Процедура наблюдения

Пример

Компания, которая нуждается в дополнительных источниках финан­сирования, обратилась в банк с заявкой о предоставлении займа. Она представила следующую информацию по основным результатам своей деятельности за год, млн руб.:

Собственные оборотные средства — 28,0

Стоимость всех активов — 87,5

Совокупные обязательства — 32,0

Нераспределенная прибыль — 21,5

Объем реализации — 95,0

Операционная прибыль — 13,0

Обыкновенные акции:

а) балансовая стоимость — 22,0

б) рыночная стоимость — 31,0

Привилегированные акции:

а) балансовая стоимость —11,5

б) рыночная стоимость —17,0

Менеджер банка по кредитам и займам должен проанализировать фи­нансовое состояние и спрогнозировать вероятность банкротства потенци­ального заемщика. Он определяет индекс Z и, используя шкалу Альтмана, находит интервал, содержащий Z. Вероятность банкротства отсутствует, поскольку Z> 3:

В российской практике многочисленные попытки использования модели Альтмана Z-score для оценки платежеспособности и диагнос­тики банкротства не увенчались успехом. Различие внешних факторов, оказывающих влияние на функционирование предприятия (налоги, степень развития фондового рынка и т.д.), а также внутренних (разли­чие в учете отдельных показателей, нормативное обеспечение учета, несоответствие балансовой и рыночной стоимости активов и т.д.) ис­кажают вероятностные оценки.

За рубежом к качественным факторам угрозы банкротства относят следующие:

- плохая система финансовой отчетности и неспособность контролировать издержки;

- недостаточно прочная или слабая позиция новой компании на рынке;

- упадок в целом по отрасли, к которой относится данная ком­пания;

- высокая степень конкуренции на рынках сбыта продукции или услуг;

- невозможность получить финансирование, отвечающее тре­бованиям компании, в силу различного рода ограничений на фондовых или кредитных рынках;

- невозможность получить по прошлым обязательствам (безна­дежная дебиторская задолженность);

- плохая система менеджмента в компании;

- проникновение в те области бизнеса, в которых менеджмент компании имеет недостаточно опыта;

- неспособность компании технически перевооружаться и быстро осваивать новые технологии производства;

- несоответствующее страховое покрытие (т.е. в случае наступ­ления страхового события выплаты страховой компанией не покрывают полученного ущерба);

- мошеннические действия (например, фальсифицированные учетные данные о величине товарно-материальных запасов с тем, чтобы показать благополучное положение компании и избежать надвигающееся банкротство);

- цикличность бизнес-операций компании, когда доходы и при­были сильно зависят от фаз делового цикла. Такие компании, как правило, имеют высокое значение β. Считается, что ком­пании с более высоким коэффициентом «бета» более неус­тойчивы;

- неспособность спланировать производство, отвечающее по­требностям рынка;

- высокая степень чувствительности к изменениям в механизме государственного регулирования (изменения в налоговом зако­нодательстве, в регулировании арендной платы за землю и т.д.);

- высокая степень чувствительности к дефициту в поставках энергетических ресурсов;

- высокая степень чувствительности к ненадежным постав­щикам (как правило, при наличии ненадежных поставщиков некоторые компании не имеют страховых запасов сырья и комплектующих);

- наличие в компании так называемых пересматриваемых дого­воров займа или лизинга (renegotiated debt agreements), по ко­торым может, например, измениться процентная ставка;

- неудовлетворительная система учета и финансовой отчетности в компании.

Если менеджер сможет установить с определенной точностью факты нарастания в компании финансовых трудностей, то он может и сформировать программу действий, направленных на избежание банкротства. Обычно в любой компании на стадии развития финан­совых трудностей имеется достаточно много путей минимизации их последствий, а также устранения количественных и качественных признаков наступающего банкротства.

Проблемы с ликвидностью и платежеспособностью могут быть минимизированы путем несколькими способами, в частности:

1) избегание «тяжелых» (больших) долгов. Компания должна иметь способность обслуживать займы (ability to service debt), а ве­личина долгов компании должна соответствовать величине средств для обслуживания долга (выплаты процентов и погашения основного долга). Если обязательства чрезмерны, финансы компании должны формироваться в основном за счет собственных источников (акций);

2) ликвидация убыточных подразделений (divisions) компании, а также убыточных продуктовых линий (product line)1;

3) изменение политики управления активами компании с целью снижения риска и достижения максимума доходности;

4) пролонгирование сроков погашения отдельных кратко- и дол­госрочных обязательств;

5) изменение дивидендной политики с целью временного сниже­ния размеров дивидендных выплат.

Снижение возможности банкротства может быть также достигнуто за счет нефинансовых действий менеджера. К нефинансовым дей­ствиям можно отнести:

- вертикальную и горизонтальную диверсификацию продукто­вых линий;

- страхование наиболее рискованных операций и действий;

- повышение эффективности маркетинговой деятельности, в частности тщательный анализ рынков сбыта продукции и уход с рынков, которые находятся в состоянии устойчивого спада, или рынков, на которых уровень конкуренции достиг максимума;

- разработку и осуществление программ по сокращению расхо­дов.

Также, поскольку инфляция и цены на энергоресурсы часто про­воцируют финансовые затруднения, следует избегать долгосрочных контрактов как с покупателями готовой продукции, так и поставщи­ками сырья. В договоры и с первыми, и со вторыми следует включать условия, регулирующие изменение цен в случае роста инфляции или цен на энергоресурсы.

В случае возникновения признаков банкротства менеджеры ком­пании по поручению инвесторов в рамках мер по предупреждению банкротства могут также прибегнуть к досудебной санации (dt лат. sanatio — лечение). Досудебная санация — это меры, проводимые уч­редителями, инвесторами, кредиторами, членами трудового коллек­тива и др. по восстановлению платежеспособности компании-должника. Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность компании-должника путем оказания ему финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и восстановления платежеспособ­ности. Как правило, в соглашении о санации компания-должник при­нимает на себя определенные обязательства в пользу лиц, предоста­вивших финансовую помощь. Досудебная санация, конечно же, может принести положительные результаты, но только на непродолжитель­ное время. Финансовая помощь помогает лишь рассчитаться с креди­торами, но никак не устраняет глубинные причины финансовых за­труднений.

Продуктовая линия — группа готовых продуктов, которые тесно взаимо­связаны по типу использования. Например, разные варианты одной мо­дели автомобиля. Предприятие может использовать как одну, так и не­сколько продуктовых линий.

Однако если результаты действий менеджмента компании в рамках антикризисной программы неэффективны, то банкротство может стать юридически очевидным. Чаще всего это происходит тогда, когда в период финансовой неустойчивости менеджмент прибегает лишь к косметическим мерам и продолжает увеличивать заемный капитал, выплачивать высокие дивиденды акционерам, беспорядочно избав­ляться от активов и т.д.

12.4. Правовые процедуры несостоятельности (банкротства)

Понятие «несостоятельность (банкротство)» определяется в Законе о банкротстве путем указания на его существенные черты. Во-первых, это неспособность должника удовлетворить в полном объеме требо­вания кредиторов по денежным обязательствам, т.е. рассчитаться по долгам со всеми кредиторами. Во-вторых, это неспособность долж­ника уплатить налоги в бюджет, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и иные обязательные платежи во внебюджетные фонды. В-третьих, состояние неплатежеспособности должника трансформи­руется в несостоятельность (банкротство) только после того, как ар­битражный суд констатирует наличие признаков неплатежеспособ­ности должника.

За рамками данного издания оставлены особенности банкротства отдельных категорий юридических лиц кредитных, финансовых гра­дообразующих и стратегических организаций.

В основу определения банкротства юридических лиц положен кри­терий неплатежеспособности, существо которого состоит в следующей презумпции: если должник длительное время (свыше трех месяцев) не расплачивается с кредиторами по обязательствам и не вносит обяза­тельные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, предполагается, что он не в состоянии этого сделать, т.е. является неплатежеспо­собным. Данная презумпция строится на адекватном понимании со­временных требований имущественного оборота, участники которого должны своевременно оплачивать проданные им товары, выполнен­ные работы, оказанные услуги, своевременно возвращать полученные ими суммы займа, т.е. добросовестно исполнять свои обязательства и публично-правовые обязанности.

Должник считается неспособным удовлетворить требования креди­торов по денежным обязательствам или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с того дня, когда они должны были быть исполнены (ст. 3 Закона о банкротстве).

Заявление о признании должника банкротом принимается арбит­ражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 100 тыс. руб., а к должнику-гражданину — не менее чем 10 тыс. руб. (п. 2 ст. 33 Закона о банкрот­стве).

Таким образом, можно говорить о двух внешних признаках банк­ротства должника, которые одновременно служат основаниями для возбуждения дела о банкротстве должника: во-первых, сумма его за­долженности по гражданско-правовым обязательствам или по обяза­тельным платежам должна составить не менее 100 тыс. руб.; во-вто­рых, просрочка в уплате соответствующей задолженности должна превысить три месяца.

Из суммы кредиторской задолженности, принимаемой во внима­ние при установлении наличия признаков банкротства, исключаются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также обязательства по вы­плате авторского вознаграждения. Соответствующие кредиторы, не относящиеся к числу конкурсных, признаются привилегированными, чьи требования подлежат удовлетворению в первую очередь (ст. 64 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)). Данное обстоятельство лишает их возможности подавать заявление о признании должника банк­ротом, участвовать с правом голоса в собрании кредиторов.

Не учитываются при определении признаков банкротства также обязательства перед учредителями (участниками) должника, вытека­ющие из такого участия (например, обязанности по выплате дивиден­дов акционерам), которые носят внутренний характер и не могут кон­курировать с так называемыми внешними обязательствами, т.е. обя­зательствами должника как участника имущественного оборота перед иными участниками имущественного оборота. Учредители (участ­ники) должника — юридического лица, напротив, должны нести риск отрицательных последствий, связанных с деятельностью такого юри­дического лица.

Для определения наличия признаков банкротства и объема прав требований каждого из кредиторов в целях установления количества принадлежащих ему голосов на собрании кредиторов юридическое значение придается лишь денежным долговым обязательствам, т.е. принимается во внимание собственно задолженность за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, суммы полученного и невозвращенного займа с причитающимися на него процентами.

В то же время на всех стадиях дела о банкротстве вплоть до конкурс­ного производства не должны учитываться дополнительные обязатель­ства, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением денежного долгового обязательства, и прежде всего меры ответствен­ности, подлежащие применению к должнику в связи с нарушением этого обязательства (неустойки (штрафы, пени) и убытки). Аналогич­ный подход отмечается и к мерам финансовой (экономической) ответ­ственности, подлежащим применению к должнику за нарушение обя­занности по уплате налоговых и иных обязательных платежей.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о призна­нии должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Закона о банкротстве).

Реализация права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом со стороны конкурсного кредитора (в том числе публичных образований в лице их уполномоченных ор­ганов с требованием по денежным обязательствам) обусловлена необ­ходимостью соблюдения 30-дневного срока с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного листа в службу судеб­ных приставов, а его копии — должнику (п. 2 ст. 7 Закона о банкрот­стве).

Таким образом, обращению конкурсного кредитора в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом должны предшест­вовать определенные действия в следующей последовательности:

1) предъявление иска в суд, арбитражный суд, третейский суд о взыскании задолженности;

2) получение исполнительного листа на принудительное исполне­ние вступившего в силу решения суда о взыскании задолженности;

3) направление исполнительного листа (предъявление его к испол­нению) в службу судебных приставов и его копии — должнику.

Соответственно к заявлению конкурсного кредитора о признании должника банкротом должны быть приложены вступившие в закон­ную силу решения суда, арбитражного суда, третейского суда, рассмат­ривавших требование конкурсного кредитора к должнику.

В случаях когда дело о банкротстве должника инициируется упол­номоченным органом с требованием об уплате обязательных плате­жей, для заявителя становится обязательной следующая последова­тельность досудебных действий соответствующих (налоговых, тамо­женных и др.) органов:

- принятие акта (предписания), обязывающего должника упла­тить сумму недоимки в бесспорном порядке;

- попытка взыскания суммы недоимки с должника путем предъ­явления соответствующих платежных документов к счету должника в обслуживающем его банке;

- принятие решения об обращении взыскания на имущество должника для погашения недоимки по обязательным плате­жам.

Право уполномоченного органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом может быть реализо­вано лишь по истечении 30 дней с даты принятия решения о взыска­нии с должника недоимки по обязательным платежам путем обраще­ния взыскания на его имущество.

Должник вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом не только при наличии признаков банкрот­ства, но и в случае предвидения банкротства; когда имеются обсто­ятельства, очевидно свидетельствующие о том, что он будет не в со­стоянии исполнить денежные обязательства или обязанности по уплате обязательных платежей в установленный срок (ст. 8 Закона о банкротстве).

Главные менеджеры, в том числе финансовые обязаны знать (не­знание законов не освобождает от ответственности за их неисполне­ние), что обращение в арбитражный суд это не только право, но и обязанность. Неисполнение этой обязанности может иметь не только гражданско-правовые, но и уголовные последствия.

Закон о банкротстве (ст. 9) предусматривает случаи, когда заявле­ние о банкротстве должника должно быть подано в арбитражный суд руководителем должника, а также ликвидационной комиссией (лик­видатором) должника — юридического лица в обязательном по­рядке.

Субсидиарная ответственность руководителей должника или чле­нов ликвидационной комиссии (ликвидатора) возможна лишь перед кредиторами, обязательства которых возникли после истечения срока на подачу заявления в арбитражный суд о банкротстве должника, а стало быть вследствие неисполнения указанными лицами своей обя­занности по обращению в арбитражный суд.

Руководитель должника, члены ликвидационной комиссии (лик­видатор) помимо этого могут быть лишены права занимать руково­дящие должности (дисквалифицированы). Как уже отмечалось, мо­жет наступить ответственность, предусмотренная пп. 1 и 2 ст. 195 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) за сокрытие, передачу, отчуждение имущества, неправомерное удовлетворение отдельных кредиторов, а также ст. 196, 197 УК РФ за преднамеренное или фиктивное банк­ротство.

Заявление конкурсного кредитора подается в арбитражный суд в письменной форме. К заявлению должны быть приложены доку­менты, подтверждающие:

- обязательства должника перед конкурсным кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обяза­тельствам;

- доказательства оснований возникновения задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и другие документы);

- иные обстоятельства, на которых основывается заявление кре­дитора.

К заявлению конкурсного кредитора о признании должника банк­ротом должны быть приложены вступившие в законную силу решения суда, арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших требо­вание указанного конкурсного кредитора к должнику, а также доказа­тельства направления исполнительного листа в службу приставов и его копии — должнику (ст. 39, 40 Закона о банкротстве).

Заявление уполномоченного органа. В качестве кредитора по денеж­ному обязательству (конкурсного кредитора) могут выступать не только физические и юридические лица, но и государство, а также муниципальное образование.

Порядок участия Российской Федерации, субъектов РФ, муни­ципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (в имущественном обороте), регламентируется гл. 5 ГК РФ. Российская Федерация, субъекты РФ, а также город­ские, сельские поселения и другие муниципальные образования вы­ступают в гражданско-правовых отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

В случаях когда в роли конкурсного кредитора выступают Россий­ская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, заявле­ние о банкротстве должника подается в арбитражный суд от их имени уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ, наделены исключительным правом на подачу заявления о признании должника банкротом в связи с наличием за­долженности по налоговым и иным обязательным платежам, где со­ответствующие полномочия возложены на Федеральную налоговую службу. В данном случае государство в лице его уполномоченных ор­ганов действует уже не в качестве участника имущественного обо­рота — кредитора, а как субъект публично-правовых отношений, ре­ализующий свои властные полномочия.

К заявлению уполномоченного органа с требованиями по уплате обязательных платежей должно быть приложено решение налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имуще­ства должника (п. 2 ст. 41 Закона о банкротстве).

Возбуждение дела о банкротстве арбитражным судом. Дело о банк­ротстве должника считается возбужденным арбитражным судом с мо­мента вынесения судьей арбитражного суда определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган, обратившийся в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, может одновременно заявить ходатайство о принятии мер по обеспе­чению своих требований (арест имущества должника, запрещение должнику и третьим лицам осуществлять определенные действия, на­пример, по отчуждению имущества должника и т.п.).

Правовые последствия возбуждения дела о банкротстве. В соответ­ствии со ст. 62 Закона о банкротстве при возбуждении дела о банкрот­стве на основании заявления должника или конкурсного кредитора арбитражным судом вводится первая процедура банкротства — про­цедура наблюдения. Введение процедуры наблюдения означает опре­деленное ограничение полномочий органов управления должника, в частности на совершение сделок, связанных: 1) с получением и вы­дачей займов (кредитов); 2) выдачей поручительств и гарантий; 3) ус­тупкой прав требований; 4) переводом долга; 5) учреждением довери­тельного управления имуществом должника. Указанные сделки, а также всякие иные сделки, связанные с приобретением, отчужде­нием или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балан­совой стоимости активов должника на дату введения наблюдения, должник может совершать исключительно с письменного согласия временного управляющего. Кроме того, органам управления долж­ника — юридического лица запрещено принимать следующие реше­ния (ст. 64 Закона о банкротстве):

1) о реорганизации или ликвидации должника;

2) создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

3) создании филиалов и представительств;

4) выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

5) размещении эмиссионных ценных бумаг — облигаций;

6) выходе из состава учредителей (участников) должника, приобре­тении у акционеров ранее выпущенных акций;

7) участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, фи­нансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

8) заключении договоров простого товарищества.

В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсация морального вреда (креди­торы первой очереди).

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудо­вому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам (кредиторы второй очереди).

В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами (кредиторы третьей очереди).

Реестр требований кредиторов — документ, представляющий собой перечень кредиторов, содержащий информацию об очередности удо­влетворения и размере их требований. В соответствии с реестром тре­бований кредиторов происходит голосование на собраниях кредито­ров, а также расчеты с кредиторами. Ведет реестр арбитражный управ­ляющий или реестродержатель (профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность до ведению реестра вла­дельцев ценных бумаг).

Собрание кредиторов — специальный орган, представляющий ин­тересы кредиторов в ходе процедур банкротства должника. Участни­ками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, другими словами, кредиторы третьей очереди. Кредиторы первой и второй очереди не являются участниками собрания кредиторов и не имеют права голосовать на собрании кредиторов.

Комитет кредиторов — орган оперативного контроля со стороны кредиторов за деятельностью арбитражного управляющего, комитет кредиторов избирается на первом собрании кредиторов. Комитет кре­диторов может и не быть образован, если количество конкурсных кре­диторов, уполномоченных органов менее пятидесяти.

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к долж­нику в целях обеспечения сохранности имущества должника, про­ведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

В хронологическом порядке наблюдение является первой про­цедурой банкротства. Предшествует введению наблюдения, как пра­вило, ухудшение финансового состояния должника, приводящее к

неисполнению им своих денежных обязательств по договорам, не­уплате налогов в бюджет. Далее кто-либо из конкурсных кредиторов, уполномоченных органов или сам должник обращаются в арбитраж­ный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя, а при возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника — с даты принятия арбитражным судом заявления должника. О введении в отношении должника наблюдения арбитражный суд выносит определение, как правило, этим же определением утверждается и временный управляющий должника.

Наблюдение обычно вводится на три-четыре месяца, максималь­ный срок процедуры наблюдения в соответствии с Законом о банк­ротстве не может превышать семи месяцев.

Проводит процедуру наблюдения временный управляющий, ут­вержденный арбитражным судом. Саморегулируемую организацию, представляющую список кандидатов, указывает в заявлении заявитель по делу о банкротстве. Важно понимать, что при введении наблюдения руководитель должника не отстраняется от исполнителя своих обя­занностей. Фактически должник продолжает свою деятельность, но с определенными ограничениями. Например, органы управления долж­ника могут совершать сделки, связанные с приобретением, отчужде­нием имущества должника, балансовая стоимость которого составляет не более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения, исключительно с письменного согласия временного управляющего. Таким образом, временный управляющий не испол­няет обязанностей руководителя должника, его функцию скорее можно охарактеризовать как наблюдатель с функциями контроля.

С момента введения наблюдения требования кредиторов по денеж­ным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок испол­нения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только в порядке, установленном Законом о банкротстве. Другими словами, кредиторы не вправе требовать от должника удовлетворения своих требований в индивидуальном по­рядке.

С момента введения наблюдения судебным приставом-исполни­телем должно быть приостановлено исполнение исполнительных лис­тов по имущественным взысканиям, в том числе сняты аресты на имущество должника, за исключением исполнительных листов, вы­данных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработ­ной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об ис­требовании имущества из чужого незаконного владения, о возмеще­нии вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении мо­рального вреда.

Далее опишем примерный ход процедуры наблюдения. В течение трех дней с момента получения определения суда о своем утверждении временный управляющий обязан направить сообщение о введении наблюдения в официальное издание, определенное Правитель­ством РФ, в настоящее время такими изданиями являются «Россий­ская газета», «Коммерсант». Сообщение публикуется примерно через неделю с момента направления, после этого в течение 30 дней с даты публикации кредиторам важно предъявить свой требования к долж­нику, если данные кредиторы хотят участвовать в первом собрании кредиторов (здесь под кредиторами мы понимаем кредиторов третьей очереди, поскольку кредиторы первой и второй очереди в собраниях кредиторов не участвуют).

Временный управляющий обязан выявлять кредиторов должника, основную информацию о кредиторах управляющий обычно получает от руководителя должника. Не позднее чем через 14 дней с даты опуб­ликования сообщения о введении наблюдения временный управля­ющий должен уведомить всех выявленных им кредиторов должника, за исключением кредиторов первой и второй очереди, о введении на­блюдения. Вполне возможно, что временный управляющий не успеет или не сможет выявить всех кредиторов должника, поэтому если у кредитора появилась информация о введении наблюдения в отноше­нии должника, не стоит ждать уведомления временного управля­ющего, а необходимо отследить публикацию в «Российской газете» и «Коммерсанте» и предъявить свои требования в 30-дневный срок. Ру­ководитель должника обязан уведомить работников должника о вве­дении наблюдения.

По мере поступления требований кредиторов временный управля­ющий составляет реестр требований кредиторов, требования вносятся управляющим в реестр на основании определения арбитражного суда. Исключение составляют требования работников должника, такие тре­бования вносятся в реестр временным управляющим без определения суда.

В ходе наблюдения временный управляющий обязан принять меры по обеспечению сохранности имущества должника и провести анализ его финансового состояния. По результатам этого анализа временный управляющий подготавливает предложения о возможности или невоз­можности восстановления платежеспособности должника, обосновы­вает целесообразность введения последующих процедур банкротства.

На завершающей стадии процедуры наблюдения временный управ­ляющий созывает и проводит первое собрание кредиторов, где пред­ставляет кредиторам результаты анализа финансового состояния должника, предложения о возможности или невозможности восста­новления его платежеспособности. Кредиторы путем голосования принимают решения о целесообразности введения той или иной про­цедуры банкротства — финансового оздоровления, внешнего управ­ления, конкурсного производства, возможно, решение о заключении мирового соглашения.

Далее временный управляющий направляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии долж­ника и предложения о возможности или невозможности восстановле­ния его платежеспособности, а также протокол первого собрания кре­диторов.

Арбитражный суд в судебном заседании принимает решение о вве­дении той или иной процедуры банкротства или об утверждении ми­рового соглашения либо об отказе в признании должника банкротом и прекращении производства по делу о банкротстве. С этого момента процедура наблюдения завершается.

Первое собрание кредиторов можно назвать поворотным моментом в процессе банкротства, поскольку на нем кредиторы принимают ре­шение о дальнейшем ходе процесса: может быть избрана реабилитаци­онная (финансовое оздоровление или внешнее управление) либо лик­видационная (конкурсное производство) процедура. Собранием также может быть принято решение о заключении мирового соглашения.

Если целью кредитора является исключительно взыскание долгов и ему безразлична судьба предприятия-должника, то такому кредитору необходимо настаивать на скорейшем переходе к конкурсному про­изводству, поскольку применение к должнику процедур финансового оздоровления и внешнего управления лишь отодвинет момент удовле­творения его требований.

Если же кредитор хочет сохранить должника как предприятие и его цель — недопущение признания должника банкротом (например, предприятие-должник встроено в технологическую цепочку предпри­ятия-кредитора или должник является ключевым поставщиком кре­дитора), то на первом собрании такому кредитору необходимо наста­ивать на введении в отношении должника процедур финансового оздоровления либо внешнего управления, для того чтобы по возмож­ности восстановить его платежеспособность и не допустить открытия конкурсного производства. Другим вариантом, приемлемым как для должника, так и кредиторов, может стать заключение мирового согла­шения.

Примерная повестка первого собрания кредиторов выглядит сле­дующим образом.

1. Отчет временного управляющего, включающий результаты ана­лиза финансового состояния должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

2. Выбор дальнейшей процедуры банкротства (финансового оздо­ровления, внешнего управления, конкурсного производства).

3. Образование комитета кредиторов, определение количествен­ного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов.

4. Определение требований к кандидатурам арбитражного (адми­нистративного, внешнего, конкурсного) управляющего.

5. Определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управля­ющих.

6. Определение размера вознаграждения арбитражного управля­ющего,

7. Выбор реестродержателя.

8. Избрание представителя собрания кредиторов.

После получения от временного управляющего уведомления о пер­вом собрании кредитору желательно заранее ознакомиться с представ­ляемыми собранию материалами: реестром требований кредиторов, отчетом временного управляющего и прилагаемыми к нему докумен­тами. Отсутствие в уведомлении о первом собрании кредиторов вре­мени и места предварительного ознакомления с предлагаемыми для рассмотрения материалами может служить причиной признания пер­вого собрания кредиторов недействительным.

В первом собрании кредиторов принимают участие с правом голоса конкурсные кредиторы и уполномоченные органы (кредиторы третьей очереди), чьи требования внесены в реестр требований кредиторов. При этом кредитор обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру его требований к общей сумме требова­ний по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения пер­вого собрания кредиторов. Первое собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и упол­номоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: