Учащиеся с сифилисом головного мозга

Если родители болели сифилисом, дело может ограничиться повреждением зародыша в период внутриутробного развития. В этом случае ребенок развивается как олигофрен. Но в отдельных случаях помимо повреждения зародыша происходит заражение сифилисом, т.е. родится ребенок, страдающий текущим заболеванием – сифилисом головного мозга. Сифилис проявляется внезапно: внезапно снижается успеваемость без понятных учителю причин, ухудшается поведение, возникают слуховые обманы и беспричинные страхи. У ребенка ухудшается моторика, речь, а главное нарастает слабоумие. Ребенок становится некритичным, бездеятельным и вместе с тем самодовольным. Запущенный нелеченый сифилис может привести к прогрессивному параличу.

2в 2б Наблюдение как метод психологического исследования.

Метод Наблюдения - это метод, предусматривающий целенаправленное, согласно заранее разработанному плану, фиксирование тех явлений или феноменов, которые интересуют исследователя, с целью последующего анализа и использования для нужд практической деятельности.

Наблюдение это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Задача наблюдаемого, как правило, не связана с вмешательством в «жизнь» путём создания специальных условий для проявления наблюдаемого процесса или явления.

Наблюдение:

a) Подчинено определённой цели;

b) Проводится по определённому плану;

c) Оснащено предметными средствами для осуществления процесса и фиксации результатов.

В исследовательской практике объективные наблюдения различаются по целому ряду признаков.

По характеру контакта: непосредственное наблюдение, когда наблюдатель и объект наблюдения находятся в непосредственном контакте и взаимодействии; опосредственное наблюдение, когда исследоватеь знакомится с наблюдаемыми субъектами косвенно, посредством специально организованных документов типа анкет, биографии, аудио- или видеозаписей.

По условиям осуществления: полевое наблюдение, которое идет в условиях повседневной жизни, учебы или работы; лабораторное наблюдение, когда субъект или группа наблюдаются в искусственных, специально созданных условиях.

По характеру взаимодействия: включенное наблюдение, когда исследователь становится членом группы, и его присутствие и поведение становится частью наблюдаемой ситуации; невключенное наблюдение (со стороны), т.е. без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемым лицом или группой. Открытое наблюдение, когда люди знают, что в определенных ситуациях они являются объектом специального наблюдения. Скрытое наблюдение, когда люди не подозревают, что ведется наблюдение за их поведением и деятельностью.

По целям: целенаправленное наблюдение, систематическое, приближающееся по своим условиям к экспериментальному, однако отличающееся тем, что наблюдаемый объект не ограничесвается в свободе своих проявлений. Случайное наблюдение, не подчиняющееся никаким правилам и не имеющие четко поставленной цели.

По упорядоченности во времени: сплошное, когда ход событий фиксируется постоянно. Выборочное, при которых исследователь фиксирует наблюдаемые процессы только в определенные промежутки времени. Срез- кратковременное наблюдение. лонгитюденальное- длительное наблюдение (иногда на протяжении нескольких лет).

На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения фиксируются в специальных протоколах. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке.

Наблюдение как метод науки включает в себя систему принципов познавательной деятельности, положение о сущности и специфике психологического наблюдения, о его возможностях и ограничениях, об орудийном оснащении, и разновидностях деятельности человека в роли наблюдателя. Наблюдение как метод психологии отличается универсальностью, т.е. применению к изучению широкого круга явлений, гибкостью, т.е. возможность по мере необходимости менять «поле охвата» изучаемого объекта, выдвигать и проверять по ходу наблюдения дополнительные гипотезы. Для проведения исследования методом наблюдения необходимо минимальное аппаратурное обеспечение.

Специфика наблюдения как научного метода психологии состоит в типе отношения к объекту изучения и наличии прямого визуального или слухового контакта наблюдателя с наблюдаемым. Основными характеристиками наблюдения как метода является целенаправленность, планомерность, зависимость от теоретических представлений наблюдателя.

Наблюдение как методика учитывает конкретную задачу, ситуацию, условия и орудия наблюдения. Под методикой наблюдения понимается социально фиксированная, изложенная понятно для других, предметно представленная система сбора и обработки эмпирических данных, которая адекватно чётко очерченному кругу задач. Методика наблюдения содержит самое полное описание процедуры наблюдения и включает: 1) выбор ситуации и объекта для наблюдения; 2) программу наблюдения в виде перечня признаков наблюдаемого поведения; 3) способ и форму фиксации результатов наблюдения; 4) описание требований к работе наблюдателя; 5) описание способа обработки и представления полученных данных.

Объектом внешнего наблюдения могут быть отдельный человек, группа людей или общность. Объект наблюдения характеризуется уникальностью, неповторимостью, очень малой или большой длительностью психических явлений.

Предметом наблюдения могут быть только внешние, экстериоризированные компоненты психической деятельности:

· Моторные компоненты практических и гностических действий;

· Движения, перемещения и неподвижные состояния людей;

· Совместные действия;

· Речевые акты;

· Мимика и пантомимика, экспрессия звуков;

· Проявление некоторых вегетативных реакций(покраснение, побледнение)

Позиция наблюдателя по отношению к объекту наблюдения может быть открытой или скрытой.

Программа (схема) наблюдения включается в себя перечень единиц наблюдения, язык и форму описания наблюдения.

Методики наблюдения:

· Методика наблюдения для анализа процесса взаимодействия Р. Бейлза. (изучение малых групп, их особенностей и их взаимоотношений.)

· Таблица развития А.Гезелла.(охватывает 4 основные сферы поведения ребёнка: моторику, язык, адаптивное и личностно-социальное поведение.)

· Методика Э. Фрухт. (фиксирует развитие ребёнка в возрасте от 10 дней до 12 мес по категориям).

· Карточка развития Д.Лешли.

· Методика наблюдения за трудным поведением Д.Лешли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: