Глава 12 «когнитивный»

ЗНАЧЕНИЕ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ДЛЯ ЭРГОДИЗАЙНА СРЕДЫ


Общие положения об эргономических принципах проектирования носителей информационных сообщений разного рода накладываются на типологию этих носителей, определяемую их связями со средой — часть их фактически не влияет на характеристики среды (книги, отдельные указатели и т.п.), часть играет роль дополнения к ее визуальным характеристикам, а некоторые доминируют в средовом контексте (крупные рекламные установки, развитые системы указателей и т.д.). Это требует внимательного отношения к выбору типа подачи информации в соответствии с замыслом зрительной организации среды в целом.

В переводе на русский язык термин «когнитивный» означает познавательный (от лат. Cognitio — знание, познание) и может быть связан с категориями ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления. Термин «когнитивный» исключает чисто поведенческие и рефлекторные трактовки психической жизни. Этот термин появился в 1967 году вместе с книгой У. Нейссера «Когнитивная психология», давшей название новому направлению психологической мысли. «... Специалистов по когнитивной психологии интересует широкий круг вопросов: каким образом люди воспринимают, представляют, запоминают и используют знания» (Д.А. Норман, Д.Е. Румельхарт). Когнитивная психология изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания, и как эти знания влияют на наше внимание и поведение, и как мы на них реагируем (рис. 124, 125).

Обнаружение и интерпретация реальности определяются как энергией стимула, воздействующего на органы чувств, так и знаниями, предшествующими текущему опыту. Во многих когнитивных исследованиях затрагивается вопрос о том, насколько мы искажаем сенсорную информацию. Как нам представляется теперь, хранимое в нашей памяти зачастую есть набор абстрактных представлений о реальности. Возможно ключ к пониманию процессов обработки сенсорной информации и ее когнитивных интерпретаций лежит в абстрагировании информации. На уровне ощущений информация очень конкретна, тогда как на уровне интерпретации она, как правило, абстрактна. Наш взгляд на мир определяется одновременно тем, что мы знаем (в абстрактном смысле), и тем, что чувствуем (в


О о.

О





Рис. 125. Модель когнитивной психологии: от обнаружения информации, ее представления, преобразования в

знания до ее использования


I

i

X

о

I

m

it


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: