Структура социологии

Основные предпосылки возникновения социологии.

1. Социология — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Термин «социология» впервые был введён в научный оборот О. Контом в 1832 году в 47й лекции «Курса позитивной философии»

О бъектом социологического познания является общество. Сам термин <социология> в буквальном переводе означает <наука об обществе>. Более сложным представляется вопрос о предмете социологии, поскольку ответ на него во многом зависит от исходных методологических принципов исследователя, его принадлежности к той или иной научной школе, тому или иному научному направлению.

Предметом изучения социологии являются социальные системы, элементы и условия их существования, закономерности социальной жизни, все способы взаимодействия и формы объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. Следует иметь в виду, что предмет социологии не является стабильным, зафиксированным раз и навсегда. Представления о нем постоянно меняются, что связано как с прогрессом самого научного знания, так и с потребностями развития современного общества.

Выделение объекта и предмета социологии позволяет определить ее как науку о законах функционирования и развития общества и его структурных элементов, механизмах и формах проявления социальных процессов и отношений, закономерностях социального поведения людей, групп и общностей.

Структура социологии

Современная социология представляет собой сложную разветвленную систему научного знания, которая может быть структурирована по различным основаниям. В зависимости от объекта исследования социология подразделяется на общетеоретическую, отраслевую и микросоциологию.

Общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование ориентирована на выявление общих закономерностей функционирования и развития общества как целостной социальной системы. Отраслевая социология как социологическое исследование среднего уровня занимается изучением отдельных сфер социальной жизни.

В ней выделяют три раздела: исследование социальных институтов (социология семьи, образования, науки, политики, права и т.д.); исследование социальных общностей (социология социальнопрофессиональных групп, толпы, публики, этнических общностей, территориально-региональных образований и др.); исследование социальных процессов (социология конфликтов, урбанизации, процессов массовой коммуникации и т.д.). Микросоциология изучает социальные явления и процессы сквозь призму конкретных взаимодействий людей в их повседневной жизни.

В зависимости от уровня получаемого знания социология подразделяется на теоретическую и эмпирическую. Для теоретического социологического исследования первостепенное значение имеют глубокое обобщение накопленного фактического материала и создание на этой основе теорий и концепций, объясняющих закономерности развития социальных явлений и процессов. Эмпирическая социология занимается сбором фактических данных и их первичной обработкой. Следует отметить, что в социологическом исследовании нельзя разрывать эмпирическое и теоретическое, поскольку это две стороны единого целостного процесса познания социальной реальности.

В зависимости от целей и задач социологические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные. Цель фундаментального исследования получение нового научного знания, открытие новых социальных законов, обогащение методологических основ самой социологической науки. Задачи прикладного социологического исследования связаны с изучением конкретных вопросов социальной жизни, поисками решения актуальных общественных проблем. Как теоретические, так и эмпирические социологические исследования могут иметь и фундаментальную, и прикладную направленность.

В научной и учебной литературе можно встретить также другие трактовки структуры социологии. Одни исследователи придерживаются традиционного трехуровневого варианта: общая социологическая теория, специальные (частные) социологические теории и конкретные (эмпирические) социологические исследования. Другие пытаются модернизировать этот подход, выделяя социальную инженерию как уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных систем и моделей общественного развития.

Третьи включают в структуру социологического знания такие элементы, как социальная философия, теоретическая социология, конкретно-социологические дисциплины (специальные теории), прикладная социология, практическая социология. Все это свидетельствует о том, что представление о структуре социологии постоянно эволюционирует, меняется и уточняется по мере развития самой социологической мысли.

Социология занимает особое место в системе общественных наук. Это обусловлено рядом причин:

Вопервых, социология в отличие от большинства других общественных наук изучает общество в целом как единую социальную систему; вовторых, социология выступает в качестве теоретической и методологической основы для специальных общественных наук; втретьих, социология разрабатывает методы социального измерения, технику и методику изучения жизнедеятельности человека, которые используются другими общественными и гуманитарными науками. В то же время социология не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками. Особенно тесные связи сложились у социологии с философией, историей, политологией, экономической наукой.

Изначальной целостностью социальной мысли определяется общее между социологией и философией. Обе эти науки рассматривают общество в целом как интегральное образование не сводимое к простой сумме составляющих его элементов. Однако социология изучает законы меньшей степени общности, нежели философия. Совершенно очевидно, что понятия и категории социологии более конкретны по сравнению с понятийным аппаратом философии: если философия изучает такие понятия, как материя и сознание, то социология социальную структуру, социальные институты, социальную организацию общества. Целью философии выступает выработка мировоззрения, а социологии получение достоверных данных о жизни общества.

Диалектическое взаимодействие между философией и социологией проявляется в том, что первая из них формулирует основополагающие принципы понимания общества, а вторая уточняет и конкретизирует эти положения на основе анализа социальной жизни людей во всем ее реальном многообразии.

Социология тесно связана с исторической наукой. Их взаимоотношения определяются прежде всего тем, что социологические положения и выводы опираются на обобщение исторические фактов, исторического опыта. Обращение к методам социологических исследований помогает историкам преодолевать описательный подход к изучению исторических фактов. Углубление взаимосвязи социологии и истории проявилось в возникновении новой научной дисциплины исторической социологии, призванной осуществить социологический анализ социального опыта прошлого.

Важным представляется вопрос о соотношении социологии и политологии: с одной стороны, закономерности политической жизни нельзя выявить без учета особенностей развития общества в целом, а с другой общество нельзя понять и изменить не учитывая того влияния, которое оказывают на него" различные политические структуры, институты и организации. И социология, и политология обладают способностью быстро реагировать на любые события в обществе, при помощи пилотажных или зондажных исследований оперативно изучать общественное мнение, его динамику в зависимости от политической ситуации Не случайно на стыке социологии и политологии возникла новая научная дисциплина политическая социология.

В то же время социология и политология это разные науки; одна исследует социальную реальность, другая политическую сферу жизни общества. Поскольку закономерности политической жизни общества могут быть правильно поняты лишь с позиции знания общих социальных законов, социология выступает в качестве общетеоретической основы по отношению к политологии. В свою очередь политологические исследования дают необходимый материал для относительно более широких социологических обобщений.

Эффективное взаимодействие существует между социологией и экономической наукой. Социологические исследования не могут не опираться на экономическую теорию, так как процессы, происходящие в сфере материального производства и экономической деятельности людей, оказывают большое воздействие на развитие общества. Но и сами экономические процессы все больше оказываются в зависимости от социальных условий и факторов, потребностей и интересов людей, их мотивации, отношения к труду, ценностных ориентации. Поэтому социология помогает экономистам анализировать роль человеческого фактора на производстве, его влияние на рост производительности труда, повышение качества продукции, решение технологических и управленческих проблем современного предприятия.

Органическим проявлением такого сотрудничества стало возникновение нового научного направления экономической социологии, предметом изучения которой выступают социальные закономерности функционирования и развития экономики, воздействие социальных факторов на сферу экономических отношений.

Существуют определенные связи социологии с естественными и точными науками. Именно в процессе взаимодействия социологии с биологией нашел выражение системный подход в науке, получили развитие социальная экология и социальная медицина. Особое значение имеет взаимодействие социологии с математикой, поскольку развитие конкретных социологических исследований невозможно без широкого применения специальных математических методов.

Со циально-исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии

Становление социологии как самостоятельной науки происходило на фоне длительного развития, последствия которого оказывают влияние и сегодня.

Это развитие было обусловлено четырьмя предпосылками:

1) идеей естественного общественного порядка, который обладает собственной рациональностью и поэтому не может быть подчинен государству как политическии-нституциональному порядку, а противостоит ему и считается отдельным от него;

2) развитием рыночной экономики, носителем которой является не государство, а гражданское общество;

3) идеей историзма как основой интереса к смыслу и направленности исторического процесса;

4) разработкой современной концепции науки и научного прогресса.

История возникновения и развития социологии.

1. Огюст Конт (1798-1857) французский мыслитель, который считается основоположником социологии как самостоятельной науки. Главный труд Конта шеститомный <Курс позитивной философии>, где впервые давалось развернутое обоснование необходимости научного изучения общества, вводился сам термин <социология> и намечались общие контуры новой науки.

Социология понималась Контом как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе. В классификации наук она занимает самое почетное место и призвана открывать и описывать единые, универсальные законы развития общества, неотделимые от законов природы.

Социологический проект Конта основывался на позитивистской доктрине, ядро которой составляли следующие принципы:

- натурализм, согласно которому социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности;

- методы социального исследования должны быть аналогичны методам естествознания;

- истинность понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических проверок;

- социальные явления должны быть описаны и выражены в количественных показателях;

- социолог должен воздерживаться от ценностных суждений.

Значительное внимание Конт уделял разработке методов социологического исследования. Он выделял четыре основных метода: наблюдение, эксперимент, сравнение и метод исторического анализа. При этом наблюдение оценивалось как главный метод, требующий использования математических процедур и замеров изменения состояния социальных объектов. Конт поставил проблему достоверности и точности наблюдений, разработки процедур этого метода, но не решил ее изза недостатка опыта эмпирических социальных исследований.

Социологию в целом Конт подразделял на две части: социальную статику и социальную динамику. Первая призвана изучать строение общества, его структурные элементы, вторая законы социального развития.

В рамках социальной статики Конт выделял три главных социальных института: семью, государство и религию. Семья образует ту простейшую единицу, которая лежит в основе общества. Ее важнейшая функция воспитание молодого поколения в духе альтруизма, преодоления эгоистических наклонностей человека. Государство выступает как блюститель общественного порядка, согласующий интересы различных социальных группа Религия выражает духовное, моральное единство общества. Она составляет основу социального порядка: рушится вера распадаются и социальные связи. Последнее особенно проявляется в ходе революций с их <анархией умов>.

Социальная динамика это позитивная теория общественного развития. Первичным фактором социальной динамики является духовное, умственное развитие. Ко вторичным факторам Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность жизни человека, рост народонаселения, общественное разделение труда.

Конт полагал, что социальные изменения носят закономерный характер. В развитии общества он выделил три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Теологическая стадия охватывает древность и раннее средневековье вплоть до XVIII в. Она характеризуется господством религиозного мировоззрения и распространением военноавторитарных режимов. Метафизическая стадия включает период с XIV по XVIII вв., в котором доминируют философско-метафизические воззрения. Сыграв положительную роль в разрушении теологизма, эти воззрения породили другую крайность революцию, <анархическую республику>, социальную дезорганизацию.

Высшая, позитивная стадия начинается, по Конту, в XIX в. и связана с утверждением научного, позитивного сознания. На этой стадии устанавливается социальная гармония, происходит быстрое развитие промышленности и науки, наступает расцвет культуры, достигается победа альтруизма над эгоизмом, полностью уходят в прошлое военный дух и милитаризм. В центр духовной жизни выдвигаются ученыепозитивисты, а на смену аристократии приходит социократия, основу которой составляют промышленники и специалисты в области управления.

В учении о социальной динамике Конт характеризовал развитие общества как прогрессивное. Он подчеркивал, что человечество беспрерывно совершенствуется в процессе развития цивилизации с физической, нравственной, умственной и политической точек зрения. Конт указывал на большую роль в этом процессе общественного разделения труда и, в частности, политической деятельности.

Конт был убежденным эволюционистом и считал, что изменения в обществе должны носить постепенный, плавный, мирный характер. Он также признавал необходимость частной собственности, полагая, что неважно, кому принадлежат капиталы, лишь бы их использование приносило пользу всему обществу. Идеалом общественного устройства Конт считал социальный порядок, основанный на солидарности всех слоев и групп общества. По его мнению, в достижении социальной гармонии большую роль может сыграть социологическая наука, которая призвана найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества.

Заслуга Конта состояла в том, что он обосновал необходимость научного изучения общества, выделил социологию в качестве самостоятельной науки, ввел само понятие <социология>, показал важность социологической науки для решения социальных проблем.

2. Натурализм в социологии означает ориентацию теории и методов социологии на методы естественных наук. В XIX – начала XX вв. существовали две главные формы натурализма – социалбиологизм и социальный механицизм. Господствующим было первое направление, представленное концепциями социального органицизма и социального дарвинизма.

Представители социалбиологизма стремились понять законы функционирования и развития общества путем установления аналогий с биологическим организмом или биологической эволюцией в целом.

Социальный органицизм – методологическая ориентация концепций общества на аналогии с понятием организма как единого целого (Г. Спенсер, А. Шеффле, Р. Вормс)

Следствием дальнейшего развития этого направления стало возникновение эволюционизма.

Идея эволюционизма проникает в социологию после выхода в свет работ Чарльза Дарвина.

Социальный эволюционизм представлял собой попытку глобального осмысления исторического процесса как части общего бесконечного процесса эволюции космоса, планетной системы, Земли, культуры. Особое место в пропаганде этой идеи сыграли работы Герберта Спенсера (1820-1903) – выдающегося английского философа и социолога.

Теоретические взгляды Спенсера сформировались под влиянием достижений естественных наук, работы Ч. Дарвина “Происхождение видов”, а также трудов Адама Смита. Центральным звеном его мировоззрения является идея всеобщей эволюции. Социальная эволюция составляет часть универсальной эволюции. Она состоит в усложнении форм общественной жизни. Спенсер представлял социальную эволюцию не как единый процесс, а как множество относительно автономных процессов.

Спенсер впервые дал систематическое изложение предмета, задач и проблематики социологии в работе “Основания социологии”. Задача социологии, по Спенсеру, – изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений.

Классический эволюционизм оказал значительное влияние на духовную и научную жизнь эпохи, способствовал появлению новых научных школ и направлений. Одним из них было социалдарвинистское направление в социологии. Это направление связано с именами Спенсера, Гумпловича и др.

Социальный дарвинизм провозгласил закономерности биологической эволюции, принципы естественного отбора в качестве определяющих факторов общественной жизни. Основная идея этого направления сводится к тому, что в основании социальной структуры лежат природные способности человека, а все социологические положения должны находиться в соответствии с естественными законами.

Людвиг Гумплович (1838-1909), с одной стороны, стремился развить ортодоксальные подходы социалдарвинизма, а с другой, ориентировался на поиск новых концептуальных горизонтов. Привлечение психологических знаний позволило ему увидеть социальные процессы как процессы социальнопсихологического взаимодействия. Предметом социологии он считал социальные группы, а главным фактором социальной жизни – непрерывную, беспощадную борьбу между ними.

Теоретические представления Гумпловича были ориентированы на обоснование неизбежности социальных конфликтов и общественного неравенства людей. Он отвергал идею классовой борьбы, противопоставляя ей борьбу рас. Гумплович утверждал, что любой мощный этнический или социальный элемент стремится к порабощению слабого социального элемента, а в подчинении слабых проявляется естественный общественный закон – борьбы за существование.

Социальный механицизм – направление, возникшее в XIX в. на ранней стадии развития социологии, одна из крайних форм позитивизма. К нему относятся концепции, которые под влиянием классической механики и физики вообще стремились свести закономерности функционирования и развития общества к механическим закономерностям. При этом широко использовалась физическая терминология и фразеология. Социальная структура сводилась к сумме ее элементов, а общество понималось как механический агрегат индивидов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии конец 19 – нач. 20 в., появилось на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научного знания. На смену примитивным биологонатуралистическим теориям, характерным для индивидуальной психологии, пришли теории, требующие учета сложной совокупности социальных факторов. Интерес к проблемам мотивации человеческого поведения и ее социальным механизмам породил несколько разновидностей псих. направления.

Объединяющим моментом для всех них был главный принцип, разделяемый представителями всего псих. направления стремление искать ключ к объяснению всех обществ. явлений и процессов в психических процессах и явлениях индивида или общества. Разновидности псих. направлений. выделяются в зависимости от выбора ключевых объяснительных понятий или принципов. Стремление найти психические факторы цивилизации характеризовало психологический эволюционизм (Уорд, Гиддингс).

Развитие обва рассматривалось как часть космической эволюции, края носит направленный характер, т. е. развивается на основе разумного, сознательного управления социальными процессами. Первичными социальными фактами объявлялись либо желания индивида (голод, жажда, половые потребности и т. п.), либо "сознание рода", "коллективный телезис", делающие возможным сознательное взаимодействие индивидов. Инстинктивизм (У. МакДугалл) искал основу обществ. жизни в биологически наследуемых инстинктах, сопровождаемых соответствующими эмоциями.

Представители школы психологии народов (М. Лацарус, X. Штейнталь) осн. исторической силой объявляли "народный дух", выражающий психическое сходство индивидов одной нации. В рамках псих. направления разрабатывались также проблемы групповой психологии (Лебон) анонимности, внушаемости, психического заражения и подобных явлений, происходящих в толпе. С ними были связаны нередко крайне реакционные выводы о тождественности народных масс и "иррациональной толпы" и др. Сторонники теории подражания (Тард, Дж. Болдуин) усматривали элементарный обществ. факт в подражании одного индивида др.

Сторонники раннего интеракционизма (Кули) в качве первичных фактов обва рассматривали представления, крые люди составляют друг о друге. Сконцентрировав внимание на непосредственном взаимодействии индивидов в рамках "первичных групп", Кули отождествил обществ, отношения с межиндивидуальными отношениями, а личность отождествил с ее самосознанием. Заслугой представителей псих. направления явл. то, что они привлекли внимание к проблеме обществ, сознания в его соотношении с индивидуальным сознанием.

Социологическая теория марксизма

Особое место в истории социологической мысли занимает учение Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), основой которого служило диалектико-материалистическое понимание исторического процесса. Вычленение собственно социологического аспекта марксизма представляет известную сложность, ибо труды этих мыслителей, как правило имеют междисциплинарный характер и содержат немало идеологических и оценочных суждений. Вместе с тем некоторые их работы (например, <Анкета для рабочих> К. Маркса, <Положение рабочего класса в Англии> Ф. Энгельса) опираются на большой эмпирический материал и, по сути, являются социологическими исследованиями.

Так, в <Анкете для рабочих> есть разработка почти сотни вопросов, касающихся оплаты труда, продолжительности рабочего времени, условий и охраны труд бюджета семьи и т.д. В целом же в марксизме преобладала разработка общетеоретической социологии. В той или иной степени это нашло отражение в главных трудах Маркса и Энгельса (<Немецкая идеология>, <Нищета философии>, <Критика политической экономии>, <Капитал> и др.).

Несмотря на философскую и идеологическую ориентацию марксистской теории общества, следует признать, что она, безусловно, содержала немало ценных идей, обогативших общественную мысль XIX в.

Наиболее существенные положения социологической теории марксизма сводятся к следующему:

- понимание общества как социальной системы, включающей ряд подсистем (экономическую, политическую, правовую, моральную и др.) при определяющей роли в конечном счете экономической. При этом способ производства рассматривается как системообразующий компонент социальной системы, определяющий ее качественную характеристику;

- интерпретация социальной истории как естественноисторического процесса, основанного на последовательной, поступательной и закономерной смене общественноэкономических формаций первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Каждая из них отличается присущим ей способом производства и прежде всего системой производственноэкономических отношений. Этим в конечном счете определяются особенности социальной структуры, политической системы и духовной жизни общества каждой формации;

- обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Последнее выступает как отражение социальной практики людей, различных видов их совместной деятельности. Тем самым объясняется природа, сущность и содержание общественного сознания;

- объяснение социального конфликта в качестве источника общественного прогресса, поступательного развития общества. В марксистской интерпретации социальный конфликт это не временное или локальное явление, а постоянный и органический компонент общественной жизни. Показав положительную роль конфликтов в жизни общества, Маркс и Энгельс, по сути,

- заложили основы конфликтологического направления в социологии;

- в рамках социологической теории марксизма возникла ОДна из первых концепций социальной стратификации. Выделив в качестве главного фактора социальной дифференциации собственность на средства производства, Маркс и Энгельс представили социальную структуру общества как систему отношений между экономическими классами;

- важное методологическое значение имело марксистское положение о личности как носителе общественных отношений. Маркс и Энгельс показали, что личность: это не только объект воздействия социальной среды, но и активный субъект ее преобразования. Изучая механизм взаимодействия личности и общества, они раскрыли его исторически обусловленный характер.

Отмечая роль марксизма в развитии социологической мысли, нельзя в то же время не указать его слабые стороны. Среди недостатков марксистской теории многие социологи прежде всего выделяют присущий, ей экономический детерминизм, который привел к игнорированию роли культурных и духовных факторов в жизни общества. К существенным недостаткам марксизма относят также преувеличение значения классовой борьбы, революционного насилия в истории, недооценку реформ, механизмов социальной интеграции, поиска согласия в обществе.

Не подтвердились на практике и многие прогнозы марксистской социологии, в частности утверждение о неизбежности всемирной победы социализма в обозримом будущем, о неуклонном росте численности пролетариата и возрастании его революционной роли, об усилении абсолютного и относительного обнищания трудящихся при капитализме, о сокращении средних слоев населения и др.

Таким образом, в социологической теории марксизма необходимо отделять научное знание от различных идеологизированных и политизированных положений. Многие ценные идеи Маркса и Энгельса питали научное творчество таких крупных социологов, как М. Вебер и Э. Дюркгейм. Марксизм оказал значительное влияние на развитие целого ряда школ и направлений современной социологии.

Парето, Дюркгейм, Вебер.

Вильфредо Парето (1848–1923). Его интересовали те социальные причины, которые обеспечивали стабильность в общественной жизни, либо напротив вели к нарушению стабильности.

В этой связи Парето обращался к проблеме социального неравенства. Он широко использовал такое понятие, как элита. Этим термином он обозначал тех людей, которые добились наибольших успехов, наивысших результатов в своей сфере деятельности, но особое внимание он уделял правящей элите, то есть тому социальному слою, который обладалполитической властью в данном обществе.

С точки зрения Парето представители такой правящей элиты должны были отличаться определенными качествами, они должны были быть способны использовать в случае необходимости вооруженное насилие, либо обладать способностью манипулировать подчиненными массами, то есть убеждать эти массы в том, что правление данной элиты в наибольшей степени соответствует их собственным интересам. Но, как отмечал Парето, правящая элита могла сохранять необходимые ей качество лишь в течении ограниченного времени, постепенно она утрачивала эти качества.

Тогда были возможны лишь два варианта развития событий — если правящая элита оказалась достаточно гибкой и открытой, то есть она допускала в свои ряды наиболее способных выходцев из низших слоев общества, то состав такой элиты обновлялся медленно, постепенно, но при этом она сохранялаполитическую власть. Если же правящая элита имела закрытый характер и не допускала в свой состав представителей других социальных слоев, то с течением времени начинался упадок (деградация) этой элиты, а в низших слоях общества возрастало число людей, которые обладали качествами, необходимыми для управления и были способны использовать вооруженную силу для захвата власти.

То есть возникали условия для социальной революции. По мнению Парето сущность всякой революции заключалась в быстрой насильственной смене состава правящей элиты, но при этом на место прежней элиты немедленно приходила новая. В отличии от Маркса, Парето не считал возможным возникновение в результате революции бесклассовогообщества, в котором не существовали бы социальные неравенства.

Парето использовал в своих работах также и понятие идеологии, он считал, что различные идеологии (как, например, религиозные и моральные учения) в конечном итоге призваны скрыть, замаскировать подлинные мотивы человеческого поведения, которые часто являются бессознательными. Парето постоянно занимался критикой и разоблачением разнообразных идеологий, стремясь показать их несостоятельность с научной точки зрения, однако он утверждал, что научная несостоятельность идеологий нисколько не противоречит их социальной полезности. По мнению Парето идеология исполняла в обществе важную функцию, способствуя сохранению стабильности социальной системы.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии <О разделении общественного труда>, <Правила социологического метода>, <Самоубийство> и др. Особенно большое внимание ученый уделял изучению проблем предмета и метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее элементов, вопросов социального порядка и социальной дезорганизации. Дюркгейм многое сделал для институционализации социологической науки. Он создал первую во Франции кафедру социологии, руководил изданием журнала <Социологический ежегодник>, вокруг которого сложилось влиятельное научное направление французская социологическая школа.

Предметом социологии Дюркгейм считал образующие социальную реальность социальные факты, подразделяя их на <морфологические> и духовные. К первым он относил плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и т.д. (<материальный субстрат> общества), ко вторым традиции, обычаи, религию, мораль, законы, моду и др. (<коллективное сознание> общества). Впоследствии Дюркгейм дополнил это истолкование предмета социологии еще одним, определив социологию как науку об институтах, их возникновении и функционировании.

В соответствии с пониманием предмета и задач социологии Дюркгейм определял и структуру социологического знания. В целом он делил социологию на три основные части: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.

Социальная морфология аналогична анатомии: она исследует <субстрат> общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, вопервых, природных условий жизни людей; вовторых, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории. Социальная физиология исследует <жизненные проявления общества> и включает в себя ряд частных социологических теорий: социологию религии, социологию морали, социологию права, экономическую социологию и др. Общая социология осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие социальные законы.

В качестве главных методологических принципов социологии Дюркгейм выделял:

- принцип эмпиризма и объективизма в изучении социальных явлений (<социальные факты нужно рассматривать как вещи>);

- признание специфичности и автономности социальной реальности;

- приоритет социальной реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.

Эти принципы позволили Дюркгейму сформулировать некоторые положения функционального подхода к изучению социальных явлений. Чтобы объяснить социальный факт, отмечал Дюркгейм, необходимо выявить его функцию в создании социального порядка. Анализ социальной роли, социальной функции того или иного явления он считал главной задачей социологии.

Изучая различные аспекты социальной жизни людей, Дюркгейм постоянно обращался к вопросам: что побуждает индивидов сплачиваться, каковы те связи, которые их объединяют. Поэтому центральной темой его научного творчества стала проблема социальной солидарности.

В трактовке Дюркгейма солидарность выступает как высший моральный принцип, высшая моральная ценность. По существу солидарность определяет общественное состояние, социальный порядок общества. Дюркгейм выделял два типа социальной солидарности: механическую и органическую. Первая предполагает сходство индивидов, тождественность исполняемых ими функций, неразвитость личностных качеств; вторая самостоятельность индивидов, развитость их как личностей, разделение между ними функций в обществе.

Механическая солидарность присуща простым, архаичным обществам, где коллектив поглощает индивида, а наличие репрессивного права свидетельствует о подавлении личности и господстве коллективного сознания (в основном религиозного Органическая солидарность свойственна сложным, развитым обществам и основывается на всеобщем разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. При этом прежнее архаичное коллективное сознай уступает место новому коллективному сознанию, которое в< более принимает светский, рационалистический характер. Репрессивное право постепенно заменяется <реституционным> правом, ориентированным на перевоспитание нарушителей закона.

Переход от механической к органической солидарное Дюркгейм рассматривал как общественный прогресс, глав> фактором которого выступает разделение труда. В разделении труда, понимаемом как единство профессиональной специализации и кооперации, Дюркгейм видел фактор сплочения людей и преодоления центробежных тенденций. Разделение труда вынуждает людей обмениваться продуктами своей деятельности, совершенствовать свои профессиональные навыки и, следовательно, развивать свои личностные качества. В конечном счете, этот процесс открывает простор для расширения всех сфер <социального бытия>.

Однако со временем Дюркгейм был вынужден признать, что и в сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются всевозможные социальные патологии, связанные с потерей органической солидарности. Изучая эти явления, он разработал теорию социальной аномии, которая давала научное объяснение процессам социальной дезорганизации.

Под термином <аномия> (буквально <беззаконие>) Дюркгейм понимал отсутствие четкой системы социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей. Подобное явление характерно для переходных и кризисных периодов жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.

Развернутое обоснование концепция социальной аномии получила в фундаментальной работе Дюркгейма <Самоубийство>, где на большом статистическом материале прослеживалась динамика самоубийств в европейских странах в зависимости от различных социальных факторов. В данном произведении Дюркгейму удалось органично соединить эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании.

Дюркгейм внес крупный вклад в развитие социологической мысли. Он заложил основы функционального подхода к изучению общества, разработал не только общую теорию и методологию социологического исследования, но и его конкретные методы, правила и процедуры. Введенный им в научный оборот термин <аномия> позволяет дать объяснение дефектов социальных норм и причин отклоняющегося поведения.

Макс Вебер (1864-1920) выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель <понимающей> социологии и теории социального действия. Свои научные взгляды Вебер изложил в работах <Протестантская этика и дух капитализма>, <Основные социологические понятия>, <О некоторых категориях понимающей социологии>, <Хозяйственная этика мировых религий> и др.

Свою социологию Вебер называл <понимающей>, поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, <понять> <причинно объяснить> их социальные действия. Именно социальное действие индивида Вебер выводил в качестве предмета социологии. Только на основе анализа социальных действий индивидов, подчеркивал он, могут быть глубоко осмыслены такие сложные понятия, как <общество>, <государство>, <народ> и др

Разрабатывая теорию социального действия, Вебер использовал введенное им понятие <идеальный тип>, ставшее центральным в его методологии. <Идеальный тип> это мыслительная логическая конструкция, с помощью которой исследователь дол жен изучать явления (через определение степени отклонена этих явлений от данного <идеального типа>).

Вебер выделил четыре <идеальных типа> социального действия: целерациональное, ценностнорациональное, традиционое и аффективное:

- целерациональное действие действие, предполагающее ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения. Целерационально действует тот индивид, отмечал Вебер, чье поведение ориентировано на цель, средства и учитывает возможные побочные результаты. качестве типичного примера такого действия может служит экономическое поведение предпринимателя.

- ценностнорациональное действие действие, ориентированное на определенные ценности (нравственные, религиозные, эстетические и др.), принятые индивидом. Как отмечал Вебер, ценностнорационально действует тот индивид, кто, в считаясь с возможными последствиями, поступает в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, что требует от него долг, достоинство, религиозные предписания и т.д.

- традиционное действие действие, формируемое на основе подражания тем или иным социальным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим критической оценке. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Значимость этого типа действия определяется тем, что к нему относится большая часть повседневного поведения людей, в котором важную роль играют привычки.

- аффективное действие действие, которое обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Главное в таком действии стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения и т.д. Такое действие находится <на границе> осмысленного человеческого поведения.

Вебер считал, что по степени распространения того или иного типа социального действия можно судить о характере и уровне развития всего общества. Так, он отмечал, что в архаичных, примитивных обществах преобладают аффективные и традиционные действия, а в индустриальных, высокоорганизованных обществах ценностнорациональные и особенно целерациональные действия.

Весь исторический процесс представлялся Веберу как растущая рационализация всех сторон общественной жизни. В его трактовке это результат воздействия нескольких феноменов, несших в себе рациональное начало, а именно античной науки, особенно математики, дополненной в эпоху Возрождения экспериментом и техникой; рационального римского права, получившего на европейской почве свое дальнейшее развитие; рационального способа ведения хозяйства, возникшего благодаря отделению рабочей силы от средств производства. Наиболее последовательное воплощение принцип рациональности, по Веберу, находит в правовом государстве, функционирование которого основывается на рациональном взаимодействии граждан и строгом соблюдении законности.

Изучение рациональности как ведущей тенденции западноевропейского капитализма стало главной темой веберовской работы <Протестантская этика и дух капитализма>. В ней Вебер показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социальноэкономические, но и духовные предпосылки. Особенно важную роль сыграла протестантская религиозная этика, основные принципы которой (трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость и т.д.) во многом способствовали развитию предпринимательства и <духа капитализма>.

Значителен вклад Вебера в разработку проблем политической социологии, в частности, типизации политического господства. Опираясь на свою концепцию социального действия, он выделил три типа легитимного (признанного) господства: легальное, традиционное и харизматическое. Первый тип, которому соответствует целерациональное действие, предполагает подчинение закону, а не личности; второй тип, основанный на традиционном действии, обусловлен обычаями, традициями, <привычкой к определенному поведению>; третий тип базируется на вере в необыкновенный дар (харизма от греческой <божественный дар>) носителя власти и связан с аффективными действиями.

Заслуживает также внимания идея Вебера о плебисцитарной демократии, дающей возможность всенародного избрания политического лидера (президента), который мог бы от имени народа направлять деятельность бюрократического государственного аппарата в интересах народных масс.

Важное место в научном творчестве Вебера занимает социология религии, главную задачу которой он видел в выявлении смысла религиозных действий. Анализ мировых религий привел исследователя к выводу, что существует определенная взаимосвязь между господствующей в обществе религиозной моралью и экономическим поведением, а религиозноэтические установки оказывают влияние на характер и методы хозяйственной деятельности.

Вебер внес крупный вклад в разработку практически вех отраслей социологического знания. Его идеи, методологические принципы, связанные с <пониманием> социального действия, построением <идеальных типов>, сравнительной характеристикой разных систем, оказали большое воздействие на развитие теоретической мысли и стимулировали появление новых направлений в мировой социологии XX в.

Современная социология.

Современная социология отличается необычайным разнообразием научных школ и направлений. Все они могут быть разделены на две большие группы: макросоииологические теории и микросоциологические теории. Среди первых наиболее влиятельными являются структурный функционализм и теория социального конфликта.

Концептуальнотеоретические основы структурного функционализма разработал видный американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979), предложивший рассматривать общество как целостную систему, состоящую из функционально взаимосвязанных элементов. В качестве таких элементов могут выступать индивиды, группы, коллективы и другие общности, внутри которых и между которыми устанавливаются функциональные отношения. Характер этих связей и отношений позволял построить более или менее полную картину общества. Естественно, при таком подходе менялось и представление о предмете социологии, который полностью сводился к выявлению социальных связей и взаимосвязей.

Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы Функционирования социальных систем.

Он считал, что любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:

- приспособление к окружающей среде (адаптация);

- определение и достижение целей (целедостижение);

- координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция);

- снятие напряжения и воспроизводство культурноценностных образцов, норм и стандартов поведения (латентность поддержание образца).

На уровне общества в целом функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения политическая подсистема, функцию интеграции правовые и социокультурные институты, латентную функцию институты семьи, образования, религии.

Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс, характеризующийся растущим упорядочением системных отношений, повышением сложности систем и увеличением их возможностей для удовлетворения своих потребностей.

В противовес структурнофункциональному подходу, делающему акцент на стабильности социальных систем и эволюционных формах их развития, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление, наиболее известными представителями которого являются американский социолог Л. Козер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф.

Льюис Козер (р. 1913) автор теории позитивнофункционального конфликта, в рамках которой обосновывается главный тезис, что стабильность социальной системы не исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, социальные коллизии и столкновения. По теории Л. Козера, социальные конфликты выступают как неотъемлемый атрибут социальных отношений и выполняют такие позитивные функции, как интеграция социальной структуры, поддержание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений, разрядка напряженности! в обществе и др.

За конфликтами признается также важная роль в обновлении общества: они не только порождают новые социальные институты и нормы, но и стимулируют экономический и технологический прогресс.

Значительный вклад в развитие современной конфликтологии внес Ральф Дарендорф (р. 1929), разработавший концепцию конфликтной модели общества.

Предложенная им теоретическая конструкция основана на четырех положениях:

1) каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений;

2) в каждом обществе есть несогласие и конфликт;

3) каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменению;

4) каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими.

Происхождение социальных конфликтов, их причины Р. Дарендорф объясняет преимущественно политическими факторами: это борьба за власть, престиж, авторитет, возможность распоряжаться ресурсами. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господство и подчинение: одни группы имеют власть и стремятся ее сохранить, а другие лишены власти и хотят изменить существующее положение.

Признавая конфликты естественным состоянием общества, Р. Дарендорф вместе с тем считает, что они должны быть легализированы, институционализированы, разрешаться на основе существующих в обществе норм и правил. Наиболее благоприятные условия для регулирования социальных конфликтов существуют, по его мнению, в демократическом, открытом обществе, для которого характерны политический плюрализм, гибкая система управления и высокая мобильность.

Если структурный функционализм и конфликтология исследуют социальные явления и процессы на уровне общества и его крупных структур, то микросоциологические теории делают упор на изучение поведения людей, их социальных взаимосвязей. К основным микросоциологическим теориям относятся символический интеракционизм, феноменология, этнометодология и теория социального обмена.

Создателем теории символического интеракционизма считается известный американский философ, социальный психолог и социолог Джордж Герберт Мид (1863-1931), который разработал исходные принципы этого социологического направления, получившие развитие в работах его ученика Герберта Блумера (1900-1986).

Основные положения символического интеракционизма сводятся к следующему:

- люди действуют, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;

- сами символические значения есть продукт социального взаимодействия;

- символические значения возникают и изменяются посредством их интерпретации и переопределения.

Рассматривая социальное взаимодействие как обмен между людьми социальными символами (словами, жестами и т.д.) и как интерпретацию этих символов, представители символического интеракционизма считают, что изучение непосредственных взаимодействий индивидов позволяет объяснить все социальные процессы, происходящие в обществе.

Близким к символическому интеракционизму является феноменологическое направление, основы которого разработал австроамериканский философ и социолог Альфред Шюц (1899-1959). Свою цель эта социологическая школа видит в познании социальной реальности через изучение повседневной жизни людей, анализ обыденного сознания. Исследования концентрируются на выявлении универсальных структур, возникающих в процессе социального взаимодействия. Главная методологическая задача феноменологической социологии открытие общих, типичных форм организации повседневной жизни, поскольку обыденный мир <высшая реальность>, где человеческая субъективность воплощается наиболее последовательно и полно.

К феноменологии непосредственно примыкает этнометодологическое направление в социологии, основателем которого считается американский социолог Гарольд Гарфинквт (р.1917) Этнометодология рассматривает социальную реальность как продукт интерпретирующей деятельности людей, и сосредоточивает свои усилия на эмпирических исследованиях единичных и локальных актов социального взаимодействие как речевой коммуникации. При этом основное внимание уделяется изучению обыденных норм, правил поведения, смыслов языка общения, скрытых механизмов межличностных взаимоотношений в повседневной жизни. Этнометодология критикует методы традиционной социологии как искусственное наложение готовых схем на реальное человеческое поведение.

Особое место среди микросоциологических концепций занимает теория социального обмена, одним из авторов которой является американский социолог Джордж Хоманс (19101989) Своеобразие предложенного им подхода заключалось в применении принципов бихевиоризма (буквально наука о поведении) для объяснения социальных явлений и процессов. В интерпретации Дж. Хоманса социальное взаимодействие выступает как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты.

Обмен определяется четырьмя основными принципами трактуемыми в духе бихевиоризма:

- принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;

- принцип стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет воспроизводиться данный тип действия;

- принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его достижения;

- принцип <насыщения>: когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.

С помощью этих принципов Дж. Хоманс пытался даже объяснить процессы, происходящие на макроуровне, что выявило определенные методологические изъяны данного социологического направления.

Следует отметить, что в последние десятилетия наметилась тенденция к преодолению разрыва макро и микррсоциологии. Успешное решение этой актуальной задачи могло бы означать переход к качественно новому этапу в развитии современной социологии.

Русская соц.мысль.

В процессе становления русской социологии выделяются субъективная и объективная школы, психологическое и марксистское направления. Были и другие течения (географическое, органическое), но они не имели существенного влияния на этот процесс.

Субъективная школа возникла в конце 60х гг. и существовала до начала XX в. Ее ведущие теоретики П.Л. Лавров (1828-1900) и Н.К. Михайловский (1842-1904). Обычно субъективизм в социологии представляется как сугубо русское явление. Между тем, сам термин <субъективный метод> был взят Лавровым из поздних работ Конта. Он считал, что между обществом и природой существует громадное различие. Объекты природы не обладают такими качествами, как воля или нравственность, и потому распространение методов естествознания на познание общества <омертвляет> его. Для того чтобы понять человеческое (общественную жизнь), следует использовать сугубо <человеческие> средства познания (нравственная оценка, например).

Центральной для Лаврова стала теория прогресса, определяющая развитие общества через единство солидарности и сознания личности. Ведущей силой социального развития является критически мыслящая личность. Единственно возможной целью прогресса Лавров считает устойчивую солидарность, и потому он определяет прогрессирующим то общество, <в котором формы, обусловливающие солидарность, позволяют расти и развиваться общественному сознанию, а сознание, развиваясь, усиливает солидарность общества>.

Весомый вклад в формирование и развитие субъективного метода внес Н.К. Михайловский, который полагал, что социолог в отличие от естествоиспытателя не может строить свою науку беспристрастно, так как ее объектом является чувствующий человек. Он подчеркивал, что в познании индивидуальноличностные (субъективные) оценки и выводы объективного анализа настолько переплетены, что результатом его может быть лишь тот специфический итог, который называется <правдой>.

Михайловский различал два вида <правды>: ту, в составе которой доминирует объективнонаучный познавательный акт (правдаистина), и ту, основу которой составляет нравственномировоззренческая оценка (правдасправедливость). Соответственно он проводит различие между <социологией как наукой> и <социологией как учением> об обществе. Его парадигма социологии была основана на компромиссе между объективным к субъективным подходами.

Большое внимание уделял Михайловский проблеме <героя> и <толпы>. Для него <герой> зачинатель, способный увлечь своим примером на хорошее или дурное. <Толпа> как бы растворяет в себе индивидуальные особенности человека, лишает его воли, провоцирует на подражание. Личность, подчеркивал он, весома только в социальной среде. Всякое подавление личности наносит вред обществу, и наоборот.

Сама личность это человек, пытающийся синтезировать собственную пользу с общественной. Исходя из этого, Михайловский критиковал органицизм, дарвинизм и марксизм. Он считал, что органицизм печется о благе общества организма, дарвинизм о благе вида, марксизм о благе класса, а интересы личности отодвигаются на второй план. Тема борьбы за индивидуальность как часть общей борьбы за человеческое достоинство и справедливость составляла основное содержание субъективного метода, его гуманистическую сущность.

Основателями объективной школы были Е.В. де Роберти (1843-1915) и М.М. Ковалевский (1851-1916). Систематизация объективной социологии была осуществлена Ковалевским.

Решая эту задачу, он разрабатывает сравнительноисторический метод и устанавливает правила его применения:

1) максимально широкая основа сравнения и сопоставления социальных фактов;

2) использование достижений всех наук, привлекаемых к решению проблемы, и сопоставление их результатов с целью обнаружения повторяемости;

3) учет всестороннего, системного характера общественной жизни;

4) конкретноисторический подход к развитию каждого народа в контексте общих закономерностей.

Общественные явления Ковалевский пытался объяснить путем анализа их происхождения. Исходя из этого, он рассматривал, в частности, происхождение семьи, собственности и государства. Для него процессы возникновения классов и государства не связаны между собой. Социальная дифференциация зависит от разделения труда, которое, в свою очередь, вызвано ростом плотности населения. Следовательно, причина образования классов экономический и биологический факторы, причина же возникновения государства коренится в психологическом факторе.

Результатом последовательного применения объективного метода Ковалевского стала теория прогресса. Содержание прогресса связано с расширением сфер солидарности, признаком чего является расширение сферы замиренности. Солидарность людей он считал нормой, а классовую борьбу отклонением от нее. Даже между трудом и капиталом, по его мнению, разобщенность не растет, а уменьшается.

Психологическое направление в русской социологии разрабатывали Л.И. Петражицкий (1867-1931) и Н.И. Кареев (1850-1931). В качестве центрального понятия социологии Петражицкий выдвигает социальное поведение и его мотивы (эмоции). Он утверждал, что психологи абсолютизировали контовское деление психической жизни на чувство и волю. Чувство, являясь первым (физиологическим) этажом, пассивно, а воля, будучи вторым (психическим) этажом активна. Здесь упущено передаточное звено эмоции, которые являются двигателем поведения человека. Посредником между конкретным поведением и <народной психикой> выступают нормызаконы.

Другой представитель этого направления Кареев предложил заполнить пробел контовской классификации наук психологией (между биологией и социологией). Центральным понятием его социологии является личность, которая рассматривалась как субъект психических переживаний, мыслей и чувств, желаний и стремлений, составляющий исходный пункт социальных процессов. Личность в теории Кареева субъект истории, соединяющий в себе антропологическое, психологическое и социологическое начала. Общество, или <надорганическая среда>, представляет собой сложную систему психических взаимодействий личностей.

Эта среда подразделяется на культурные группы и социальную организацию. Первая является предметом индивидуальной, а вторая коллективной психологии. Основанием социальной среды выступает положение личности в обществе: место в социальной организации политический строй; область частных отношений юридический строй; роль в хозяйственной жизни экономический строй. Для Кареева социальная организация показатель предела личной свободы.

Видными представителями марксистского направления в русской социологии были Г.В. Плеханов (1856-1918) и В.И. Ленин (1870-1924). Плеханов подверг резкой критике субъективистский подход русских народников к оценке общественного развития страны. Они считали, что Россия идет самобытным путем и выступали против искусственного пересаживания капитализма на русскую почву.

Плеханов выдвинул иные принципы общественного развития России:

1) установлению социализма должна предшествовать политическая революция;

2) Россия должна пройти капиталистический путь развития прежде, чем будет в состоянии осуществить социалистический переворот;

3) движущей силой социалистических преобразований может быть только промышленный пролетариат, а не <народ>, тем более, крестьянство.

Плеханову принадлежит ряд книг, в которых он попытался систематически изложить марксизм, его истоки и перспективы. В целом особенности теоретического наследия Плеханова можно свести к следующим положениям: абсолютное убеждение в существовании исторической необходимости; отсутствие существенного различия между исследованием природы и общества; убеждение, что исторический материализм есть <применение> принципов диалектического материализма к обществу.

В деятельности Ленина тесно переплетались марксистская теория и революционная практика, поэтому его тексты носят в основном политический характер. Однако многие его работы по содержанию связаны с социологической проблематикой. В них уделено внимание материалам фабричнозаводской статистики, итогам всеобщей переписи населения. В трудах Ленина нашли освещение такие проблемы, как социальная структура дореволюционного российского общества; рынок и общественное разделение труда; понятия <класс>, <эпоха>, роль масс в революционных процессах и др.

Подвергая анализу сложнейшие процессы современной ему России, он рассматривал их с точки зрения функционирования всех системообразующих связей (техника, население, быт, семья, социальное положение отдельных слоев населения). Требования к социологическому исследованию Ленин изложил в статье <Статистика и социология>. Подчеркивая недопустимость какой бы то ни было умозрительности в науке об обществе, он предлагал установить такой фундамент точных и бесспорных фактов, с которыми можно было бы сопоставлять любое <общее> и <примерное> рассуждение.

В истории отечественной научной мысли особо выделяется интегральная социология П.А. Сорокина (1889-1968). Он оказал большое влияние на развитие мировой социологии. Значение его взглядов еще не получило глубокой и всесторонней оценки в нашей науке, неоправданно считавшей его американским ученым. Хронологически <русский> период деятельности Сорокина ограничен 1922 г. годом его высылки из страны. Однако становление социологических взглядов этого ученого происходило именно на родине, в условиях войн, революций, борьбы политический партий, научных школ и тюремных <университетов>.

По мнению Сорокина, в основе социологического анализа находится взаимодействие людей, которое он определяет в качестве родовой модели и социальной группы, и общества в целом. Социальные группы делятся им на организованные и неорганизованные. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам.

Наряду со стратификацией Сорокин признает наличие в обществе и социальной мобильности. Она может быть двух типов горизонтальная и вертикальная. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный <лифт> для перемещения как внутри социальной группы, так и между группами. Социальная стратификация и мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам, привязанностям, потребностям, и, кроме того, самим фактом их совместной деятельности. Совместная деятельность с необходимостью требует организации, а организация немыслима без руководителей и исполнителей, подчиненных.

Общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек получит возможность развивать свои способности, и помочь в этом могут наука и чутье масс, а не революции. В работе <Социология революции> (1925), опубликованной в США (материал для нее он собирал еще в России), Сорокин называет революцию <великой трагедией>. Революция сопровождается насилием и жестокостью, не приращением свободы, а ее сокращением. Она, по мнению Сорокина, деформирует социальную структуру всего общества, ухудшает экономическое и культурное положение рабочего класса. Единственным способом улучшения и реконструкции социальной жизни могут быть только реформы, проводимые правовыми и конституционными средствами. Каждой реформе должно предшествовать научное исследование конкретных социальных условий и каждая реформа должна вначале <тестироваться> в малом социальном масштабе.

Основным школам и направлениям так и не суждено было получить нормального развития. Не успев оформиться, все они к концу 20-х гг. прекратили свое существование. Утвердившаяся в стране административная система в приказном порядке упраздни


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: