Организационные структуры по разработке международных и национальных стандартов финансовой отчетности

Разработка национальных стандартов в каждой отдельно взятой стране осу­ществляется по-разному. На процесс стандартизации большое влияние оказывают концепции организации бухгалтерского учета, исторически сло­жившиеся традиции и опыт. Органами стандартизации могут выступать бух­галтерские и аудиторские профессиональные организации, государственные органы, комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, банки, налоговые органы, научные учреждения. По оценке специалистов, в мировой практике ведущая роль в стандартизации учета принадлежит профессиональным бух­галтерским организациям — 32%, активность законодательных органов оце­нивается в 6—18%, комиссий по ценным бумагам — 14%, центральных банков — 13%, налоговых органов — 9% [7. — С. 7].

Как уже отмечалось, международные стандарты разрабатываются и утвер­ждаются Советом по международным стандартам финансовой отчетности. В соответствии с уставом СМСФО преследует такие цели, как: разработка и публикация, исходя из общественных интересов, междуна­родных стандартов финансовой отчетности, которые должны соблюдаться при представлении финансовых отчетов, и продвижение их с целью повсеме­стного принятия и использования;

работа по совершенствованию и гармонизации правил, стандартов учета и процедур, связанных с представлением финансовых отчетов.

СМСФО функционирует благодаря финансовой поддержке со стороны профессиональных бухгалтерских и других организаций, входящих в его Правление, Международной федерации бухгалтеров (МФБ) и взносам ком­паний, финансовых институтов и бухгалтерских фирм и других организаций. Кроме того, МСФО получает доход от продажи своих публикаций.

Организационная структура Совета по международным стандартам фи­нансовой отчетности представлена на рис. 11.11.

Рис. 11.11. Структура Совета по международным стандартам финансовой отчетности

Попечительский совет осуществляет общее руководство деятельностыб СМСФО. В его состав входят 19 попечителей из стран Северной АмерйкЙ, Европы, Азии и других регионов.

Правление выполняет управленческую функцию и контролирует подго­товку и издание МСФО. Правление состоит из 14 членов. При этом структу­ра правления строго регламентирована по количеству членов — аудиторов, пользователей, научных работников, что способствует всестороннему подхо­ду и обоснованности решения вопросов.

Консультационный совет по стандартам обеспечивает связь с профессио­нальными общественными организациями, другими организациями и спе­циалистами, участвующими в обсуждении проектов стандартов и заинтере­сованными в повышении достоверности финансовой отчетности. В состав совета входит не менее 30 членов, один из которых в настоящее время предс­тавляет Российскую Федерацию.

Комитет по разъяснениям состоит из 12 членов. Его основная функция заключается в разъяснении порядка применения МСФО. Этот орган тесно контактирует с национальными структурами стандартизации бухгалтерского учета, публикует пояснения к стандартам, осуществляет консультации.

Кроме перечисленных структур имеется штатный персонал, состоящий из специалистов, менеджеров и административно-технических работников. Руководит аппаратом председатель правления.

Внутренние стандарты учета разрабатываются и утверждаются соответ­ствующими организациями отдельных стран. Так, например, в США важней­шими органами стандартизации признаются:

FAS В (Financial Accounting Standards Board) — Совет по стандартам финан­сового учета — неправительственная организация, которая разрабатывает и принимает Положения о концепции финансового учета и Положения по стандартизации финансового учета. В систему входят комитеты по стандар­тизации учета коммерческих организаций, некоммерческих организаций, другие профессиональные и общественные организации. В настоящее вре­мя FAS В принято 6 концепций и 150 стандартов (по состоянию на 1 января 2004 г.) [8].

SEC (Securities and Exchange Comissiori) — Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям представляет единственный государственный орган, устанавливающий учетные принципы. Причем комиссия не занимается раз­работкой принципов учета, а принимает или не принимает стандарты, разра­ботанные FASB. В ее функцию входит гармонизация учетных принципов предприятий, акции которых находятся в биржевом обороте [9. - С. 70].

AAA (American Accounting Association) — Американская бухгалтерская ассо­циация. AAA оказывает влияние на развитие теории бухгалтерского учета, а следовательно, и на стандартизацию.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией нормативное ре­гулирование бухгалтерского учета осуществляет государство. В связи с этим процесс стандартизации учета возложен на Министерство финансов РФ.

Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Меж- дуцар$дцыми стандартами финансовой отчетности ставит задачи «сформу- ристему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной инфр4«цией пользователей, в первую очередь инвесторов» и «обеспечить увязкУ реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне... При этом будут при­няты во внимание исторические и культурные традиции регулирования об­щественной жизни в России...» [3].

Обсуждение проектов стандартов учета организуется ведущими специа­листами на заседаниях Методологического совета Минфина России по бух­галтерскому учету.

В дальнейшем, по мере становления бухгалтерской профессии степень участия профессиональных организаций в стандартизации учета будет воз­растать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: