Концепции власти занимают в политической науке место, по своему значению и глубине подобное, например, месту в физической науке теории относительности или квантовой механики. Разгадка и постижение сути властного общения составляют заветную мечту каждого политолога, так же как обретение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования составляет едва ли не самую главную задачу фундаментальной политологии, общей теории политики. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в древний период политической истории Индии, Китая и Греции.
И, вероятно, не случайно, что древнегреческое слово 'архе' - 'власть' или 'главенство' - имело и другое значение - первоначала или первопричины.
До сих пор в острых научных и политических дискуссиях постоянно всплывает вопрос о том, кому принадлежала, да и реально принадлежит власть в нашей стране: народу или господствующему классу, номенклатуре или мафии, экономической элите или кучке честолюбцев-олигархов.
|
|
власть играет двойственную, амбивалентную роль, бывая то необходимым и целесообразным механизмом общения людей, управления обществом, то выступая в качестве злой и дегуманизированной силы, как это было два десятилетия назад в Кампучии, где 'революционный режим' от имени народной власти уничтожил едва ли не треть или четверть населения страны.
Анализ феноменологии и генезиса политической власти позволяет сделать вывод, что наиболее обоснованным выявляется подход, согласно которому власть в социуме представляет собой скорее регулятор общественных отношений ('отношение отношений', по М. Фуко), механизм тотального социального общения, своего рода 'синергетический способ' человеческой самоорганизации и принцип коллективного саморегулирования, чем 'вещь' или 'свойство', кому-либо принадлежащие, как это трактуется в некоторых волевых и силовых концепциях.
Политическая власть- социальное явление. Авторитет, сила, традиция
Приобретает разные формы:
· Догосударственные (родители, вожди, авто)
· Государственные (Верховная Рада, лидерство, элиты, СМИ)
· Надгосударственная полит.власть- интернет за границами национальных суверинететов,
Кратология - отрасль полит.науки, которая изучает особенности власти («кратос»- власть)
Кратологи понимають власть в трех значениях:
· Как система взаимоотношений командования и подчинения в определенной социальной общности (студенчество- старостат, партии, движения)
· Как волевой элемент, который выражается в способности одних субъектов навязывать свою волю другим
· Совокупность институтов, которая способна обеспечить общественный порядок и целостность государства. Государственная, аппарат принуждения (наказания)
|
|
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ- способность и возможность осуществлять решающее влияние на деятельность и поведение людей с помощью воли, авторитета, права, насилия, что не всегда оформлено в виде управленческого механизма политики.
РАЗНИЦА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТЬЮ
1. Политическая власть не всегда государственная, но государственная всегда политическая (международные…)
2. Государственная власть специфична потому, что только у неё есть монополия принуждения (монополию на насилие) и право издавать законы, но политическая власть часто имеет большую силу благодаря своему скрытому влиянию. Государственная изменяется, политическая остается. Политическая меняется- обязательно меняется государственная.
Государственная власть- высшая форма политической власти, которая опирается на специальный властно-управленческий аппарат.
В Западной науке 4 подхода (концепции) для изучения и понимания власти как общественного явления
1. Бихевиористическая концепция
Ницше, Бертран Рассел, Беррес Скиннер- сколько ждать сверхчеловека, побеждает не всегда талантливый, но всегда хорошо мотивированный.
Происхождение политической власти имеет всегда психологическую основу, которая и делит людей на тех, кто управляет и тех, кто подчиняется.
2. Телсологический подход. Толкотт Парсонс
Власть- способ рыночных отношений, она добывается в ходе жестокой борьбы. Это стимул, символ. Мало власть иметь, надо хорошо использовать.
3. Инструменталистский подход. Олвин Тоффлер.
Власть- это просто набор определенных инструментов, главными из которых являются сила, богатство и знания.
В 'Левиафане' Т. Гоббса власть, которой обладает суверен, представляет собой не столько некий абстрактный потенциал, сколько реальное средство принуждения, форму силового воздействия. 'Определение власти Т. Гоббса, в котором чувствуется влияние механики, является инструментальным. Для Гоббса власть - это скорее 'власть сделать", чем 'власть над людьми", она направлена к объектам желания, к результатам деятельности...'5.
4. Структуралистский подход. Ежи Вятр.
Власть- это структура, причем структура межличностного общения, которая базируется на вознаграждениях и наказаниях.
П. Бурдье обосновывает собственное понятие 'символической власти', которое сводится им к совокупности 'капиталов' (экономических, культурных и т. д.), распределяющихся между агентами в соответствии с их позициями в 'политическом поле', то есть в социальном пространстве, образуемом иерархией властных отношений.
28. Структура отношений власти.
Монархическая | (от греч. «единовластие») — это форма государственного правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора). Признаки монархии: · власть передается по наследству; · осуществляется бессрочно; · не зависит от воли населения. |
Тирания | (греч. τυραννίς) — форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении. Также тирания — это форма политического устройства ряда средневековых городов-государств Северной и Средней Италии, то есть синьория. Термин "тирания", особенно с эпохи Просвещения, приобрёл нарицательное значение — жестокое, деспотичное правление (в том числе и по отношению к наследственным монархиям). Поэтому по отношению к форме правления он сменился в XIX веке более нейтральным термином диктатура (который ныне также имеет негативный оттенок). В узком смысле термин "тирания" продолжает применяться к некоторым режимам Древней Греции (где и возникло это слово). |
Аристократическая | Форма государственного правления меньшинством знатнейших представителей общества (власть лучших) |
Олигархическая | Форма правления государством, при которой власть сосредоточена в руках узкого круга лиц (олигархов) и соответствует их личным интересам, а не всеобщему благу (власть богатых). |
Теократическая | Система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам. Согласно другому определению — политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства. |
Охлократическая | Вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов. |
Демократическая | Власть народа |
Партократическая | фактическое правление в стране, осуществляемое верхушкой партийного аппарата; партийные работники, имеющие реальную власть. |
Бюрократическая | (от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. κράτος — господство, власть) —то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным). Власть чиновников. |
Технократическая | Наиболее сильная с наиболее высоким уровнем интеллекта и знаниями про передовые технологии мира. |
Тимократическая | Власть военных |
Криптократия- | власть криминального авторитета |
Власть, таким образом, выступает как сложнейший механизм тотального социального общения, регулирующий отношения между управляющими и управляемыми, первые из которых получают потенциально 'символическую власть' над вторыми, хотя последние также обладают 'символическим капиталом', оказывая влияние и давление 'снизу' на властвующих. В политической теории понятия 'влияние' и 'власть' и их соотношение еще в 40-е гг. XX века разрабатываются Г. Лассуэллом. Он рассматривает их как соотносительные категории, выводя и определяя эту пару понятийдруг через друга, поскольку в действительной жизни партии и группы давления активно влияют 'снизу' на органы государственной власти с тем, чтобы установить над ними контроль, в то же время и руководители государства используют властные полномочия для того, чтобы регулировать в свою пользу ход партийной борьбы и контролировать процесс давления различных социальных групп. Такие достаточно сложные взаимоотношения между властвованием управляющих и давлением управляемых сложились в ходе длительного социального общения между ними, породившего регулятивные механизмы публичной власти.
|
|
|
|