Экологическая журналистика

"Зеленая" пресса(экологическая журналистика) – это газеты, журналы, бюллетени, дайджесты и другие периодические издания (как печатные, так и электронные), специализирующиеся на освещении различных аспектов и проблем экологии и охраны окружающей среды. Цель их – не только информирование о существующих экологических проблемах, но и содействие повышению экологической грамотности и экологической культуры своей аудитории. Внутри ниши существует своя разветвленная градация "Зеленые" СМИ различаются:

• по территории распространения: на региональные (краевые, районные, областные) и межрегиональные (международные);

• по информационной насыщенности: на проблемные (затрагивающие только одну или несколько экологических проблем – биологическое разнообразие, химическая безопасность и т.д.) и общие (освещающие в той или иной степени все области экологии);

• по типу подачи информации: на общедоступные и рассчитанные на специалистов в той или иной области;

• по типу издателя: на издаваемые политическими партиями, правительственными структурами, международными экологическими организациями и фондами, научными объединениями, частными лицами; необходимо отметить, что большинство "зеленых" СМИ производятся общественными экологическими организациями.

Сегодня существует около 100 экологических газет, журналов, бюллетеней: от дорогих иллюстрированных изданий, таких как "ЭКОС" (г. Москва) или "Вестник АсЭкО" (г. Обнинск) до почти самиздатовских ("Ecodefense!", г. Калининград); от официальных, издаваемых региональными Комитетами по охране окружающей среды ("Природа", г. Казань, "Око", г. Кострома) до анархистских и радикальных ("Третий путь", г. Нижний Новгород); от межрегиональных (или даже международных), издаваемых сравнительно большими тиражами ("Зеленый мир", г. Москва, "Берегиня", г. Нижний Новгород") до региональных или районных малотиражек ("Зеленый луч", г. Рязань, "Зеленый лист", г. Петрозаводск, "Зеленые острова", г. Рязань, "Лосиный остров", г. Москва). Создатели экологических СМИ успешно используют и новые достижения техники в области телекоммуникаций. Появилось огромное количество разнообразных электронных бюллетеней: "Анти-атом Пресс", "Проблемы химической безопасности", "Кислотный дождь", "Лесные новости" и др. Электронная почта – возможность оперативно получать информацию из других стран (как ближнего, так и дальнего зарубежья).

Появляются и экологические радио- и телепрограммы. Так, в Алтайском крае существует телерадиокомпания "Катунь", организованная Алтайским отделением Социально-экологического Союза. Компания имеет в местном эфире около шести часов еженедельного вещания и пользуется популярностью. В Новороссийске создана экологическая телекомпания "Акватория", которая также имеет время на местном телевидении. Единственная специализированная экологическая передача на центральном телевидении – программа "Среда" на канале НТВ.

Актуальные экологические темы в современных СМИ.

1. Тема "экология и здоровье" является наиболее популярной, "продаваемой". Это то, что предельно близко, понятно и что может коснуться каждого человека в любой момент.

2. Экология мегаполиса

3. Проблема качества воздуха

4. Качество воды

5. Проблема утилизации твердых бытовых отходов (ТБО)

6. Уничтожение зеленых насаждений

7. Тема экологического образования

8. Тема экологического права

9. Тема ядерной и химической промышленности

10. Тема устойчивого развития

Среди основных жанров, используемых общественно-политическими СМИ для подачи экологических материалов, можно выделить следующие:

• "горячая" новость (используется в случае каких-либо неординарных событий, таких как аварии на предприятиях, выбросы вредных веществ, повлекшие массовые отравления или смерти, природные катаклизмы, заявления официальных лиц и др.);

• статья-справка (справочная информация о какой-либо проблеме, влияние тех или иных веществ на здоровье человека и т.д.; выполняет образовательно-просветительскую функцию);

• интервью с экспертом (используется либо в том случае, когда сам интервьюируемый является предметом интереса публики, влиятелен и пользуется авторитетом, либо когда проблема уже сама по себе не является новостью, и в этом случае жанр интервью помогает посмотреть на данную проблему с другой стороны, представить новую точку зрения);

• репортаж (описание происходящего непосредственно с места события; пожалуй, сегодня это один из самых распространенных жанров экологической журналистики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: