использование показателей объективного и субъективного характера.
Основные показатели социально-экономического статуса:
1. Род основных занятий.
2. Наличие и характер собственности.
3. Основной источник получения дохода и размеры этого дохода.
4. Дополнительные источники получения дохода.
5. Уровень доходов.
6. Характер участия в управлении экономикой (степень реального влияния).
7. Социальное происхождение.
8. Структура потребления.
9. Оценка своего материального положения и перспектив его изменения.
10. Характер ценностных ориентаций в социально-экономической сфере (отношение к различным формам собственности, отношение к нетрадиционным источникам получения дохода и к соответствующим социальным группам, представления о предпочтительном социально-экономическом статусе).
11. Характер поведения, связанного с упрочнением или изменением своего социально-экономического положения.
Основные показатели социально-профессионального статуса:
1. Наличие работы в настоящее время.
2. Профессия, специальность.
3. Сфера, отрасль занятости.
4. Место работы по форме собственности.
5. Стаж работы.
6. Уровень квалификации (рабочий разряд, категория, разряд по квалификационной сетке и т.п.).
|
|
7. Уровень и характер профессионального (специального) образования.
8. Должность.
9. Содержание выполняемой работы (степень самостоятельности, творчества, сложности, разнообразия).
10. Уровень и характер трудовой мобильности (динамика и характер карьеры, регулярность повышения квалификации, изменение профессии, специальности, стаж на последнем месте работы, наличие и характер вторичной занятости, характер поведения при угрозе безработицы, увольнения).
11. Размер оплаты труда и динамика его изменения.
12. Характер ценностных ориентаций в сфере труда (место труда в системе жизненных ценностей, характер трудовых ценностей, отношение к профессиональной деятельности женщин, к карьере женщин, к женскому предпринимательству, представления о предпочтительном социально-профессиональном статусе).
13. Оценка личных деловых качеств, профессиональных способностей.
14. Степень удовлетворенности своим социально-профессиональным статусом, различными его аспектами.
Основные показатели социально-демографического статуса:
1. Возраст.
2. Брачное состояние.
3. Наличие, количество и возраст детей.
4. Положение в семье:
а) характер участия в принятии решений;
б) структура и объем семейных обязанностей;
в) соотносительный размер вклада женщины в семейный бюджет;
г) уровень авторитета в семье;
д) характер отношений с членами семьи.
5. Характер ценностных ориентаций в сфере семьи (место семьи в структуре общих жизненных ценностей, характер семейных ценностей, представления о предпочтительном семейном статусе, наличие или отсутствие ориентаций на совмещение семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, отношение к различным формам совмещения, отношение к разводам).
6. Степень удовлетворенности семейной жизнью, наличие или отсутствие ориентации на изменение своего семейного статуса.
Основные показатели социально-политического статуса:
1. Наличие и ранг выборной должности в органах государственного управления.
2. Членство в политических партиях, организациях.
3. Характер участия в деятельности политических партий, организаций.
4. Факт участия и характер участия в женских организациях.
5. Участие или неучастие в различных формах массовых политических действий (в митингах, пикетах и т.п.).
6. Факт участия и характер участия в выборах.
7. Характер социально-политических ориентаций (отношение к политике, к нынешней власти, к тем или иным партиям, движениям, отношение к женским организациям, представления о роли женщин в политике, мотивация участия или неучастия в общественно-политической деятельности, наличие или отсутствие ориентации на участие в работе женских организаций).
Основные показатели социально-культурного статуса:
1. Уровень общего образования.
2. Продолжение образования (формального и неформального) в настоящее время.
3. Уровень и характер культурной информированности.
4. Участие в творческих видах деятельности.
5. Характер проведения свободного времени в соотнесении со структурой предпочитаемых занятий.
6. Характер ценностных ориентаций (содержание и иерархия общих жизненных ценностей, место культурных ценностей в их структуре, ценности свободного времени, мотивация культурной деятельности).
7. Степень удовлетворенности культурных потребностей.
Интегральными показателями социального статуса являются: 1) степень удовлетворенности своим положением, жизнью в целом; 2) уверенность или неуверенность в будущем; 3) оценка перспектив изменения своего положения.
Конкурентоспособность женщины можно определить как результат взаимодействия различных аспектов ее социального статуса. Основные показатели социально-профессионального статуса являются в то же время показателями конкурентоспособности. Характеристики других компонентов социального статуса выступают в качестве специфических факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности.
|
|
Структура конкурентоспособности женщины:
1. Объективные характеристики конкурентоспособности:
1) уровень и характер профессионального (специального образования);
2) профессия, специальность;
3) уровень квалификации;
4) регулярность повышения квалификации;
5) преобладающее содержание работы (на момент опроса или до увольнения);
6) производительность труда, качество выполняемой работы;
7) стаж работы;
8) место работы (тип организации, отраслевая принадлежность предприятия, форма собственности);
9) наличие и характер вторичной занятости.
2. Субъективные характеристики конкурентоспособности:
1) отношение к профессиональной деятельности женщин;
2) характер мотивации труда;
3) уровень и характер притязаний в профессиональной области;
4) самооценка личных деловых качеств;
5) наличие или отсутствие ориентации:
- на перемену труда;
- на повышение квалификации;
- на предпринимательскую деятельность;
6) предполагаемый характер поведения:
- при угрозе сокращения;
- в случае увольнения.
Можно выделить предположительно три уровня конкурентоспособности:
1. Высокий уровень характеризуется сочетанием высоких объективных и субъективных показателей конкурентоспособности либо наличием высоких субъективных показателей при средних объективных показателях.
2. Средний уровень предполагает сочетание средних показателей объективного и субъективного характера либо высокие объективные показатели при средних или даже низких субъективных.
3. Низкий уровень – низкие объективные и субъективные показатели конкурентоспособности одновременно либо средние объективные показатели при низких субъективных.
Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности женщин:
1. Общесоциальные факторы (ситуация в обществе, в экономике в целом, характер социальной политики, распространенность и содержание стереотипов, связанных с профессиональной деятельностью женщин, их местом в обществе и т.п.).
|
|
2. Региональные факторы (отраслевая, профессиональная структура занятости, ситуация на рынке труда, характер региональной социальной политики, демографическая ситуация, традиции проживающих в регионе этнических групп и т.д.).
3. Специфические факторы:
1) Факторы социально-экономического характера:
а) род основных занятий;
б) источники получения доходов;
в) уровень доходов;
г) наличие и характер собственности;
д) социальное происхождение;
е) характер ценностных ориентаций в социально-экономической сфере;
ж) степень удовлетворенности материальным положением и социально-экономическим статусом в целом.
2) Социально-демографические факторы:
а) возраст;
б) брачное состояние;
в) наличие, количество и возраст детей;
г) объем семейных обязанностей (уровень загруженности в семье);
д) характер семейных отношений;
е) степень удовлетворенности семейной жизнью.
3) Социально-политические факторы:
а) уровень социально-политической активности (формы и регулярность участия в общественно-политической жизни);
б) участие в работе женских организаций;
в) мотивация участия или неучастия в общественно-политической деятельности;
г) отношение к политике рыночных реформ.
4) Социокультурные факторы:
а) уровень общего образования;
б) продолжение образования в настоящее время;
в) общий уровень культурной информированности;
г) участие в творческих видах деятельности;
д) характер общих жизненных ценностей.
5) Социально-территориальные факторы:
а) тип поселения;
б) уровень безработицы по месту жительства;
в) востребованность профессии женщины на местном рынке труда.