Структура культуры. Можно ли говорить о строении, структуре культуры?

Можно ли говорить о строении, структуре культуры? В наличии закона внутреннего строения культуры сомневаться не приходится: строение культуры отражает строение деятельности. Внутреннее строение такой сложной системы, как культура, многомерно: тут пересекаются разные плоскости дифференциации форм её существования. Можно выделить в культуре, во-первых, две грани – технико-технологическую и предметно - продуктивную; во-вторых, как минимум, три слоя – материальный, духовный и художественный; в-третьих, путём морфологического анализа деятельности обнаружить сложное внутреннее строение слоёв и граней культуры.

Широко распространено разделение культуры на материальную и духовную. Но не следует огрублённо понимать такое деление, то есть абсолютизировать противоположность материальной и духовной культур и представлять дело таким образом, будто первая есть только материальное, а вторая – только духовное. Ведь даже самый примитивный физический труд опосредован сознательной целью и опережающим каждое действие идеальным его моделированием. В этом смысле Маркс характеризовал промышленность как чувственно представшую перед нами человеческую психологию. Но ведь и любой познавательный или идеологический акт закрепляется в некоей системе знаков, то есть приобретает материальную оболочку: на «духе» с самого начала лежит проклятие – быть «отягощённым» материей звуковой речи. Таким образом, соотношение материального и духовного слоёв культуры характеризуется диалектикой связи и различий: оба они принадлежат к культуре и находятся в постоянном и многостороннем взаимодействии, различаясь, в то же время, законами бытия и развития. При определении места, занимаемого художественной культурой, иногда возникает вопрос, являются ли художественная и эстетическая культуры разными социальными явлениями или это разные обозначения одного и того же феномена. Можно, пожалуй, заключить, что художественная культура есть особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности – художественного творчества, художественного восприятия, художественной критики и т.п. Эстетическая же культура не имеет самостоятельной локализации, так как носителями эстетических ценностей, кроме художественных явлений, служат также продукты и процессы всех конкретных форм деятельности как из области материальной, так и из области духовной культуры (например, красивыми могут быть машина, симфония, поступок, теория, любая работа, выполняемая мастером своего дела). Можно, следовательно, говорить об эстетическом потенциале культуры как одном из её параметров. Чтобы убедиться в том, что художественная культура есть относительно самостоятельный – третий – слой культуры, существующий наряду с материальным и духовным слоями, проанализируем соотношение материального и духовного в искусстве. Начнём с архитектуры, прикладного искусства, дизайна, которые воплощают известное равновесие материально-технической и духовно-эстетической сторон деятельности. Вряд ли нужно доказывать, что эти виды искусства нельзя включать ни в материальную культуру, ни в духовную, т.к. они принадлежат как бы одновременно и той, и другой. Что касается классических, «чистых» видов искусства (танец, музыка, живопись, скульптура, сценическое искусство), то и тут материальная сторона не является обычным для духовного производства способом материального закрепления выражаемых понятий и идей. Особое значение материальной стороны обусловлено здесь тем, что, в отличие от проектирующей деятельности инженера, творчество художника не безразлично к тому, какое конкретное материальное воплощение получит создаваемый им идеальный образ. В искусстве происходит реальное конструирование таких материальных объектов – пластических, звуковых, мимико-жестикуляционных. – которые должны адекватно воплощать вкладываемую в них поэтическую информацию. Здесь происходит удивительный процесс слияния материальной формы и духовного содержания, которое не может быть перекодировано, переложено в другую форму без той или иной степени искажения. Материальная сторона играет в искусстве не только отрицательную (ограничивающую духовность), но и положительную роль, т.к. именно в ней, с ней, через неё возникает художественная выразительность и эстетическая ценность образа. Наконец, даже словесное искусство, как бы ни казалось полностью дематериализованным и тем самым сходным с научно-философско-публицистическими формами духовной деятельности, всё же принципиально отлично от них в рассматриваемом нами отношении. Печать чувственности, материальности лежит и на словесном искусстве, которое потому-то и обращается не к мысли читателя (к которой апеллирует учёный), а к его воображению, к его способности представить воссоздаваемый художником материальный мир. Литературное произведение является звуковой конструкцией, подобной музыкальной и тоже требующей озвучивания (особенно поэзия).

Таким образом, материальность играет во всех видах искусства принципиально иную роль, чем в духовной деятельности. Здесь – в области художественной деятельности – речь идёт об особой – целостной – структуре, в которой материальное и духовное органически соединяются. Эта органичность, не известная формам духовной деятельности, и позволяет выделить художественную культуру как особый, самостоятельный и центральный, слой культуры, который вплотную подходит с одной стороны к слою материальной культуры (близость архитектуры к технике), а с другой – к слою культуры духовной (близость литературы к науке и идеологии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: