Универсалии культуры

Существует ли нечто существенно общее между культурами, отдалёнными друг от друга тысячелетиями истории человечества? Имеется ли нечто общее между культурами разных народов, существующих в одну и ту же историческую эпоху, но существенно отличающихся друг от друга по природным условиям, различию в уровне развития производительных сил, науки, образования и т. п.?

История человечества давно засвидетельствовала, что способность одного народа осваивать достижения другого – один из главных показателей жизнеспособности его культуры, индикатор прогресса. Использование этой способности приводит к тому, что происходит взаимное обогащение культур и выравнивание их уровней. В этом процессе постепенно формируются универсалии в сфере культуры – общие элементы жизни разных народов. Универсалия есть предпочтение, которое отдают некоторому взгляду или типу поведения большинство людей, независимо от того, соответствует ли их собственное поведение этому взгляду или типу поведения.

Процесс формирования универсалий культуры ускорился в связи с превращением истории человечества во всемирную историю. Особенно быстрыми темпами этот процесс происходил в связи в формированием буржуазных общественно-экономических отношений и их распространением на всей планете.

Достаточно беглого взгляда на историю народов и человечества в целом, чтобы прийти к выводу: в каждой культуре мы находим уважение к трудолюбию, хотя оно и не разделяется всеми людьми, принадлежащими к данной культуре. Даже в рабовладельческом государстве, где труд, создающий материальные ценности, является преимущественно делом рабов, уважение к труду (конечно, не ко всем его видам) образует нравственную норму. И некоторые римские авторы связывают кризис рабовладельческого общества с исчезновением уважительного отношения к производительной – в первую очередь земледельческой – деятельности.

К числу универсалий культуры кроме уважения к трудолюбию относятся уважение к материнству, гостеприимство, восхищение смелостью, мужеством, самообладанием перед лицом смерти, презрение к трусости.

Ещё одна универсалия – индивидуальная половая любовь (в отличие от простого сексуального предпочтения): в ходе развития общества выбор своей судьбы становится всё более превалирующим, когда решается вопрос о создании семьи.

В процессе складывания перечня универсалий важнейшее место занимает отношение к войне. Несмотря на её осуждение многими мыслителями ещё со времён античности как преступления перед человечеством, до сих пор иногда даже люди безупречной нравственности видят в войне – в уничтожении других людей – арену, на которой испытываются и закаляются замечательные человеческие качества: храбрость, выносливость, мужество, способность к самопожертвованию. Но разве эти качества не могут быть продемонстрированы в мирной жизни? Отрицание войны мировым сообществом становится ещё одной универсалией культуры.

Экологическая культура, создание которой объединяет усилия всех народов, может стать новой реальностью лишь как система универсалий культуры.

Ещё один пример формирования универсалии культуры – декалог как свидетельство расширения поля действия нравственных норм, признававшихся ранее лишь в очень ограниченных (племенных, клановых и т. п.) рамках и ставших ориентиром нравственного поведения для значительной части населения планеты.

Идеал правового государства есть не просто мечта, обосновывавшаяся английскими, французскими, немецкими просветителями в XVII-XVIII веках, но отражение реальных общественных потребностей в соблюдении общих норм взаимоотношений людей, народов, стран.

Универсалии культуры являются частью фактом, частью – настоятельным требованием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: