| Феноменология трудностей | Возможные психологические причины | Психодиагностические методики |
| 1. В письменных работах пропускает буквы (19,9%) | 1. Низкий уровень развития фонематического слуха | 1. Тест различения и выбора фонем |
| 2. Слабая концентрация внимания | 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания | |
| 3. Несформированность приемов самоконтроля | 3. Методика «Узор» | |
| 4.Индивидуально- типологические особенности личности | 4. Методика Рене Жиля | |
| 5. Другие психоло-гические причины | ||
| 2. Неразвитость орфографической зоркости (19,0%) | 1. Низкий уровень развития произвольности | 1. Методика «Графический диктант» |
| 2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу) | 2. Методика «Узор» | |
| 3. Низкий уровень объема и распределения внимания | 3. Методика изучения объема и распределения внимания | |
| 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти | 4. Методика «Оперативная память» | |
| 5. Слабое развитие фонематического слуха | 5. Тест различения и выбора фонем | |
| 6. Другие психоло-гические причины | ||
| 3. Невнимателен и рассеян (17,0%) | 1. Низкий уровень развития произвольности | 1. Методика «Графический диктант» |
| 2. Низкий уровень объема внимания | 2. Методика изучения объема внимания | |
| 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания | 3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания | |
| 4. Преобладающая мотивация учения - игровая | 4. Методика изучения мотивации (по Белопольской) | |
| 5. Другие психологические причины | ||
| 4. Испытывает трудности при решении математических задач (14,8%) | 1. Низкий уровень развития общего интеллекта | 1. Методика Векслера «для соответствующего возраста» |
| 2. Слабое понимание грамматических конструкций | 2. Методика изучения осмысления на основе слухового восприятия | |
| 3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков | 3. Методика «Рисование по точкам» | |
| 4. Низкий уровень развития образного мышления | 4. Методика «Лабиринт» | |
| 5. Другие психологические причины | ||
| 5. Испытывает затруднения при пересказывании текста (13,5%) | 1. Несформированность умения планировать свои действия | 1. Методика «Узор» |
| 2. Слабое развитие логического запоминания | 2. Методика «Запомни пару» | |
| 3. Низкий уровень речевого развития | 3. Методика Эббингауза | |
| 4. Низкий уровень развития образного мышления | 4. Методика «Лабиринт» | |
| 5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации) | 5. Методика «Сапожки» методика «Заполни пустую клетку» | |
| 6. Заниженная самооценка | 6. Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина), рисунок несуществующего животного | |
| 7. Другие психологические причины | ||
| 6. Неусидчив (13,1%) | 1. Низкий уровень развития произвольности | 1. Методика «Графический диктант» |
| 2. Индивидуально- типологические особенности личности | 2. Методика изучения темперамента | |
| 3. Низкий уровень развития волевой сферы | 3. Методика 11 Графический диктант «Домик» | |
| 4.Другие психологические причины | ||
| 7. Трудно понимает объяснение с первого раза (12,7%) | 1. Несформированность приемов учебной деятельности | 1. Методика «Узор» |
| 2. Слабая концентрация внимания | 2. Модификация метода Пьерона- Рузера | |
| 3. Низкий уровень развития восприятия | 3. Методика изучения восприятия | |
| 4. Низкий уровень развития произвольности | 4. Методика «Домик» Графический диктант | |
| 5. Низкий уровень развития общего интеллекта | 5. Методика Векслера «для соответствующего возраста» | |
| 6. Другие психологические причины | ||
| 8. Постоянная грязь в тетради (11,5%) | 1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук | 1. Методика «Змейка» |
| 2. Несформированность приемов учебной деятельности | 2. Методика «Узор» | |
| 3. Недостаточный объем внимания | 3. Методика определения объема внимания | |
| 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти | 4. Методика «Оперативная память» | |
| 5. Другие психологические причины | ||
| 9. Плохое знание таблицы сложения и умножения (10,2%) | 1. Низкий уровень развития механической памяти | 1. Методика изучения логического и механического запоминания |
| 2. Низкий уровень развития долговременной памяти | 2. Методика изучения долговременной памяти | |
| 3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы | 3. Методика Векслера для соответствующего возраста | |
| 4. Низкий уровень развития произвольности | 4. Методика 11 Графический диктант | |
| 5. Слабая концентрация внимания | 5. Методика изучения концентрации внимания | |
| 6. Несформированность приемов учебной деятельности | 6. Методика «Узор» | |
| 7. Другие психоло- гические причины | ||
| 10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы (9,6%) | 1. Несформированность приемов учебной деятельности | 1. Методика «Узор» |
| 2. Низкий уровень развития произвольности | 2. Методика Графический диктант | |
| 3. Другие психоло- гические причины | ||
| 11. Постоянно забывает дома учебные предметы (9,5%) | 1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность | 1. Детский вариант характерологического опросника Г.Айзенка |
| 2. Низкий уровень развития произвольности | 2. Методика «Графический диктант» | |
| 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания | 3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания | |
| 4. Другие психологические причины | ||
| 12. Плохо списывает с доски (8,7%) | 1. Несформированность предпосылок учебной деятельности | 1. Методика «Узор» |
| 2. Низкий уровень развития произвольности | 2. Методика «Графический диктант» | |
| 3. Низкий уровень переключения внимания | 3. Методика изучения переключения внимания | |
| 4. Недостаточный объем внимания | 4. Методика изучения объема и распределения внимания | |
| 5. Низкий уровень развития кратковременной памяти | 5. Методика «Оперативная память» | |
| 6. Другие психологические причины | ||
| 13. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо (8,5%) | 1. Низкая скорость протекания психических процессов | 1. Детский вариант характерологического опросника Г.Айзенка |
| 2. Несформированность приемов учебной деятельности | 2. Методика «Узор» | |
| 3. Низкий уровень развития произвольности | 3. Методика Графический диктант | |
| 4. Другие психологичес- кие причины | ||
| 14. Любое задание не обходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять (6,9%) | 1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания | 1. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания |
| 2. Низкий уровень развития произвольности | 2. Методика Графический диктант | |
| 3. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого | 3. Методика «Узор» | |
| 4. Несформированность предпосылок учебной деятельности | 4. Методика «Узор» | |
| 5. Другие психологичес- кие причины | ||
| 15. Постоянно пере спрашивает учите- ля (6,4%) | 1. Низкий уровень объема внимания | 1. Методика изучения объема и распределения внимания |
| 2. Слабая концентрация и устойчивость внимания | 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания | |
| 3. Низкий уровень развития переключения внимания | 3. Методика изучения переключения внимания | |
| 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти | 4. Методика «Оперативная память» | |
| 5. Низкий уровень развития произвольности | 5. Методика Графический диктант | |
| 6. Несформированность умения принять учебную задачу | 6. Методика «Узор» | |
| 7. Другие психологические причины | ||
| 16. Плохо ориентируется в тетради (5,5%) | 1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве | 1. Тест Керна-Йирасека субтесты 2, 3 |
| 2. Низкий уровень развития произвольности | 2. Методика Графический диктант | |
| 3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук | 3. Методика «Змейка» | |
| 4. Другие психологические причины | ||
| 17. Поднимает руку, а при ответе молчит (4,9%) | 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику | 1. Анкета для определения школьной мотивации |
| 2. Заниженная самооценка | 2. Методика изучения самооценки | |
| 3. Низкий уровень развития произвольности | 3. Методика Графический диктант | |
| 4. Другие психологичес- кие причины | ||
| 18. Опаздывает на уроки (4,8%) | 1. Несформированность приемов самоконтроля | 1. Методика «Узор» |
| 2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания | 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания | |
| 3. Низкий уровень развития произвольности | 3. Методика «Домик» Графический диктант | |
| 4. Возможные трудности в семье | 4. Методика Кинетический рисунок семьи | |
| 5. Причины вторичной выгоды | 5. Методика «Незаконченные предложения» | |
| 6. Другие психологические причины | ||
| 19. Постоянно отвлекается на уроках. залезает под парту, играет, ест (4,7%) | 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику | 1. Анкета для определения школьной мотивации |
| 2. Преобладающая мотивация учения -игровая | 2. Методика изучения мотивации (По Белопольской) | |
| 3. Индивидуально- типологические особенности личности | 3. Методика Рене Жиля | |
| 4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания | 4. Методика изучения концентрации внимания модификация метода Пьерона -Рузера | |
| 5. Низкий уровень развития произвольности | 5. Методика «Домик» Графический диктант | |
| 6. Несформированность приемов учебной деятельности | 6. Методика «Узор» | |
| 7. Другие психологичес- кие причины | ||
| 20. Испытывает страх перед опросом учителя (4,67%) | 1. Заниженная самооценка | 1. Методика изучения самооценки |
| 2. Возможные трудности в семье | 2. Методика Кинетический рисунок семьи | |
| 3. Внутреннее стрессовое состояние | 3. Методика Люшера | |
| 4. Индивидуально- типологические особенности личности | 4. Методика Рене-Жиля, детский вариант характерологического опросника Г.Айзенка | |
| 5. Другие психологические причины | ||
| 21. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует (2,6%) | 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику | 1. Анкета для определения школьной мотивации |
| 2. Преобладающая мотивация учения - игровая | 2. Методика изучения мотивации (По Белопольской) | |
| 3. Низкий уровень развития произвольности | 3. Методика Графический диктант | |
| 4. Несформированность приемов учебной деятельности | 4. Методика «Узор» | |
| 5. Другие психологические причины | ||
| 22. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время (1,0%) | 1. Отсутствует учебная мотивация | 1. Методика изучения мотивации (По Белопольской) |
| 2. Несформированность отношения к себе как к школьнику | 2. Анкета для определения школьной мотивации | |
| 3. Заниженная самооценка | 3. Методика изучения самооценки Спилбергера | |
| 4. Внутреннее стрессовое состояние | 4. Методика Люшера | |
| 5. Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР | 5. Методика Векслера для соответствующего возраста | |
| 6. Другие психологические причины | ||
| 23. Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями(0,97%) | 1. Возможные трудности в семье | 1. Методика Кинетический рисунок семьи |
| 2. Перенесение функции матери на учителя | ||
| 3. Особенности развития «Я» концепции | 3. Методика Несуществующее животное | |
| 4. Другие психологические причины | ||
| 24. Долгое время не может найти свою парту (0,7%) | 1. Слабое развитие ориентировки в пространстве | 1. Таблицы Шульте |
| 2. Низкий уровень развития образного мышления | 2. Методика «Лабиринт» | |
| 3. Низкий уровень развития восприятия | 3. Методика изучения восприятия | |
| 4. Низкий уровень сформированности произвольности | 4. Методика «Домик» Графический диктант | |
| 5. Низкий уровень развития самоконтроля | 5. Методика «Узор» | |
| 6. Низкий уровень развития долго- временной памяти | 6. Методика изучения долговременной памяти | |
| 7. Адаптационный стресс, связанный с большим количеством ярких событий | ||
| 8. Другие психологические причины |






