Отчетности

Стандарты учета и отчетности разрабатываются на национальном и междуна­родном уровне с различными функциональными целями. Международные стандарты финансовой отчетности, как свидетельствуют «Предисловие к из­ложению Международных стандартов финансовой отчетности» и «Принци­пы подготовки и составления финансовой отчетности», устанавливают кон­цептуальные положения исключительно в отношении отчетности [2]. Наци­ональные стандарты в большинстве случаев освещают вопросы, связанные с составлением финансовой отчетности и с ведением бухгалтерского учета. Например, российские национальные стандарты (ПБУ) так и называются — Положения по бухгалтерскому учету. При этом они содержат разделы, посвя­щенные отражению объекта учета в финансовой отчетности.

Вместе с тем, проанализировав международную и национальные системы стандартизации, можно сделать вывод об однотипности их структур и воз­можности классифицировать стандарты по одинаковым признакам.

Всю совокупность стандартов можно классифицировать по их назначе­нию и экономическому содержанию.

Классификация стандартов по их назначению предполагает, что классифи­кационным признаком выступает цель или назначение стандарта. По этому признаку можно выделить следующие блоки (рис. 11.7).

Блок 1 — стандарты, формирующие принципы учета. Это основополагаю­щие концептуальные документы. На международном уровне к ним можно от­нести МСФО 1 «Представление финансовой отчетности», который переофор­млен и действует с 01.07.98 г. Информация, заложенная в этот стандарт, имеет базовое, основополагающее значение для бухгалтерского учета. В эту же груп­пу можно включить МСФО 8 «Чистая прибыль или убыток за период, фунда­ментальные ошибки и изменения в учетной политике». На уровне российских национальных стандартов в эту группу можно включить ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» в части, посвященной изложению принципов учета.

Блок 2 — стандарты, непосредственно регламентирующие состав и содер­жание финансовой отчетности. В блок входят стандарты: МСФО 1 «Представление финансовой отчетности (в части ее состава и содержания); МСФО 10 «События после отчетной даты»; МСФО 14 «Сегментная отчет­ность»; МСФО 27 «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в до-

Рис. 11.7. Классификация стандартов финансовой отчетности по назначению

черние компании»; МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинф­ляции»; МСФО 30 «Раскрытие информации в финансовой отчетности бан­ков и аналогичных финансовых институтов»; МСФО 31 «Финансовая отчет­ность об участии в совместной деятельности».

Эта группа стандартов имеет базовое, основополагающее значение, ибо именно она считается ключом к пониманию финансовой отчетности любого государства, применяющего при организации бухгалтерского учета междуна­родные стандарты.

Блок 3 — стандарты, определяющие правила учета отдельных объектов и отражения их в отчетности. Самая многочисленная группа, которая, в свою очередь, может подразделяться на подгруппы. В эту группу входят стандарты, упорядочивающие учет инвестиций и текущих активов, доходов и расходов, налоговых и пенсионных обязательств, правительственных субсидий и т.д. Например, МСФО 2 «Запасы»; МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств»; МСФО 15 «Информация, отражающая влияние изменения цен»; МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов» и др.

Классификация стандартов по экономическому содержанию предполагает группировку стандартов в зависимости от Природы экономических отноше­ний, возникающих между организациями и пользователями финансовой от­четности. Любой пользователь (инвесторы, кредиторы, заимодавцы, коммер­ческие партнеры, государственные и общественные организации, собствен­ники, менеджеры) нуждается в полной достоверной и надежной информа­ции. Это зависит от правильности применения базовых принципов учета, эф­фективности разработки учетной политики, выполнения определенных учет­ных процедур. Отношения между организацией и пользователями отчетнос­ти можно назвать основными. Кроме того, рассматривая взаимодействия ор­ганизаций с отдельными пользователями, можно выделить целый комплекс частных экономических отношений. К ним относятся:

отношения между государством и предприятием. В их основе — взаимо­действие интересов государства, моделирующего развитие экономики и фор­мирующего общенациональный бюджет, и интересов предприятия, стремя­щегося к развитию и приросту собственного капитала;

отношения между товаропроизводителями и потребителями. Они строят­ся на сочетании и противодействии интересов «продавца» и «покупателя», регулируемых спросом и предложением товаров;

отношения между предприятиями по горизонтали, т.е. между предприя­тиями-партнерами. Основываются на экономическом интересе обеих сторон осуществить выгодную сделку;

отношения между структурными звеньями фирм (сегментами компаний). Строятся на сочетании экономических интересов каждого подразделения в собственном развитии и в развитии всей компании;

отношения между участниками-вкладчиками в объединенный капитал акционерного общества. Основываются на интересе в получении выгод про­порционально вложенному капиталу;

отношения между работодателем и работником. Базируются на системе отношений, складывающихся между покупателем и продавцом, и строятся, как уже отмечалось, на сочетании и противодействии их интересов;

отношения между странами. Современная мировая экономика имеет вы­сокий уровень интеграции. Взаимодействие крупных компаний различных стран затрагивает интересы не только отдельных фирм, но и в целом стран, континентов.

Можно выделить и другие группы экономических отношений, возникаю­щих в ходе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. Од­нако даже простое перечисление основных слагаемых этого комплекса пока­зывает, какие разнообразные и противоречивые стороны заинтересованы в достоверной отчетности, какие сложности могут возникнуть в результате не­одинакового понимания отдельных терминов и экономических явлений, а также при применении различных методов учета.

Группировка экономических отношений предопределяет и классифика­цию стандартов по экономическому содержанию. Возможно выделение сле­дующих групп (рис. 11.8).

Первая группа — базовые стандарты учета, раскрывающие основополагаю­щие принципы учета, учетной политики и финансовой отчетности.

Вторая группа - стандарты, регламентирующие учет и отчетность тех опе­раций, которые затрагивают интересы государства и предприятия. К этой группе следует отнести стандарты доходов, налогов, государственных инвес­тиций и т.д.

    1 Стандарты   г— Стандарты принципов учета
      общеэкономического характера     Стандарты учетной политики
        I— Стандарты финансовой отчетности
X     2 | Стандарты, связанные   г— Стандарты доходов и расходов
& I 1X     с экономическими интересами государства и предприятий     Стандарты налогов
      I— Стандарты госинвестиций
    3 Стандарты, связанные с экономическими   г— Стандарты определения результатов от совместной деятельности
X X «■     интересами партнеров по бизнесу   Стандарты учета инвестиций в другие компании
& л?     4 Стандарты, связанные с экономическими   Стандарты деятельности сегментов
«в & ф     интересами компаньонов   Стандарты учета слияния компаний
      5 Стандарты, связанные с экономическими     Стандарты затрат на оплату труда
Т     интересами работо­дателей и работников   Стандарты затрат по пенсионному обеспечению
      6 Стандарты,   г— Стандарты банковских операций
т S 2     отражающие отраслевую специфику     Стандарты операций по страхованию
о X       I— Стандарты строительных работ
о     7 I Стандарты, связанные с международными   Стандарты валютных операций
    экономическими интересами   Стандарты деятельности международных компаний

Рис. 11.8. Классификация стандартов финансовой отчетности по экономическому содержанию

Третья группа — стандарты, устанавливающие правила учета и отчетности по вопросам, затрагивающим интересы партнеров по бизнесу. В эту группу целесообразно включить стандарты результатов от совместной деятельности, инвестиций в другие компании и т.д.

Четвертая группа — стандарты, направленные на регламентацию учета и отчетности операций внутри компаний: деятельности сегментов, слияния компаний и др.

Пятая группа — стандарты, предусматривающие регламентацию затрат на оплату труда и пенсионное обеспечение.

Шестая группа - стандарты, отражающие отраслевую специфику. Напри­мер, специфику отчетности в банковском деле, в страховании, в строитель­стве и т.д.

Седьмая группа — стандарты, рассматривающие правила ведения учета и отчетности, которые раскрывают информацию для нужд государства и предпринимателей на международном уровне: валютных операций, деятель­ности международных компаний и т.д.

Следует отметить, что деление стандартов на указанные группы условное. Однако такая классификация позволяет более четко представить весь спектр взаимосвязанных экономических интересов, который обусловливает постро­ение стандартов учета.

Классификация стандартов по их назначению и экономическому содер­жанию распространяется как на международные, так и на внутренние стан­дарты.




double arrow
Сейчас читают про: