Объект, предмет социологии и психологии управления
Предмет СПУ – управленческие отношения и способы управленческой деятельности. Предметная область: органы управления, социальные цели управления, исследование проблем дисциплины, ответственности, исполнительности (выражение социальных отношения).
Управленческие отношения – социальные институты, организации и индивиды. Возникают при непосредственном выполнении функций управления. УО – вид общественных отношений при организации совместной жизнедеятельности. Основные виды: отношения централизма и самостоятельности, ответственность, состязательность, субординация.
Объект СУ – управленческие процессы, протекающие в обществе, подсистемах или организациях. Предмет СУ – изучение, оценка и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом.
Это, кстати, текст из слайда, безбожно скопированный с
kubsau.ru/upload/iblock/bba/bbae3c0faae566b8f5195b0be8043552.doc
Задачи и функции социологии и психологии управления
Задачи социального управления:
· изучение реальных факторов социальной ткани управленческой деятельности;
· выделение приоритетных фактов;
· определение тенденций и внедрение…?
· построение наиболее вероятных направлений сценариев развития управленческой деятельности.
Функции социального управления:
· познавательная
· оценочная
· образовательная
· технологическая
· прогностическая
Основные научные подходы в социологии и психологии управления
· Социально-организационный. Центральная проблема – эффективность и надежность организации. В рамках подхода решаются вопросы целеполагания, управляемости и гибкости организации, стратегии и тактики управления, творческого и рутинного в отношениях людей и проч. Отличительная черта – взгляд на организацию как на социальный организм.
· Ситуационный. Выбор оптимального решения определяется особенностями ситуации, в которой находится объект управления.
· Творческий. Означает нацеленность социологии управления на выработку и применение оригинальных, нестандартных решений, разработку новаторских приемов, позволяющих значительно повысить эффективность управления.
· Дескриптивный. Предполагает анализ объекта социального управления, оценки его состояния и возможностей изменения. Ограничивается описанием наблюдаемых свойств.
Принципы социологии и психологии управления
1. Органическая взаимообусловленность и целостность субъекта и объекта управления.
2. Легальность формы управления.
3. Обеспечение внутренней правовой регламентации.
4. Единство социализации и унификации процессов управления.
5. Многовариантность решений.
6. Мобильность.
7. Устойчивость.
8. Автоматизация управления.
9. Единство руководства.
Принципы взяты со слайда. Мне они не нравятся. Вот лучше:
Принцип объективности означает необходимость научной обоснованности управленческой деятельности достижениями общественных и естественных наук, а также результатами конкретных социологических исследований.
Принцип системности выражается, во-первых, в понимании объекта управления как системы, во-вторых, в понимании управленческого воздействия как системного по логике и применяемым средствам.
Принцип комплексности означает требование учитывать в каждом социальном явлении, подвергающемуся управленческому воздействию, все его аспекты: экономические, социальные, духовные, политические и другие.
Принцип конкретности выражается в соответствии управленческой задачи социально-психологическим и иным качествам исполнителей.
Принцип основного звена выражается в требовании определения главной задачи среди всего комплекса взаимосвязанных задач.
Принцип адресности предполагает выделение конкретных исполнителей и закрепление вполне определенного круга задач, осуществление которых необходимо для достижения поставленной цели.
Принцип законности – это обязательное исполнение законов и иных правовых актов всеми участниками управленческого процесса.