Человек как объект воспитания

Воспитание – это целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями. Развитие любого человека происходит путем воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает.

Понятие «воспитание» употребляется в широком и узком смысле.

В широком смысле воспитание включает в себя всю сумму воздействий, весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. В таком аспекте воспитание охватывает не только воспитательную работу семьи, школы, вуза, общественных организаций, но и влияние всего жизненного уклада общества, господствующих в нем идей, воздействия литературы, искусства, средств массовой информации. Оно включает в себя также образование и обучение.

В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственного облика, эстетических ценностей, а также физическое развитие.

Для теоретического обоснования и объяснения природы воспитания используются три основные парадигмы, представляющие определенное отношение воспитания к социальным и биологическим детерминантам.

Парадигма социального воспитания ориентируется на приоритет социума в воспитании человека. Ее сторонники предлагают корректировать наследственность с помощью формирования человека.

Биопсихологическая парадигма признает важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивает независимость индивида от влияний последнего.

Парадигма диалектической взаимозависимости социальной и биологической, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания претендует на определенную универсальность.

Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в которых уточняются сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания. На протяжении исторического развития педагогической мысли воспитание находилось в центре внимания ученых и практиков. И в наше время оно остается основной категорией педагогики. Но содержание данного процесса обновляется. Поскольку практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина, постольку сущность воспитания трактуется неоднозначно. Однако в любом случае в качестве объекта воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие воспитателя.

Воспитание является деятельностью по преобразованию человека или группы людей. Это практикопреобразующий процесс, направленный на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении целей и позиций воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: