Более 70% времени деловой человек тратит на общение. Поэтому от того, насколько грамотно оно построено, зависит немало: результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, клиентами и сотрудниками, взаимоотношения с другими организациями и государственными органами — это и многое другое зависит именно от искусства делового общения.
□ Достижение согласия, равновесия, консенсуса стало возможным благодаря переговорам между людьми, а иногда человека и с самим собой. Иначе говоря, переговоры являются средством достижения желаемых результатов.
□ При ведении переговоров руководитель всегда должен помнить об определенной последовательности, в которой происходит переговорный процесс. Обычно выделяют три последовательных этапа переговоров:
• взаимное уточнение интересов, точек зрения, концепций и позиций участников;
• обсуждение (выдвижение аргументов в поддержку своих взглядов и предложений, их обоснование);
• согласование позиций и выработка договоренностей.
□ В заключение деловой встречи целесообразно провести критический самоанализ итогов переговоров.
□ В наш век, когда границы имеют весьма условное значение, не последнюю роль играет учет руководителем национального стиля ведения переговоров его оппонентом, поскольку любая страна имеет свои национальные особенности и традиции. Соблюдение этих канонов и должно положить начало успешным переговорам.