Вопрос 20. Формирование кредитной политики предприятия по отношению к дебиторам

Кредитная политика фирмы оказывает значительное влияние на величину дебиторской задолженности, так же как и качество, цена выпускаемой ею продукции, структура затрат, платежная дисциплина дебиторов, рыночная конъюнктура, уровень инфляции, общее состояние экономики и т.д. Она является частью финансовой политики предприятия и предполагает установление правил и ограничений в области предоставления отсрочки платежей за отгруженные товары, работы, услуги (коммерческого кредита). Иными словами, задача кредитной политики – ответить заинтересованным лицам на три вопроса: кому предоставлять коммерческий кредит, сколько давать в долг и на какой срок.

Порядок составления кредитной политики не регулируется нормативно-правовыми актами, однако принято отражать в ней пять параметров:

• срок предоставления коммерческого кредита и величину скидок за своевременную оплату;

• лимиты предоставления коммерческого кредита;

• требования к обеспечению коммерческого кредита;

• критерии оценки финансового состояния дебиторов;

• принципы работы с дебиторами.

Для определения значений этих параметров необходимо использовать инвестиционные, инкассационные методы и инструменты управления дебиторской задолженностью, опираясь при этом на результаты исследования информационной и ресурсной баз предприятия. Обратим внимание, что в целях эффективного управления дебиторской задолженностью при изменении условий ведения хозяйственной деятельности под влиянием различных факторов необходимо пересматривать значения этих параметров. Именно поэтому до сих пор не установлены единые значения параметров кредитной политики на уровне отраслей или экономики в целом. Тем не менее все кредитные политики можно условно разделить на два вида: жесткие и льготные.

Льготный вид кредитной политики предполагает предоставление отсрочки платежа на более длительный период, снижение требований к финансовым показателям дебиторов, снятие ограничений на величину долга, снижение санкций за несвоевременное погашение задолженности, предоставление скидок и т.д. Естественно, такая политика привлекает дополнительных покупателей и/или позволяет увеличить объемы продаж уже сложившейся клиентской базе, а, следовательно, увеличить чистую прибыль предприятия. В то же время растут затраты на производство, увеличивается объем капитала, инвестированный в дебиторскую задолженность, растут расходы на управление ею.

Жесткая кредитная политика предполагает отгрузку товаров или выполнение работ, оказание услуг только после поступления стопроцентной предоплаты от покупателя. Чаще всего к этой политике обращаются в условиях финансового кризиса; предприятия объясняют свое решение стремлением снизить просроченную задолженность, избежать убытков, связанных с неплатежами. В практической деятельности финансовых специалистов и бухгалтеров сложилось устойчивое мнение о том, что величина дебиторской задолженности должна быть минимальна. Однако столь жесткие меры, как правило, приводят к обратному эффекту: предприятие теряет надежных платежеспособных покупателей, не сумевших найти вместо кредиторской задолженности другие источники финансирования своей деятельности, в результате резко падают объемы реализации и предприятие уже с трудом оплачивает собственные долги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: