Т. Гордон исходит из тезиса о «принятии» ребенка родителем как первоначальном построении детско-родительских отношений. Главным условием формирования детско-родительских отношений, в которых родитель становится конструктивным партнером и помощником ребенку, является коммуницирование ребенку принятия его как самоценной личности.
Способы невербальной коммуникации включают невмешательство в активную деятельность ребенка и так называемое пассивное слушание, которое предполагает предоставление ребенку право свободно выражать свои чувства, отношения, мнения и позицию по значимым для ребенка проблемам.
Способ вербальной коммуникации - активное слушание или коммуникация с обратной связью, в которой взрослый по принципу зеркального отражения вербализует интерпретированные им чувства, желания и мотивы поведения ребенка. Обратная связь включает подтверждение или неподтверждение ребенком коррекции произведенной интерпретации. Активное слушание основывается на принятие взрослым целостной системы базовых установок, выражающих эмпатическую позицию:
1. Желание услышать то, что беспокоит ребенка;
2. Желание действительно быть полезным ребенку в разрешении стоящей перед ним проблемы;
3. Способность принять чувства ребенка такими, какие они есть, не пытаясь изменить их, осудить или отвергнуть;
4. Чувство веры в возможность ребенка успешно разрешить свои проблемы;
5. Отношение к ребенку как к уникальной личности, имеющей право на собственную жизнь со своими чувствами и желаниями.
Метод «семейного совета» основан на взаимном уважении прав личности, компромиссе и согласии, реализуется в шесть этапов:
1. Идентификация и отождествление конфликта;
2. Совместное генерирование возможных альтернативных решений проблемной ситуации;
3. Оценка альтернативных решений;
4. Выбор лучшего приемлемого для обеих сторон компромиссного решения;
5. Выработка путей реализации решения;
6. Обсуждение достигнутого результата и его оценка.