double arrow

Задание 6. Изучите текст и запишите в таблицу сильные и слабые стороны метода наблюдения

4 Наблюдение используется тогда, когда требуется получить сведения о педагогическом процессе в "чистом" виде, без привнесения в него несвойственных ему элементов. Оно предоставляет возможность судить о многих деталях "живого" педагогического процесса в их динамике и позволяет фиксировать педагогические события непосредственно в момент их протекания. Наблюдение не имеет возрастных ограничений.
Однако некоторые стороны деятельности обучаемых и преподавателя (например, мотивы деятельности, эмоциональное состояние и т.п.) остаются недоступными наблюдению.

В отличие от анкетирования в результате наблюдения исследователь получает фактические сведения о событиях, а не мнения других лиц об этих событиях. По сравнению с анкетированием он имеет возможность получить только сравнительно малую выборку, что делает получаемые данные нерепрезентативными. Поэтому, наблюдение как метод исследования используется тогда, когда необходимо собрать первичную информацию, не требующую большой выборки.

Наблюдатель независим от умения исследуемых оценивать свои действия, высказывать свое мнение (по сравнению, например, со всеми видами опроса). Тем не менее, при наблюдении имеется элемент субъективизма в анализе и оценке педагогических явлений и фактов со стороны самого наблюдателя.

По сравнению с экспериментом при наблюдении наблюдатель находится в пассивной позиции, не позволяющей ему активизировать те стороны деятельности обучающихся и педагогов, которые являются объектом изучения.

Следовательно, наибольшая эффективность педагогического наблюдения достигается при использовании его в комплексе с другими методами исследования.

С помощью наблюдения нельзя быстро собрать большой материал в силу двух причин: во-первых, за одним субъектом нужно наблюдать неоднократно, во-вторых, исследователь не может вызвать интересующее его явление, а должен ждать, когда оно появится. В процессе повторного наблюдения нельзя получить абсолютно идентичные психологические факты, а значит, и проверить первоначально полученные данные;
без использования специальных записывающих средств бывает трудно с высокой долей точности зафиксировать наблюдаемые факты; производя запись фактов, исследователь фиксирует их в описательной форме, что значительно осложняет их обработку и интерпретацию. В этом методе ограничено применение математической обработки данных. Поэтому выявление закономерностей и психологических механизмов на основе только данных наблюдения зачастую оказывается трудным.

К типичным ошибкам наблюдения относятся: галло-эффект, то есть обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий; эффект снисхождения, т.е. тенденция всегда давать положительную оценку происходящему; ошибка центральной тенденции, другими словами, наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению; ошибка корреляции (взаимосвязь двух или нескольких случайных величин), т.е. оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи); ошибка контраста, т.е. склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным и ошибка первого впечатления, которое определяет восприятие и оценку дальнейшего поведения индивида.

Сильные (+) стороны метода наблюдения Слабые (-) позиции метода наблюдения
   
   
   
   
   

Групповая самостоятельная работа студентов: дискуссия на занятии.

1.Точка зрения: « Наблюдениеочень важный метод для проведения педагогических исследований».

2.Точка зрения: « Метод наблюдениямало удобен, неэффективен для проведения педагогических исследований».

= Инструкция к самостоятельной работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: