4 Наблюдение используется тогда, когда требуется получить сведения о педагогическом процессе в "чистом" виде, без привнесения в него несвойственных ему элементов. Оно предоставляет возможность судить о многих деталях "живого" педагогического процесса в их динамике и позволяет фиксировать педагогические события непосредственно в момент их протекания. Наблюдение не имеет возрастных ограничений.
Однако некоторые стороны деятельности обучаемых и преподавателя (например, мотивы деятельности, эмоциональное состояние и т.п.) остаются недоступными наблюдению.
В отличие от анкетирования в результате наблюдения исследователь получает фактические сведения о событиях, а не мнения других лиц об этих событиях. По сравнению с анкетированием он имеет возможность получить только сравнительно малую выборку, что делает получаемые данные нерепрезентативными. Поэтому, наблюдение как метод исследования используется тогда, когда необходимо собрать первичную информацию, не требующую большой выборки.
|
|
Наблюдатель независим от умения исследуемых оценивать свои действия, высказывать свое мнение (по сравнению, например, со всеми видами опроса). Тем не менее, при наблюдении имеется элемент субъективизма в анализе и оценке педагогических явлений и фактов со стороны самого наблюдателя.
По сравнению с экспериментом при наблюдении наблюдатель находится в пассивной позиции, не позволяющей ему активизировать те стороны деятельности обучающихся и педагогов, которые являются объектом изучения.
Следовательно, наибольшая эффективность педагогического наблюдения достигается при использовании его в комплексе с другими методами исследования.
С помощью наблюдения нельзя быстро собрать большой материал в силу двух причин: во-первых, за одним субъектом нужно наблюдать неоднократно, во-вторых, исследователь не может вызвать интересующее его явление, а должен ждать, когда оно появится. В процессе повторного наблюдения нельзя получить абсолютно идентичные психологические факты, а значит, и проверить первоначально полученные данные;
без использования специальных записывающих средств бывает трудно с высокой долей точности зафиксировать наблюдаемые факты; производя запись фактов, исследователь фиксирует их в описательной форме, что значительно осложняет их обработку и интерпретацию. В этом методе ограничено применение математической обработки данных. Поэтому выявление закономерностей и психологических механизмов на основе только данных наблюдения зачастую оказывается трудным.
К типичным ошибкам наблюдения относятся: галло-эффект, то есть обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий; эффект снисхождения, т.е. тенденция всегда давать положительную оценку происходящему; ошибка центральной тенденции, другими словами, наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению; ошибка корреляции (взаимосвязь двух или нескольких случайных величин), т.е. оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи); ошибка контраста, т.е. склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным и ошибка первого впечатления, которое определяет восприятие и оценку дальнейшего поведения индивида.
|
|
Сильные (+) стороны метода наблюдения | Слабые (-) позиции метода наблюдения |
Групповая самостоятельная работа студентов: дискуссия на занятии.
1.Точка зрения: « Наблюдениеочень важный метод для проведения педагогических исследований».
2.Точка зрения: « Метод наблюдениямало удобен, неэффективен для проведения педагогических исследований».
= Инструкция к самостоятельной работе.