Учащиеся с травматическим слабоумием

Учащиеся с олигофренией в степени дебильности.

Дети-олигофрены составляют основной контингент учащихся коррекционной школы 8 вида. Это клинически разнородная группа. Несмотря на различия по этиологии заболевания, особенности психического развития детей-олигофренов в значительной мере сходны. Их мозг поражается до начала развития речи, дальнейшее психическое развитие в одинаковых условиях перекрывает различия. В коррекционной школе 8 вида обучаются дети с олигофренией в степени дебильности. У этих детей отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности и личности в целом. Для памяти детей-олигофренов характерны недостаточная осмысленность, неточность и низкий объем запоминания и воспроизведения, непрочность сохранения материала. Своеобразие познавательной деятельности состоит в значительном недоразвитии словесно-логического мышления, мыслительных операций обобщения и абстрагирования. У детей-олигофренов страдает произвольное внимание, оно слабо привлекается, носит неустойчивый характер и быстро истощается. Для речи характерно системное нарушение всех сторон: фонетической, лексической и грамматической. У многих учащихся наблюдаются дефекты звукопроизношения, отмечается бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя.

Общее недоразвитие характерно и для развития личности в целом. Эмоции детей-олигофренов поверхностны, однообразны, носят неустойчивый характер, чувства малодифференцированны, бедны.

Учащиеся с травматическим слабоумием.

Травматическое слабоумие у детей возникает чаще всего в результате сочетания сотрясения мозга с ушибом. После перенесенной травмы резко меняется развитие детей. У детей отмечаются головные боли, сопровождающиеся тошнотой, рвотой, головокружением, повышенная утомляемость. После травмы имеют место изменения общего психического тонуса, преобладают вялость, пассивность, замедленность.

Высшая нервная деятельность при травматическом слабоумии характеризуется прежде всего слабостью процесса возбуждения при его повышенной истощаемости, преобладанием внешнего торможения, слабостью всех видов активного коркового торможения. Новые условные связи образуются у этих детей с большим трудом. При выработке связей обнаруживается их значительная нестойкость, легкая истощаемость, заметно нарушается подвижность нервных процессов. Эти особенности проявляются в астеническом состоянии и стойком нарушении и стойком нарушении познавательной деятельности. У детей-травматиков отмечаются выраженные затруднения в образовании сложных отвлеченных связей, понимании смысла прочитанного рассказа, при решении арифметических задач.

Иногда структура травматического дефекта осложняется тем, что в результате местного кровоизлияния к нарушению познавательной деятельности и снижению работоспособности присоединяется нарушение деятельности того или иного анализатора. При кровоизлиянии в затылочно-теменную область мозга могут возникать нарушения зрительно-пространственного анализа и синтеза, дефекты в чтении, письме, рисовании, значительные нарушения счета и т.д. Если травматический дефект характеризуется астеническим симптомокомплексом, то ребенок может обучаться в массовой школе или ему показано пребывание в санаторном учреждении. Если астеническое состояние сопровождается грубыми поражениями коры головного мозга, приводящими к стойким нарушениям познавательной деятельности, ребенка направляют на обучение в коррекционную школу 8 вида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: