ЗУБЧАТЫЕ И ЧЕРВЯЧНЫЕ ПЕРЕДАЧИ
Часть I. Проектировочный расчет
Методические указания к курсовому проекту
по деталям машин для студентов
машиностроительных специальностей
всех форм обучения
4-е издание, переработанное
Нижний Новгород
Составители А.А. Ульянов, Ю.П. Кисляков, Л.Т. Крюков
УДК 621.833: 539.4 (075.5)
Зубчатые и червячные передачи. ЧI: Проектировочный расчет: Метод. указания
к курсовому проекту по деталям машин для студентов машиностроительных спец. всех форм обучения.- 4-е изд., перераб. / НГТУ; Сост.: А.А. Ульянов,
Ю.П. Кисляков, Л.Т. Крюков - Н. Новгород, 2001. – 31 с.
Научный редактор Н.В. Дворянинов
Редактор И.И. Морозова
Подп. к печ. Формат 60х841/16. Бумага газетная...
Печать офсетная Печ. л. 2. Уч.- изд. л.. Тираж 1000 экз. Заказ.
Нижегородский государственный технический университет.
Типография НГТУ,. 603600,.Н. Новгород, ул. Минина, 24.
© Нижегородский государственный
технический университет, 2001
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе приведены методические указания по проектировочному расчету цилиндрических и конических зубчатых передач, а также червячных передач с цилиндрическими червяками.
|
|
Настоящие указания являются 4-м переработанным изданием методи-ческих указаний кафедры 1991 года. Основаниями для переработки послужили ГОСТ 21354-87 [1] и методики расчетов, изложенные в [2]…[5].
Проектировочные расчеты являются ориентировочными, служат для предварительного определения размеров передач и не могут заменить проведения окончательных проверочных расчетов на прочность.
1. МАТЕРИАЛЫ И ТЕРМООБРАБОТКА
Зубчатые передачи
1.1.1. Основной материал термически обработанные стали с содержанием углерода 0,1…0,6 %.
1.1.2. В зависимости от твердости поверхностей зубьев зубчатые колеса разделяют на три группы:
а) мягкие - с твердостью поверхности Н £ 350 НВ (обычно 163…302 НВ – после нормализации или улучшения);
б) твердые – 350 НВ < Н < 56 HRC Э (обычно 40…56 HRC Э – закаленные)
в) высокотвердые – Н > 56 HRC Э (обычно 56…63 HRC Э – цементированные, нитроцементированные, азотированные).
1.1.4. Мягкие зубчатые переда-чи хорошо прирабатываются. С увеличением твердости активных поверхностей зубьев, а также окружной скорости прирабатываемость зубчатых колес снижается.
Для ускорения прирабатывае-мости зубьев и повышения несущей способности рекомендуют для передач:
а) прямозубых
Н 1 m – H 2 m > 25 HB;
|
Н 1 m – H 2 m > 100 НВ,
где Н 1 m, H 2 m – средние твердости поверхностей зубьев.
|
|
` 1.1.5. При Н £ 350 НВ чистовое нарезание зубьев производят после термообработки, что позволяет получать высокие степени точности без применения дорогих отделочных операций.
1.1.6. Зубья с твердостью Н > 350 НВ нарезают до термообработки, после которой подвергают отделочным операциям (обкатке, шлифованию, полиро-ванию, притирке и т.д.)
Твердые и высокотвердые зубья – плохо прирабатывающиеся. Для них принимают Н 1 m» Н 2 m и применяют в массовом и крупносерийном производ-ствах для снижения габаритов и массы передачи.
1.1.7. Основные виды термо и химико – термических упрочнений зубча-тых колес:
а) нормализация – нагрев выше критической температуры с охлажде-нием на воздухе; применяется для колес больших размеров, во вспомогате-льных механизмах и с ручным приводом.
б) закалка – нагрев выше критической температуры ацетиленовым пламенем или токами высокой частоты (закалка ТВЧ), выдержка и охлаждение с определенной скоростью (в воде, в масле и т.п.).
Объемная закалка не сохраняет вязкой сердцевину и вытесняется поверх-ностными методами упрочнения.
Поверхностная закалка ТВЧ широко применяется для средненапря-женных передач и скоростей до 12,5 м/с; должна проводиться с охватом впадин зубьев и целесообразна для шестерен в паре с улучшенными колесами;
в) улучшение – закалка с высоким отпуском до t 0 = 550…650 0 С с целью снижения внутренних напряжений и повышения пластичности; применяют при отсутствии жестких требований к габаритам и массе передачи в мелкосерийном и единичном производствах;
г) цементация (56…63 HRC Э) – диффузионное насыщение углеродом при t 0 = 900…950 0 С поверхностного слоя низкоуглеродистой стали на глубину 1…2 мм с последующими закалкой и низким отпуском (до 250 0 С);
д) нитроцементация (56…64 HRC Э) – насыщение поверхности угле-родом и азотом в газовой среде; требует дорогого оборудования;
е) азотирование (до 750…900 HV) – насыщение поверхности азотом на глубину 0,3…0,6 мм; минимальное искажение формы зубьев, не требует отде-лочных операций (например, для колес с внутренними зубьями); рекомендуют для высокоскоростных и высокоточных передач.
1.1.8. При любом способе получения высокотвердой поверхности зубьев твердость сердцевины не должна превышать 40…45 HRC Э.
1.1.9. В целях унификации материалов в многоступенчатых редукторах рекомендуют для всех ступеней сохранять одно и то же сочетание марок сталей шестерни и колеса, а разные механические характеристики поверхностей зубь-ев получать за счет изменения режимов термо – или химико – термической обработки.
1.1.10. Зубчатые колеса больших размеров (da ³ 500 мм) изготавливают литыми из стали и чугуна или бандажированными (из центра и зубчатого венца
1.1.11. Выборка марок сталей для курсового проекта и механические характеристики зубьев в зависимости от термообработки приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Характеристики механических свойств сталей зубчатых колес
| |||||||||||||||||
D = da + 6 мм | D = dae + 6 мм |
S = c или S = d d = 2,2 m + 0,05 b 2 |
S = c или S = d d = 2,5 mte + 2 мм | ||||||||||||||
Марка стали | Размеры, мм, не более | Термо-обработка | Механические свойства | Отнси- тель-ная стои-мость | |||||||||||||
твердость | |||||||||||||||||
sв, МПа | sт, МПа | НВ cердце- вины | HRC Э повер- хности | ||||||||||||||
D | S | ||||||||||||||||
любые | нормализация | 163 - 192 | --- | ||||||||||||||
любые | нормализация | 179 - 207 | --- | 1,0 | |||||||||||||
улучшение | 235 - 262 | --- | |||||||||||||||
улучшение | 269 – 302 | --- | |||||||||||||||
40Х | улучшение | 235 – 262 | --- | ||||||||||||||
40Х | улучшение | 269 – 302 | --- | 1,3 | |||||||||||||
40Х | закалка ТВЧ | 269 – 302 | 45 – 50 | ||||||||||||||
35ХМ | улучшение | 235 – 262 | --- | ||||||||||||||
35ХМ | улучшение | 269 – 302 | --- | 1.5 | |||||||||||||
35ХМ | закалка ТВЧ | 269 – 302 | 48 – 53 | ||||||||||||||
40ХН | улучшение | 235 – 262 | --- | ||||||||||||||
40ХН | улучшение | 269 – 302 | --- | 2,0 | |||||||||||||
40ХН | закалка ТВЧ | 269 – 302 | 48 – 53 | ||||||||||||||
45ХЦ | улучшение | 235 – 262 | --- | ||||||||||||||
45ХЦ | улучшение | 269 – 302 | --- | 1,8 | |||||||||||||
45ХЦ | закалка ТВЧ | 269 – 302 | 50 - 56 | ||||||||||||||
20ХНМ | цементация | 300 – 400 | 56 – 63 | 2,0 | |||||||||||||
12ХН3А | цементация | 300 – 400 | 56 – 63 | 2,4 | |||||||||||||
25ХГНМ | цементация | 300 – 400 | 56 – 63 | 1,8 | |||||||||||||
18ХГТ | нитроцементац | 300 – 400 | 56 – 63 | 1,2 | |||||||||||||
Окончание табл.1.1 | ||||||||
40ХНМА | азотирование | 269 – 302 | 50 – 56 | 3,0 | ||||
38ХМЮА | азотирование | 269 – 302 | 850 –900 HV | 2,5 | ||||
35Л | любые | нормализация | 163 – 207 | --- | ||||
45Л | улучшение | 207 – 235 | --- | |||||
50ГЛ | улучшение | 235 – 262 | --- | |||||
Примечания: 1. При поверхностном упрочнении зубьев механические характеристики сердцевины зуба олределяются предшествующей термообработкой – улучшением. Исключение – зубья с модулем m < 3 мм, подвергаемые закалке ТВЧ, которые прокаливаются насквозь. 2. Стали поставляются в виде поковок или проката, кроме 35Л, 45Л, 50ГЛ, которые поставляют в виде отливок. |
|
|