double arrow

Духовная культура



Духовная культура образуется совокупными усилиями таких видов деятельности, как преобразование, познание, оценка и общение, и имеет поэтому четырёхчленную структуру.

Первый из четырёх разделов духовной культуры – проективная культура – порождается созидательной активностью человеческого воображения. Проективный вид деятельности имеет величайшую культурную ценность, поскольку, как правило, предшествует материальной, предметной практике, предлагая ей специально разработанные модели её будущих созданий. Со временем эта сторона духовной деятельности превратилась в специализированную отрасль духовного производства. Так выделилась профессия инженера-проектировщика; всё более распространённой в истории культуры становилась деятельность политиков, юристов, социологов, разрабатывавших проекты новых социальных институтов, новых форм устройства общества. Объектом такого проектирования становился и сам человек – его новые и более совершенные формы проектируют, с одной стороны, врачи, а с другой стороны, педагоги. Наконец, в собственной жизни каждый человек проектирует самого себя в будущем – как свой идеал, как модель своего потребного будущего.




Практически-духовная, проективная деятельность имеет, таким образом, четырёхслойное внутреннее строение, определяемое характером проектируемых предметов.

Структура второй области духовной культуры – культуры познания – охватывает плоды познавательной деятельности. Она выступает в виде совокупности знаний о тех же четырёх объектах: о природе, об обществе, о человеке и о внутреннем «я» познающего субъекта. Результаты познания первых трёх объектов существуют и на научном и на донаучном уровнях. Самопознание же чаще всего выступает не в форме науки, а в виде нефиксированного или фиксированного в дневниках, письмах, исповедях самонаблюдения-самоанализа.

Строение третьего раздела духовной культуры – культуры оценки – связано с ценностно-ориентационной, идеологической деятельностью.

Центральным объектом ценностного осмысления является человек. Для ценностного сознания наибольший интерес в человеке представляет его социально-духовная сторона, поскольку она зачастую представляется более важной и более поддающейся целенаправленному воздействию, чем физическая. Поэтому ценностно-ориентационная деятельность выражается прежде всего в плоскости нравственной, где устанавливаются нормы человеческого поведения и оценка внутреннего мира человека.



Поскольку человек живёт в социальном пространстве, постольку ценностное сознание оказывается призванным определить, каким должно быть само общество – его государственный строй и юридические установления. Соответственно вычленяются политическая и правовая плоскости ценностной ориентации.

В связи с тем, что физический облик, внутренний мир и поведение человека, а также природа, в которой развёртывается его бытие и частью которого он является, могут быть сопряжены с человеческими идеалами и измерены их мерой, постольку выявилась ещё одна плоскость ценностных ориентаций – эстетическая. В ходе исторического развития культуры обнаружилось, что в этой же плоскости может определяться также ценность различных социальных институтов. Так эстетическое оценивание обнаружило свою всеобщность.

Существует и ещё одна плоскость ценностных ориентаций – религиозная, которая по своему охвату сопоставима с эстетической. Религия также имеет в центре внимания человека, а затем уже распространяет свой интерес на природу и общество. Особенность религиозной точки зрения на человека, природу, общество заключается в том, что она соотносит их со сверхъестественным, запредельным, находящимся вне нашего мира – богом, представляющим собой духовную компенсацию вожделенного и отсутствующего. Поэтому религиозная плоскость ценностной ориентации в истории была тем весомее, чем слабее оказывался человек перед лицом природы, общественных сил, другим человеком. В религиозных ценностях обнаружилось отчуждение человека от реального мира.

Четыре плоскости оценки человека и его окружения как особенность духовной культуры существуют во взаимном проникновении, хотя самому человеку или обществу может казаться реальностью их изолированное существование или подчинение всех какой-либо одной. Главная особенность идеологической сферы заключается в том, что в ней наиболее непосредственно и остро запечатлены противоречия в социальной жизни. К этой сфере культуры прежде всего относятся слова о том, что в антагонистическом обществе каждая национальная культура включает две культуры. Если труд, познание, общение обладают общечеловеческой ценностью, так как каждый из этих видов деятельности способствует совершенствованию человека и общества, росту их сил и свободы, то идеологические представления и учения могут быть и прогрессивными и реакционными, и демократическими и антинародными, и гуманистическими и антинародными. На этой основе возникает парадоксальная ситуация: в ряде случаев ценностный элемент культуры оказывается культуроразрушающим (вспомним хотя бы нацистскую идеологию, советскую псевдосоциалистическую идеологию и их влияние на культуру, маоистскую идеологию и «культурную революцию» в Китае).

Наконец, четвёртой областью духовной культуры является духовное общение людей в самых разнообразных формах в зависимости от особенностей предмета общения.

Душевный контакт партнёров есть высокая культурная ценность, а некоммуникабельность, напротив, - явление патологическое с точки зрения нормального функционирования культуры. Социальное значение общения столь велико, что разрушение его возможностей становится одной из глубочайших трагедий человеческой жизни и тяжкой общественной карой (обычай изгнания из племени, остракизм, одиночное заключение и т. п.).

История культуры показывает, как воспитание в массе людей качества общительности в той или иной конкретной его модификации, равно как и воспитание эгоистической замкнутости, индивидуалистического эгоцентризма в очень значительной мере зависит от общественных отношений, от господствующих в данной социальной среде ценностных ориентаций (вспомним красоту общения в цивилизованных социальных группах, умение интересно и весело проводить время с знакомыми и малознакомыми людьми и распространённый в части нашего общества стимул общительности, без которого не обходится ни праздник, ни встреча приятелей). Сплочённость, солидарность, готовность к взаимной выручке, а если надо – к самопожертвованию, характерны для периодов восхождения каждой общественной формации, а самоизоляция личности, связанная с затуханием социальной ответственности, анемия общительности – это социально-психологический феномен, характерный для периода распада общества.

Структура предметно-продуктивной стороны

проективной культуры

Область действительности Результат
Проектирование материального производства Конструкция сооружения
Проектирование общественного устройства (политические, правовые, социологические проекты общественных институтов) Программа политической партии, принятие закона и т. п.
Проектирование человека педагогами и медиками, родительские планы воспитания ребёнка План воспитательной работы учителя, программа оздоровления населения
Самопроектирование человека Намерение сбросить лишний вес

Структура предметно-продуктивной стороны культуры познания

Знание о природе (обыденное, донаучное, научное)
Знание об обществе (обыденное, донаучное, научное)
Знание о человеке (обыденное, донаучное, научное)
Самопознание (нефиксированное или фиксированное в дневниках, письмах, исповедях)

Структура предметно-продуктивной стороны

ценностно-ориентационной культуры (культуры оценки)

Групповая (классовая, национальная, конфессиональная и др.) оценка Оценка человека, его поведения, оценка социальных групп и отдельных обществ, наконец, всего человечества в его отношении к природе в соответствии с понятиями о добре и зле (нравственная оценка) Общечеловеческая
Оценка общества, социальных групп, личности в соответствии с представлениями о справедливом устройстве общества (политическая и правовая оценки)
Оценка индивида, его физического облика, внутреннего мира, его поведения; оценка взаимоотношения людей; оценка природы в соответствии с понятиями о прекрасном и безобразном (эстетическая оценка)
Оценка человека, общества, природы в сравнении с потусторонним идеалом (богом) – религиозная оценка


Сейчас читают про: