Стандарты учета и отчетности разрабатываются на национальном и международном уровне с различными функциональными целями. Международные стандарты финансовой отчетности, как свидетельствуют «Предисловие к изложению Международных стандартов финансовой отчетности» и «Принципы подготовки и составления финансовой отчетности», устанавливают концептуальные положения исключительно в отношении отчетности [2]. Национальные стандарты в большинстве случаев освещают вопросы, связанные с составлением финансовой отчетности и с ведением бухгалтерского учета. Например, российские национальные стандарты (ПБУ) так и называются — Положения по бухгалтерскому учету. При этом они содержат разделы, посвященные отражению объекта учета в финансовой отчетности.
Вместе с тем, проанализировав международную и национальные системы стандартизации, можно сделать вывод об однотипности их структур и возможности классифицировать стандарты по одинаковым признакам.
Всю совокупность стандартов можно классифицировать по их назначению и экономическому содержанию.
Классификация стандартов по их назначению предполагает, что классификационным признаком выступает цель или назначение стандарта. По этому признаку можно выделить следующие блоки (рис. 11.7).
Блок 1 — стандарты, формирующие принципы учета. Это основополагающие концептуальные документы. На международном уровне к ним можно отнести МСФО 1 «Представление финансовой отчетности», который переоформлен и действует с 01.07.98 г. Информация, заложенная в этот стандарт, имеет базовое, основополагающее значение для бухгалтерского учета. В эту же группу можно включить МСФО 8 «Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике». На уровне российских национальных стандартов в эту группу можно включить ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» в части, посвященной изложению принципов учета.
Блок 2 — стандарты, непосредственно регламентирующие состав и содержание финансовой отчетности. В блок входят стандарты: МСФО 1 «Представление финансовой отчетности (в части ее состава и содержания); МСФО 10 «События после отчетной даты»; МСФО 14 «Сегментная отчетность»; МСФО 27 «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в до-
Рис. 11.7. Классификация стандартов финансовой отчетности по назначению |
черние компании»; МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»; МСФО 30 «Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов»; МСФО 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности».
Эта группа стандартов имеет базовое, основополагающее значение, ибо именно она считается ключом к пониманию финансовой отчетности любого государства, применяющего при организации бухгалтерского учета международные стандарты.
Блок 3 — стандарты, определяющие правила учета отдельных объектов и отражения их в отчетности. Самая многочисленная группа, которая, в свою очередь, может подразделяться на подгруппы. В эту группу входят стандарты, упорядочивающие учет инвестиций и текущих активов, доходов и расходов, налоговых и пенсионных обязательств, правительственных субсидий и т.д. Например, МСФО 2 «Запасы»; МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств»; МСФО 15 «Информация, отражающая влияние изменения цен»; МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов» и др.
Классификация стандартов по экономическому содержанию предполагает группировку стандартов в зависимости от Природы экономических отношений, возникающих между организациями и пользователями финансовой отчетности. Любой пользователь (инвесторы, кредиторы, заимодавцы, коммерческие партнеры, государственные и общественные организации, собственники, менеджеры) нуждается в полной достоверной и надежной информации. Это зависит от правильности применения базовых принципов учета, эффективности разработки учетной политики, выполнения определенных учетных процедур. Отношения между организацией и пользователями отчетности можно назвать основными. Кроме того, рассматривая взаимодействия организаций с отдельными пользователями, можно выделить целый комплекс частных экономических отношений. К ним относятся:
отношения между государством и предприятием. В их основе — взаимодействие интересов государства, моделирующего развитие экономики и формирующего общенациональный бюджет, и интересов предприятия, стремящегося к развитию и приросту собственного капитала;
отношения между товаропроизводителями и потребителями. Они строятся на сочетании и противодействии интересов «продавца» и «покупателя», регулируемых спросом и предложением товаров;
отношения между предприятиями по горизонтали, т.е. между предприятиями-партнерами. Основываются на экономическом интересе обеих сторон осуществить выгодную сделку;
отношения между структурными звеньями фирм (сегментами компаний). Строятся на сочетании экономических интересов каждого подразделения в собственном развитии и в развитии всей компании;
отношения между участниками-вкладчиками в объединенный капитал акционерного общества. Основываются на интересе в получении выгод пропорционально вложенному капиталу;
отношения между работодателем и работником. Базируются на системе отношений, складывающихся между покупателем и продавцом, и строятся, как уже отмечалось, на сочетании и противодействии их интересов;
отношения между странами. Современная мировая экономика имеет высокий уровень интеграции. Взаимодействие крупных компаний различных стран затрагивает интересы не только отдельных фирм, но и в целом стран, континентов.
Можно выделить и другие группы экономических отношений, возникающих в ходе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. Однако даже простое перечисление основных слагаемых этого комплекса показывает, какие разнообразные и противоречивые стороны заинтересованы в достоверной отчетности, какие сложности могут возникнуть в результате неодинакового понимания отдельных терминов и экономических явлений, а также при применении различных методов учета.
Группировка экономических отношений предопределяет и классификацию стандартов по экономическому содержанию. Возможно выделение следующих групп (рис. 11.8).
Первая группа — базовые стандарты учета, раскрывающие основополагающие принципы учета, учетной политики и финансовой отчетности.
Вторая группа - стандарты, регламентирующие учет и отчетность тех операций, которые затрагивают интересы государства и предприятия. К этой группе следует отнести стандарты доходов, налогов, государственных инвестиций и т.д.
| 1 Стандарты | г— | Стандарты принципов учета | ||||
| общеэкономического характера | Стандарты учетной политики | |||||
| I— | Стандарты финансовой отчетности | |||||
| X | 2 | Стандарты, связанные | г— | Стандарты доходов и расходов | |||
| & I 1X | с экономическими интересами государства и предприятий | Стандарты налогов | ||||
| I— | Стандарты госинвестиций | |||||
| 3 Стандарты, связанные с экономическими | г— | Стандарты определения результатов от совместной деятельности | ||||
| X X «■ | интересами партнеров по бизнесу | — | Стандарты учета инвестиций в другие компании | |||
| & л? | 4 Стандарты, связанные с экономическими | — | Стандарты деятельности сегментов | |||
| «в & ф | интересами компаньонов | — | Стандарты учета слияния компаний | |||
| 5 Стандарты, связанные с экономическими | Стандарты затрат на оплату труда | |||||
| Т | интересами работодателей и работников | — | Стандарты затрат по пенсионному обеспечению | |||
| 6 Стандарты, | г— | Стандарты банковских операций | ||||
| т S 2 | отражающие отраслевую специфику | Стандарты операций по страхованию | ||||
| о X | I— | Стандарты строительных работ | ||||
| о | 7 I Стандарты, связанные с международными | — | Стандарты валютных операций | |||
| экономическими интересами | — | Стандарты деятельности международных компаний |
Рис. 11.8. Классификация стандартов финансовой отчетности по экономическому содержанию
Третья группа — стандарты, устанавливающие правила учета и отчетности по вопросам, затрагивающим интересы партнеров по бизнесу. В эту группу целесообразно включить стандарты результатов от совместной деятельности, инвестиций в другие компании и т.д.
Четвертая группа — стандарты, направленные на регламентацию учета и отчетности операций внутри компаний: деятельности сегментов, слияния компаний и др.
Пятая группа — стандарты, предусматривающие регламентацию затрат на оплату труда и пенсионное обеспечение.
Шестая группа - стандарты, отражающие отраслевую специфику. Например, специфику отчетности в банковском деле, в страховании, в строительстве и т.д.
Седьмая группа — стандарты, рассматривающие правила ведения учета и отчетности, которые раскрывают информацию для нужд государства и предпринимателей на международном уровне: валютных операций, деятельности международных компаний и т.д.
Следует отметить, что деление стандартов на указанные группы условное. Однако такая классификация позволяет более четко представить весь спектр взаимосвязанных экономических интересов, который обусловливает построение стандартов учета.
Классификация стандартов по их назначению и экономическому содержанию распространяется как на международные, так и на внутренние стандарты.
Рис. 11.7. Классификация стандартов финансовой отчетности по назначению 





