Интересно сопоставить приблизительные объемы информации, создаваемой вновь и обрабатываемой на каждом из перечисленных выше этапов. В таблице 6.1 представлены приблизительные коэффициенты увеличения объема информации Куои при переходе от одного этапа к другому.
Таблица 6.1
Наименование этапа | Куои |
Техническое задание | |
Техническое предложение | 80 – 120 |
Эскизный проект | 50 – 70 |
Технический проект | 50 – 80 |
Рабочий проект | 40 – 60 |
Технологическое проектирование | 40 – 60 |
Организационно-техническое проектирование | 3 – 5 |
Приведенные соотношения приблизительны, но могут быть легко обоснованы. Например, в каждую сборочную единицу средней сложности входит не менее 40 – 50 оригинальных деталей. В состав машины входит до 80 – 100 различных агрегатов, каждый из которых подвергается многочисленным расчетам на работоспособность прочность, жесткость, устойчивость, надежность и т.п.
Несмотря на приблизительный характер оценки соотношений объемов информации очевидно, что объем используемой и перерабатываемой информации стремительно возрастает от этапа ТЗ к этапу организационно-технического проектирования и увеличивается в миллионы раз.
|
|
Следует отметить неравномерную наукоемкость информационного обеспечения этапов проектирования. Чем раньше этап, тем он оперирует более наукоемким информационным обеспечением. Вместе с понижением наукоемкости стремительно возрастает объем документирования (например, переход от чертежа общего вида технического проекта к рабочим чертежам деталей и сборочных единиц).
Разработка документации каждого последующего уровня проектирования может быть выполнена параллельно, что сокращает время разработки документации и, следовательно, сокращает время цикла создания машины. Параллельное (совмещенное) проектирование и разработка документации выдвигает проблему загрузки каналов обмена и обработки информации, которая может быть эффективно разрешена только с помощью децентрализации решения задач и выполнения функций документирования как объекта производства и технологического оснащения, так и технологии его изготовления.
Для решения всех проектных задач с достаточной достоверностью и точностью помимо научно-технического информационного обеспечения необходимо время и квалифицированные исполнители. Чем сложнее инженерное решение облика машины и выше точность инженерного анализа, тем выше требования к квалификации исполнителей и дольше продолжительность интервала времени для получения приемлемого результата.
Интегральными критериями, позволяющими оценить эффективность деятельности каждого из секторов, связанных с созданием продукции машиностроения являются «три кита»:
|
|
· время, необходимое для завершения каждого этапа формирования облика машины и его изготовления;
· люди – профессии квалификация, количество специалистов, привлекаемых для создания машин;
· деньги – затраты на создание одного экземпляра машины, поступающего в сектор потребления.
В этой триаде критериев время само по себе есть функция затрат времени на выполнение элементарных процедур каждого этапа, организации очередности выполнения этих процедур (последовательно и/или параллельно). Вместе с тем оно является аргументом для критериев люди (трудоемкость выполнения всех элементарных процедур каждого этапа как по профессиям, так и по квалификации исполнителей) и деньги (затраты на аренду производственных площадей, производственных мощностей, используемых для создания единицы продукции, соответствующей требованиям ТЗ и поступающей потребителю). Критерий время имеет множество модификаций: время выполнения этапа разработки конструкции, технологии изготовления и сборки машины; время цикла производства машины; время выполнения заказа; время выхода на рынок и т.п.