Основных понятий. Предварительный системный анализ

Социальный статус – это положение личности, группы в обществе, в системе социальных связей и отношений.

Компонентами социального статуса являются социальные позиции в различных сферах жизнедеятельности, в той или иной подсистеме социальных связей. Поэтому социальный статус представляет собой интегральную характеристику, совокупность различных статусов. Наиболее важными из них (с точки зрения задач исследования) являются социально-экономический, социально-профессиональный, социально-демографический, социально-политический и социально-культурный статусы.

Каждый из статусов характеризуется выполнением определенных социальных функций, связанными с ними обязанностями, правами, влиянием, ролевым набором. Из определения социальной роли как ожидаемого поведения, ассоциируемого с данным статусом, и ее структуры (включает в себя не только социальные требования, но и субъективные представления человека о своей роли, ее оценку, реальное ролевое поведение) следует необходимость учитывать при характеристике статуса факты сознания и поведения. Кроме того, в определении социального статуса играет важную роль социальный престиж, то есть оценка и иерархия различных социальных статусов и их компонентов в общественном сознании, который зависит не только от реальной значимости функций, но и от системы ценностей.

Таким образом, эмпирическая интерпретация компонентов социального статуса предполагает использование показателей объективного и субъективного характера.

Основные показатели социально-экономического статуса:

1. Род основных занятий.

2. Наличие и характер собственности.

3. Основной источник получения дохода и размеры этого дохода.

4. Дополнительные источники получения дохода.

5. Уровень доходов.

6. Характер участия в управлении экономикой (степень реального влияния).

7. Социальное происхождение.

8. Структура потребления.

9. Оценка своего материального положения и перспектив его изменения.

10. Характер ценностных ориентаций в социально-экономической сфере (отношение к различным формам собственности, отношение к нетрадиционным источникам получения дохода и к соответствующим социальным группам, представления о предпочтительном социально-экономическом статусе).

11. Характер поведения, связанного с упрочнением или изменением своего социально-экономического положения.

Основные показатели социально-профессионального статуса:

1. Наличие работы в настоящее время.

2. Профессия, специальность.

3. Сфера, отрасль занятости.

4. Место работы по форме собственности.

5. Стаж работы.

6. Уровень квалификации (рабочий разряд, категория, разряд по квалификационной сетке и т.п.).

7. Уровень и характер профессионального (специального) образования.

8. Должность.

9. Содержание выполняемой работы (степень самостоятельности, творчества, сложности, разнообразия).

10. Уровень и характер трудовой мобильности (динамика и характер карьеры, регулярность повышения квалификации, изменение профессии, специальности, стаж на последнем месте работы, наличие и характер вторичной занятости, характер поведения при угрозе безработицы, увольнения).

11. Размер оплаты труда и динамика его изменения.

12. Характер ценностных ориентаций в сфере труда (место труда в системе жизненных ценностей, характер трудовых ценностей, отношение к профессиональной деятельности женщин, к карьере женщин, к женскому предпринимательству, представления о предпочтительном социально-профессиональном статусе).

13. Оценка личных деловых качеств, профессиональных способностей.

14. Степень удовлетворенности своим социально-профессиональным статусом, различными его аспектами.

Основные показатели социально-демографического статуса:

1. Возраст.

2. Брачное состояние.

3. Наличие, количество и возраст детей.

4. Положение в семье:

а) характер участия в принятии решений;

б) структура и объем семейных обязанностей;

в) соотносительный размер вклада женщины в семейный бюджет;

г) уровень авторитета в семье;

д) характер отношений с членами семьи.

5. Характер ценностных ориентаций в сфере семьи (место семьи в структуре общих жизненных ценностей, характер семейных ценностей, представления о предпочтительном семейном статусе, наличие или отсутствие ориентаций на совмещение семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, отношение к различным формам совмещения, отношение к разводам).

6. Степень удовлетворенности семейной жизнью, наличие или отсутствие ориентации на изменение своего семейного статуса.

Основные показатели социально-политического статуса:

1. Наличие и ранг выборной должности в органах государственного управления.

2. Членство в политических партиях, организациях.

3. Характер участия в деятельности политических партий, организаций.

4. Факт участия и характер участия в женских организациях.

5. Участие или неучастие в различных формах массовых политических действий (в митингах, пикетах и т.п.).

6. Факт участия и характер участия в выборах.

7. Характер социально-политических ориентаций (отношение к политике, к нынешней власти, к тем или иным партиям, движениям, отношение к женским организациям, представления о роли женщин в политике, мотивация участия или неучастия в общественно-политической деятельности, наличие или отсутствие ориентации на участие в работе женских организаций).

Основные показатели социально-культурного статуса:

1. Уровень общего образования.

2. Продолжение образования (формального и неформального) в настоящее время.

3. Уровень и характер культурной информированности.

4. Участие в творческих видах деятельности.

5. Характер проведения свободного времени в соотнесении со структурой предпочитаемых занятий.

6. Характер ценностных ориентаций (содержание и иерархия общих жизненных ценностей, место культурных ценностей в их структуре, ценности свободного времени, мотивация культурной деятельности).

7. Степень удовлетворенности культурных потребностей.

Интегральными показателями социального статуса являются: 1) степень удовлетворенности своим положением, жизнью в целом; 2) уверенность или неуверенность в будущем; 3) оценка перспектив изменения своего положения.

Конкурентоспособность женщины можно определить как результат взаимодействия различных аспектов ее социального статуса. Основные показатели социально-профессионального статуса являются в то же время показателями конкурентоспособности. Характеристики других компонентов социального статуса выступают в качестве специфических факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности.

Структура конкурентоспособности женщины:

1. Объективные характеристики конкурентоспособности:

1) уровень и характер профессионального (специального образования);

2) профессия, специальность;

3) уровень квалификации;

4) регулярность повышения квалификации;

5) преобладающее содержание работы (на момент опроса или до увольнения);

6) производительность труда, качество выполняемой работы;

7) стаж работы;

8) место работы (тип организации, отраслевая принадлежность предприятия, форма собственности);

9) наличие и характер вторичной занятости.

2. Субъективные характеристики конкурентоспособности:

1) отношение к профессиональной деятельности женщин;

2) характер мотивации труда;

3) уровень и характер притязаний в профессиональной области;

4) самооценка личных деловых качеств;

5) наличие или отсутствие ориентации:

- на перемену труда;

- на повышение квалификации;

- на предпринимательскую деятельность;

6) предполагаемый характер поведения:

- при угрозе сокращения;

- в случае увольнения.

Можно выделить предположительно три уровня конкурентоспособности:

1. Высокий уровень характеризуется сочетанием высоких объективных и субъективных показателей конкурентоспособности либо наличием высоких субъективных показателей при средних объективных показателях.

2. Средний уровень предполагает сочетание средних показателей объективного и субъективного характера либо высокие объективные показатели при средних или даже низких субъективных.

3. Низкий уровень – низкие объективные и субъективные показатели конкурентоспособности одновременно либо средние объективные показатели при низких субъективных.

Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности женщин:

1. Общесоциальные факторы (ситуация в обществе, в экономике в целом, характер социальной политики, распространенность и содержание стереотипов, связанных с профессиональной деятельностью женщин, их местом в обществе и т.п.).

2. Региональные факторы (отраслевая, профессиональная структура занятости, ситуация на рынке труда, характер региональной социальной политики, демографическая ситуация, традиции проживающих в регионе этнических групп и т.д.).

3. Специфические факторы:

1) Факторы социально-экономического характера:

а) род основных занятий;

б) источники получения доходов;

в) уровень доходов;

г) наличие и характер собственности;

д) социальное происхождение;

е) характер ценностных ориентаций в социально-экономической сфере;

ж) степень удовлетворенности материальным положением и социально-экономическим статусом в целом.

2) Социально-демографические факторы:

а) возраст;

б) брачное состояние;

в) наличие, количество и возраст детей;

г) объем семейных обязанностей (уровень загруженности в семье);

д) характер семейных отношений;

е) степень удовлетворенности семейной жизнью.

3) Социально-политические факторы:

а) уровень социально-политической активности (формы и регулярность участия в общественно-политической жизни);

б) участие в работе женских организаций;

в) мотивация участия или неучастия в общественно-политической деятельности;

г) отношение к политике рыночных реформ.

4) Социокультурные факторы:

а) уровень общего образования;

б) продолжение образования в настоящее время;

в) общий уровень культурной информированности;

г) участие в творческих видах деятельности;

д) характер общих жизненных ценностей.

5) Социально-территориальные факторы:

а) тип поселения;

б) уровень безработицы по месту жительства;

в) востребованность профессии женщины на местном рынке труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: