Истории со съемок

… В летней экспедиции на плато Путорана принимали участие и собаки – хаски. Им предстояла тяжелая задача – протащить нарты по каменистой земле. После двух дублей животные поняли, что быстро они не отделаются, и наотрез отказались работать дальше. Вместо них в кадр встали олени и потащили героев Григория Добрыгина и Тамары Обутовой. Но «потащили» - это еще сильно сказано: впереди оленей тянул дрессировщик, а сзади нарты подталкивали еще несколько человек.

… Единственное место во время летней экспедиции, где не было комаров – это палатка-столовая. Там можно было вкусить неведомое для тундры блюдо – фруктовый салат из ананасов.

… Художник по костюмам Гуля Бейшенова при подготовке к съемкам больше месяца занималась только подбором ткани и ее цвета для куртки Гурина, которого играет Евгений Цыганов. Дело в том, что по сценарию куртка должна быть оранжевая, японская. Режиссер представлял себе цвет, как у современных рабочих жилетов, но он слишком яркий для одежды середины 1950-х. Образцы тканей были отправлены на утверждение из Москвы в Норильск, а там и на плато Путорана, где в тот момент оператор и режиссер определялись с местом съемок.

… Герою Григория Добрыгина пришлось преодолеть вплавь широкую бурную реку. Снимали эту сцену в летней экспедиции на реке Муксун (плато Путорана), температура воды составляла +4 градуса С. Сцена снималась в четырех разных местах на реке, на каждую переправу делался один дубль, так как Добрыгин не использовал дублера и выполнял трюк самостоятельно. Помог опыт и мастерство Григория: много лет он профессионально занимался плаванием.

… Единственное средство передвижения в районе плато Путорана – вертолет. От лагеря, где расположилась группа, до съемочной площадки добирались только по воздуху. Примечательно, что во время зимней экспедиции на плато (март-апрель 2012 г.) на 9 дней съемки были приостановлены из-за погодных условий. Съемочная команда оставалась отрезанной от «цивилизации».

… В съемках фильма принимали участие и самые обычные люди – жители г. Норильска. Пионеры, почтальон, симпатичные барышни - вся массовка полностью состояла из них.

… Во время съемок в г. Норильске местные автовладельцы «пожертвовали» своими автораритетами ради искусства: грузовик ЗИЛ-157, «Победа», 1953 года выпуска и Волга 21-й модели. Специально для одной сцены, которая на экране займет всего несколько секунд, “Победу” перекрасили в бежевый цвет при помощи … гуаши. Но смыть не успели. Пришлось владельцу бежевого авто ехать так на работу под уверения декораторов, что краска вся смоется. А самым главным из транспортных средств стала Волга: на ней подъезжает к Управлению «Северстроя» герой Константина Лавроненко, Илья Чинков.

… Художник-постановщик Эдуард Гизатуллин нашел кусочек старых обоев в мусорной куче, решив, что они могут идеально подойти для фильма. Оказалось, что это были настоящие обои 50-х годов. По фрагментам был восстановлен полностью рисунок обоев того времени, и таким образом созданы обои, которые зрители увидят во всех интерьерах проекта.

… Одна из трагических ролей в картине досталась знаменитому трактору послевоенных лет С-100 - «Сталинцу», который по сценарию должен провалиться под лед. Его искали по всей стране, а в итоге нашли в Норильске. «Последние часы» героя были сняты еще в зимней экспедиции, а то, что происходило тогда в кабине, снимали уже в Москве в павильоне, на «хромакей».

… Если на Плато Путорана хозяйничали росомахи и медведи, то на Чукотке, Берингово море несколько дней подряд привлекало к себе внимание группы огромными стаями белух. А однажды, при съемках финальной сцены фильма, под радостные крики «Гагарин в Космосе!», недалеко от берега проплывал настоящий кит!

… Все сцены снятые на Чукотке, давались огромным трудом. Сильнейшие порывы ветра, суровые декабрьские морозы, непроходимые места, короткий световой день. Но были в этом и свои плюсы - костюмерам и гримерам природа помогала: одежду актеров практически не фактурили, только немного смачивали водой. Стоило актерам выйти на улицу – вода на одежде замерзала и покрывалась снегом, бороды от горячего дыхания покрывались инеем, а снег и ветер корректировали образ, через некоторое время трескались губы и обветривались щеки, ничего не придумано, все по-настоящему - актеры превращались в бывалых полевиков. Они стойко преодолевали все трудности, ни на что не жалуясь, прекрасно понимая, что добиться такого эффекта и достоверности в других условиях было бы просто невозможно. Но их оберегали и грели, как только появлялась свободная от съемок минута. А на обеде, когда смена обычно уже заканчивалась (к этому времени уже заканчивался световой день), с особенным удовольствием ели обжигающий суп в теплом уютном кафе, смотрели снятый материал и «оттаивали», настраиваясь на завтра.

… В одной из сцен, Григорию Добрыгину (который все трюки в фильме делал без помощи каскадеров) пришлось совершенно голым бежать по замерзшему озеру за собаками, которые по сюжету срываются и убегают… Это первая сцена фильма, «Пролог», снять его хотелось особенно хорошо. А день оказался одним из самых ветреных и морозных за всю экспедицию. Все очень переживали за Григория - никому не хотелось быть на его месте. Но после первого и хорошего дубля, который понравился режиссеру и оператору, Григорий даже предложил «актерский», уверяя, что он готов побежать еще раз. Решено было не рисковать. Впереди еще не один съемочный день.

… Очень много физически приходилось работать актеру Владиславу Абашину (Апрятин) – это и переправа по замерзшему озеру, где группа Апрятина на лодках, при помощи весел, а иногда и рук, пробивалась сквозь лед по замерзшему озеру, и сцена спасения Баклакова, где Влад буквально тащил на себе Григория Добрыгина; сцена спасения Салахова и Бога Огня. Съемки этих эпизодов проходили на открытой местности, обзор камеры - 360 градусов, поэтому греться в машинах не было возможности, из-за их удаленности от съемочной площадки.

… Рядом с декорацией «поселок геологов» в течение месяца строился шурф (вертикальная (редко наклонная) горная выработка небольшой глубины (до 25 м), в котором по сюжету работает герой Константина Балакирева – Кефир. В дни, когда Константин не снимался, его редко можно было застать дома или увидеть прогуливающимся по поселку, но никто не знал, чем актер занимается в свободные от съемок дни. Только некоторое время спустя в группе пошел слух о том, что «Костя сам строит свой шурф». Оказывается, Константин, вместе с постановщиками и декораторами, строил к своей сцене декорацию – «Шурф». «Это для того, чтобы потом в кадре не выглядеть глупо. Я целый год готовился к этой сцене и хотел бы сделать все достоверно, это мой «сольный номер», я не могу не оправдать доверия режиссера. Когда я работал физически, чувствовал себя настоящим шурфовщиком. Надеюсь, в кадре у меня все получилось, эта сцена мне очень дорога. Я ее показывал на пробах, два раза. И меня тогда утвердили».

ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА О ФИЛЬМЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: