double arrow

Культура и цивилизация. С целью конкретизации содержания понятия «культура» необходимо обратиться к рассмотрению понятия «цивилизация»

С целью конкретизации содержания понятия «культура» необходимо обратиться к рассмотрению понятия «цивилизация», которое в отечественном обществоведении стало очень широко использоваться на рубеже 80-90 годов прошлого века в связи с переоценкой идеологических ценностей, происходившей в нашем обществе по ходу крушения советской общественной системы. Публицисты и некоторые культурологи утверждали тогда (вероятно, и сегодня представляют себе дело таким же образом), что цивилизация представляет угрозу для культуры; культуру же они явно отождествляли с совокупностью художественных и некоторых духовных ценностей. Такие представления о культуре и цивилизации можно объяснить не в последнюю очередь недостатком знаний о предмете суждения.

Одним из первых, кто стал противопоставлять культуру и цивилизацию, был немецкий культуролог О. Шпенглер, написавший в начале ХХ века широкоизвестный труд «Закат Европы». Там он обосновывал тезис о надвигающейся гибели Западной Европы в связи с тем, что люди чрезмерно увлеклись созданием материальных благ в ущерб духовной стороне своей жизни. Причина этого неблагополучия, как считал Шпенглер, не столько в ошибочной стратегии людей, а в том, что плоды цивилизации сами по себе губительны, ибо заставляют человечество забывать о главном.

Выяснение соотношения между культурой и цивилизацией предполагает знакомство с содержанием этих понятий. Наши представления о культуре изложены выше. Что касается понятия «цивилизация», то оно имеет ряд смыслов:

а \ французские просветители XVIII века считали, что вся предшествующая им история человечества представляет собой череду тёмных веков, жизнь непросвещённых людей, нецивилизованное бытие не только «низов», но и «верхов». Свою задачу они видели в том, чтобы просветить народ и построить общество на основах разума и справедливости – цивилизованное общество;

б \ историко-культурологическая концепция европоцентризма включала положение о цивилизации как высоком уровне материальной и духовной культуры западноевропейских народов, утверждая, что остальная часть человечества ещё недостаточно цивилизована;

в \ русский культуролог XIX века Н. Я. Данилевский использовал термин «цивилизация», говоря о разнообразии культурно-исторических типов, существовавших в прошлом и существующих в настоящее время;

г \ немецкий философ XIX века Ф. Энгельс вслед за американским этнографом Л. Морганом писал: «Цивилизация (как третий этап истории первобытного общества.- Авт.) является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всём прежнем обществе». Периоду цивилизации, по Моргану-Энгельсу, предшествуют в первобытном обществе периоды дикости и варварства; вслед за ним наступает период рабовладения;

д \ в отечественной философии ХХ века термином «цивилизация» охватывалась вся совокупность достижений в области производства, быта и в политико-правовой сфере.

Придерживаясь последнего толкования понятия «цивилизация», можно сказать, что достижения в этой сфере культуры никак не тормозят достижения высоких показателей в остальных сферах культуры. От субъекта культуры целиком зависит, как будут развиваться все элементы её структуры: равномерно или с перекосами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: