Тема 2. Финансовая система. Финансовая политика

Финансы – это совокупность экономических отношений, отражающих формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Денежные фонды формируются на макро- и микроуровнях. На макроуровне к ним относятся централизованные денежные фонды: государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственные фонды страхования, государственный кредит, которые представляют собой систему денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой. Таким образом, централизованные финансы – это экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в гос. бюджете и гос. внебюджетных фондах. На микроуровне – это децентрализованные денежные фонды: финансы населения и финансы предприятий. К последним относятся собственные, заемные и привлеченные средства. В свою очередь в состав собственных средств предприятий входят уставный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и социальной сферы; нераспределенная прибыль. К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным – кредиторская задолженность. Денежные отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между администрацией предприятия и его работниками, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т.д. иными словами, децентрализованные финансы – это экономические отношения, опосредствующие кругооборот денежных фондов предприятия.

По своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов – увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы – тождественные понятия. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов, она исследует закономерности развития финансовых отношений.

3.Финансы – это экономическая категория, которая выражает определенные экономические отношения. Содержание финансов как экономической категории заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако, не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого, прежде всего, измеряются затраты труда производителей, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязи между финансами макроуровня и микроуровня.

Без участия финансов не может быть распределен национальный доход. Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуется их оптимальная организация. Определение принципов организации и функционирования финансов позволяет выявить направления воздействия финансов на развитие государственного сектора экономики и выработать критерии его функционирования.

Финансы должны опираться на информационные потоки, потому что принятие государственных решений основано на совокупности информации.

Финансы должны иметь целевую ориентацию, потому что затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества.

4.Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную, осуществляемые ими одновременно. Многие экономисты выделяют также регулирующую или стимулирующую функцию.

Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода.

Распределение финансов можно классифицировать:

1)по виду доходов:

-первичное распределение (з/пл, прибыли, рента, проценты);

-вторичное распределение (налоги, распределение бюджета);

2)по уровню власти в государстве:

-федеральный,

-региональный;

-местный;

3)по отраслям:

-внутрихозяйственное;

-внутриотраслевое, например, между отраслями материального и нематериального производства;

-межотраслевое и межтерриториальное(между гос. и отраслями, между отраслями);

-межгосударственные;

Например, промышленные предприятия уплатили налоги в бюджет, а из бюджета эти средства выделены на финансирование АПК, произошло перераспределение денежных средств между отраслями. Другой пример: уплатили налоги московские предприятия, а денежные средства выделены на финансирование районов Крайнего Севера, произошло перераспределение денежных средств между регионами страны и т.д.

Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Она проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по назначению.

Задачи финансового контроля:

– проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам;

– проверка своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств по расчетам и платежам;

– выявление позитивных и негативных сторон в финансовом механизме субъекта и пинятие управленческих решений;

– рациональное расходование финансовых ресурсов.

Сущность регулирующей функции состоит в том, что государство с помощью специальных финансовых рычагов может оказать воздействие на развитие предприятий, отраслей в нужном обществу направлении. Финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его.

4. С переходом РФ к рыночной экономике роль финансов в процессе расширенного воспроизводства существенно изменилась. В условиях административно-командной системы роль финансов была принижена и сводилась к роли надсмотрщика за сбором налогов: у предприятий изымалась вся прибыль, а в случае появления потребности в денежных средствах выделялись финансовые ресурсы из госбюджета, т.е. имело место челночное движение финансовых средств. В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла: от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, его конкурентоспособность, его выживаемость, его перспективы.

Роль финансов в экономике многообразна, но тем не менее ее можно свести к трем основным направлениям:

1)финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;

2)финансовое регулирование экономических и социальных процессов;

3) финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов. Различают следующие основные источники финансовых ресурсов:

собственные средства (уставной капитал, прибыль и др.);

заемные средства – это долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы;

привлеченные средства – это денежные средства, которые не принадлежат предприятию, но используются в его обороте (задолженность перед бюджетом, работниками предприятия и т.п.

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов – второе направление. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли ускорятся.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными способами:

через эффективное вложение финансовых ресурсов;

через создание поощрительных фондов – фондов потребления, фондов социальной сферы;

- через использование бюджетных стимулов, например, предоставление льгот при уплате налога;

- через использование финансовых санкций (штрафы, пени).

1. Сущность и структура финансовой системы РФ.

2. Финансовая политика: понятие, типы и задачи.

3. Составляющие финансовой политики.

4. Финансовый механизм, его структура.

1. Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Другими словами, финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

В своем историческом развитии система финансов прошла длительную эволюцию.

В период зарождения финансовых отношений система фи­нансов ограничивалась, как правило, только одним звеном — государственным бюджетом.

В условиях классического капитализма система финансов большинства западных цивилизованных государств, а также России состояла из двух основных звеньев — государственного бюджета и местных финансов.

В целом количество звеньев системы финансов остается статичным, неизменным до тех пор, пока последняя позволяет государству с достаточной степенью эффективности формиро­вать необходимые для осуществления своей деятельности фон­ды денежных средств.

По мере усложнения хозяйственных связей в рамках национальных экономических систем в современном мире в целом происходило усиление роли и значения государства в регулировании экономических про­цессов. Соответственно росли и число выполняемых им функ­ций, а также потребность в дополнительных денежных сред­ствах.

В результате и под влиянием всех этих процессов система финансов продолжала совершенствоваться как количественно (за счет появления новых звеньев, таких, например, как фи­нансы государственных предприятий), так и качественно, пу­тем создания дополнительных финансовых инструментов в рам­ках уже существующих звеньев (например, государственное страхование; государственный кредит и т. д.).

В СССР существовавшая система финансов состояла из трех основных звеньев — общегосударственных финансов; финансов отраслей народного хозяйства; кредита в различных его фор­мах и отражала не объективную роль финансов в экономичес­кой системе страны, а реально складывающиеся в обществе экономические процессы, организуемые и регулируемые в административном порядке.

Функциональное построение системы финансов должно удовлетворять следующим основным принципам:

—каждое звено системы финансов, взятое в отдельности,
не может охватывать более широкий круг денежных отноше­ний, нежели это характерно для общей категории;

—система финансов, взятая в целом, в каждый конкрет­ный момент должна в точности соответствовать принципиаль­ным сущностным характеристикам и функциональному назначению финансов как объективной экономической категории.

Финансовая система состоит из блоков, звеньев, подзвеньев. Существуют разные точки зрения на модель финансовой системы. В настоящее время систему финансов можно представить в виде укрупненной трехзвенной модели (схема финансовой системы).

· государственные и муниципальные финансы;

· финансы хозяйствующих субъектов;

· финансы физических лиц (населения). (Схема финансовой системы РФ).

Высшим звеном системы финансов являются общегосудар­ственные финансы. В российской Федерации, исходя из федеративного уст­ройства, государственные финансы включают два уровня: фи­нансы федеральных органов власти и финансы органов субъек­тов РФ (их 89).

Центральным звеном общегосударственных финансов выс­тупает государственный бюджет, представляющий собой глав­ный централизованный фонд государства. Посредством функ­ционирования государственного бюджета государство мобили­зует и перераспределяет значительную часть финансовых ре­сурсов страны. В государственном бюджете находят свое кон­центрированное выражение все основные источники доходов и расходов государства.

В состав общегосударственных финансов входят также го­сударственный кредит и система специальных (внебюджетных) фондов: Фонд социального стра­хования; Пенсионный фонд; фонды обязательного медицинского страхования и др.

Следующее звено системы финансов — финансы регионов.

Региональные бюджеты не только входили в состав едино­го государственного бюджета страны, но и играли исключи­тельно подчиненную, вспомогательную роль.

Децентрализация экономических отношений в обществе существенно повысила самостоятельность и роль региона в осу­ществлении общей экономической политики государства, со­ответственно возросли роль и значение региональных финан­сов.

В состав региональных финансов помимо региональных бюджетов обычно включаются: система местных налогов и зай­мов, региональные внебюджетные фонды и т. д.

Важнейшим звеном финансовой системы являются мест­ные финансы, обеспечивающие органы местного самоуправ­ления денежными средствами для осуществления ими своих функций.

Сущность местных финансов состоит в том, что они охва­тывают ту часть денежных отношений по поводу распределе­ния и перераспределения стоимости созданного в обществе со­вокупного продукта, которая в установленном размере акку­мулируется в руках органов государственной власти и местно­го самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения местными органами власти стоящих перед ними задач.

Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадле­жащие органам местного самоуправления, и другие финансо­вые средства.

Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень.

Специфическим звеном системы финансов являются фи­нансы предприятий, организаций, учреждений, представля­ющие собой экономические отношения, возникающие в про­цессе формирования производственных фондов, образования собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних ис­точников финансирования, их распределения и использования.

Такое положение данной сферы обусловлено тем, что она обслуживает основное звено общественного производства, где создаются материальные ценности и нематериальные блага, формируется преобладающая масса финансовых ресурсов страны.

Решающее влияние финансов предприятий обусловлено тем, что именно здесь происходит первичное формирование денежных доходов и накоплений, образование тех самых фи­нансовых ресурсов, которые затем перераспределяются с помо­щью публичных финансов.

В условиях рынка домашнее хозяйство играет исключи­тельно важную роль, т. к. оно прежде всего выполняет функ­цию собственников средств производства, находящихся у него в частной собственности, а также рабочей силы. Находясь в условиях рынка в системе финансовых отношений домашнее хозяйство само вступает в такие отношения как внутри себя, так и с внешним по отношению к себе рыночным субъектом.

Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают следующие звенья: государственный бюджет, гос. внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок.

По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации.

Федеральный бюджет – это республиканский бюджет РФ.

Бюджеты субъектов Федерации включают республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономной области и автономных округов, областные бюджеты, бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Государственные внебюджетные фонды – это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования гос. расходов. кредиторов выступают юридические и физические лица, заемщиком – государство в лице его органов.

Фонды страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

Фондовый рынок занимает особое место в финансовой системе, представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов – ценных бумаг.

Муниципальные финансы - это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов, районные бюджеты в городах, а также муниципальный кредит, муниципальные ЦБ и т.д.

Финансы хозяйствующих субъектов - это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов предприятий, организаций, предпринимателей, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы хозяйствующих субъектов лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций.

Финансы коммерческих организаций –это гос., частных, акционерных, арендных предприятий и др.;

Финансы некоммерческих организаций - муниципальные, общественные и др.

В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридического лица, и финансы других физических лиц (домохозяйств).

Финансовая система представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических отношений и связей.

2. Финансовая политика – это совокупность гос. мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать:

1)специфику внутренней и международной обстановки;

2)реальные экономические нефинансовые возможности страны.

Финансовая политика охватывает широкий комплекс мероприятий:

1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) создание адекватного финансового механизма;

3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов.

Выделяют три типа финансовой политики:

· классическая, существовала до конца 20-х годов XX в. и основывалась на трудах классиков политэкономии А. Смитта и Д. Рикардо. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции;

· регулирующая, существовала с конца 20-х годов в западных странах, в основе ее теория Дж. Кейнса и его последователей, которые исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами становятся гос. расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос;

· планово-директивная, применялась в странах с административно-командной системой управления экономикой (СССР). Цель ее сводилась к обеспечению концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего распределения в соответствии с гос. планом создавался инструменты, при помощи которых производилось изъятие неиспользуемых финансовых ресурсов.

С 1991 г. стала проводиться принципиально новая финансовая политика, базирующаяся на использовании элементов рыночного механизма и системе гос. регулирования экономики. Основа современной фин. политики – это признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация гос. собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на сочетании частных и гос. хозяйствующих субъектов.

Задачи финансовой политики в России:

1.Достижение сбалансированности бюджета.

2.Ориентация финансовых потоков в реальный сектор экономики.

3.Совершенствование налоговой системы, межбюджетных отношений.

4.Укрепление финансового контроля.

5.Привлечение сбережений населения в инвестиции.

6.Интеграция России в мировую финансовую систему и др.

3. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.

Бюджетная политика РФ основывается на Бюджетном кодексе и других законодательных актах, которые определяют форму бюджетного устройства страны. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления гос. долгом.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика реализуется на разных уровнях гос. управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы не вывозились из страны, а происходил приток иностранного капитала.

Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных Конституцией РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным слоям населения и др.

Таможенная политика представляет собой совокупность налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между регионами и отраслями. Таможенная политика в России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

Финансовая политика неразрывно связана с денежно-кредитной политикой, которая направлена на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического роста. Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

4. Финансовый механизм представляет собой систему установленных конкретных финансовых форм, видов и методов организации финансовых отношений и состоит из множества элементов. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов.

Финансовый механизм подразделяют на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство.

Регулирующий финансовый механизм не затрагивает прямо интересы государства, а применяется в конкретном сегменте финансов.

Структура финансового механизма включает в себя:

1) финансовое регулирование;

2) финансовое стимулирование;

3) финансовые методы;

4) финансовые рычаги;

5) нормативное и правовое обеспечение;

6) информационное, идеологическое, экономическое, политическое, социальное и методическое обеспечение.

Финансовое регулирование представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.

Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народно-хозяйственных пропорций.

Финансовые методы – это приемы или способы воздействия финансов на экономику. К ним относятся инвестирование, хеджирование, лимитирование и т.п.

Финансовые рычаги представляют собой инструменты воздействия финансов на экономику. К ним относятся цена, прибыль, дисконт, дивиденд и т.п. Например, с помощью политики ценообразования можно решить многие проблемы экономики: стимулирование выпуска новых видов продукции, обеспечение роста рентабельности производства, регулирование соотношения спроса и предложения на товары и услуги.

Правовое обеспечение – наличие законодательных и других правовых актов, регламентирующих финансовую деятельность. Нормативное обеспечение – наличие норм и нормативов финансовой деятельности. Правовое и нормативное обеспечение включает в себя:

1) законы (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и т.д.);

2) указы Президента РФ (по налогообложению);

3) постановления Правительства РФ;

4) приказы и письма министерств и ведомств;

5) устав юридического лица.

Информационное обеспечение – наличие всей необходимой для финансовых решений информации, сбор, обработка, систематизация и использование информации. Идеологическое обеспечение – наличие финансовой идеологии, финансового мировоззрения. Экономическое обеспечение – наличие прав собственности, а также финансовых потребностей и финансовых ресурсов. Политическое обеспечение – наличие финансовой политики. Социальное обеспечение – наличие социальных норм и стандартов, нравственных принципов, эталонов культуры. Методическое обеспечение – наличие методических указаний и инструкций, регламентирующих отдельные акты финансовой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: