Обязательно ли, чтобы прийти к Богу, идти в храм?

Мария Городова

Глава 1

«И если я любви не имею, то я медь звенящая…»

Беседа 1

Обязательно ли, чтобы прийти к Богу, идти в храм?

- Владыка, разрешите задать Вам вопросы, которые часто смущают людей невоцерквленных, находящихся в самом начале пути к Богу и еще не включенных в жизнь Церкви. Обязательно ли, чтобы прийти к Богу, идти в храм?

- Душа человека тянется к своему Творцу, в каждом человеке живет стремление спастись. И храм распахивает нам окно мира иного, дает возможность приблизиться к Богу, к тайне жизни, к тайне сотворения человека. Христос говорит: «...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18. 20). Поэтому сопричастность ко Христу является нам в Доме Божьем.

- Часто что-то мешает человеку прийти в храм, что это за чувство?

- Иногда это ложный страх выглядеть не веждой. Стандарты светской жизни приучают нас к тому, что это неудобно. Когда человек чего-то не знает, то он начинает бояться, что вызовет своим поведением насмешку, осуждение или даже наказание. Иногда причиной может быть ощущение своей греховности и ложная боязнь наказания. В любом случае это продиктовано темными силами, которые не пускают человека. Ведь Бог как любящий отец. Вспомним притчу о блудном сыне, которая рассказывает о том, что сын взял все наследство у своего отца, истратил его и довел себя до такого состояния, что жил и питался со свиньями. А потом встал и сказал себе: «У моего отца наемники избыточествуют хлебом, а я умираю от голода», и пошел к отцу. «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк.15. 20). Так и человек — он при рождении наделяется дарами. Бог Отец дает ему все его богатства — богатство души, веру, надежду, любовь, здоровье, способности, но человек все это транжирит. И потом впадает в такую греховную бездну, что живет подобно блудному сыну. И все-таки совесть, как голос Божий, начинает его обличать! И тут человек начинает сам себе придумывать оправдания, причины, чтобы не идти в храм. А на самом-то деле он и не пытается туда идти. А вот если бы он вошел в храм с искренним желанием попросить у Бога прощение за то, что растратил все, что ему было дано, то ему бы было все прощено. И такой просьбой и становится исповедь. Господь всех любит, и притча о блудном сыне говорит нам об этом.

- Но может быть, достаточно просто помолиться дома?

- Само слово «литургия» в переводе с греческого означает общее дело, то есть то, что мы творим вместе. Во время Божественной Литургии и совершается Таинство Святого Причащения. Божественная Литургия называется также Евхаристией — благодарением. Это Таинство было установлено Христом на Тайной Вечери. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6. 56). Но для того чтобы совершать это Таинство, необходим священник, имеющий благо­словение от церкви, ну и чтобы двое-трое христиан с ним было. Литургию невозмож­но совершить, когда ты один. А молитва домашняя является только подготовкой к Таинству, и не всегда нам хватает сил, чтобы в одиночку «достучаться до небес».

- А что же есть Таинство?

- Есть два подхода к жизни. Есть рациональный подход к жизни и к Церкви, когда люди пытаются все объяснить. Но если все известно, то вера-то и не нужна. И с такими же мерками, рациональными, они подходят и к Таинствам церковным. Такие люди ищут себя в Церкви, они приходят туда, чтобы «подзарядиться». Они очень легковерны и быстро разочаровываются, в них нет твердости веры. Им постоянно нужно чудо. Такие были и во времена Христа, они ждали от Сына Божьего постоянного чуда, знамения. Хотя Он говорил им, что не будет никакого знамения, кроме того, что Он будет распят и через это произойдет спасение. Но им важен внешний эффект. И чудеса таким людям нужны до бесконечности, они их ждут от Господа, как от факира, —«удовлетворенная потребность рождает новую потребность». Но чудо-то в другом! Оно должно рождаться в душе человеческой, оно рождается от соприкосновения с таинственным, когда человек почувствовал, что стал чище и лучше. И вот это второй подход, когда человек ищет Бога в себе, в своей душе, потому что он творение Божье. Таинство Евхаристии, как и любое Таинство, заключается в том, что под видимыми, внешне всем понятными действиями, дается душе верующего невидимая благодать. И если бы это можно было объяснить, то это были бы уже законы физики или психологии. А это тайна соединения со Христом.

В христианстве есть две основные заповеди: «Возлюби Бога своего всем сердцем, всем разумением своим» и «Возлюби ближнего как самого себя». И люди часто спрашивают, а что значит «возлюби ближнего как самого себя» и что в себе мы должны любить? Конечно, не те страсти, которым мы в себе потакаем. Это будет эгоизм. Просто нельзя отделять эти две заповеди друг от друга. Человек должен научиться любить Бога в себе и увидеть эту любовь к Богу в ближнем. И именно за эту любовь к Богу возлюбить его. И в этом ответ на вопрос, зачем надо ходить в храм. Это как раз то место, где человек может пережить не­кую симфонию с другими людьми, которые чувствуют так же, как и он.

Приходящий в храм, как ребенок, его надо вести ко Христу. Любящий родитель не позволяет своему ребенку всего — это опасно. Так и в духовной жизни — она имеет свои законы, поэтому входящий в Дом Божий должен найти своего наставника. Люди приходят в храм в поисках такого отца, чтобы проверить, не запутались ли они в дебрях самоанализа или ложной мистики.

- Владыка, но тогда так ли уж важно, приду я в храм в косыночке или без нее?

- Человек так устроен, что для того, чтобы иметь внутренний настрой, ему надо изме­ниться внешне. Нужен какой-то знак, который бы освободил его от напряжения мира вокруг храма. Надо, чтобы он почувствовал свою принадлежность только храму. И косынка, и отсутствие косметики — все это символизирует смирение. Все это, чтобы исключить манящую привлекательность, неуместную в храме, которая иногда бывает настолько навязчивой, что и сама-то женщина не может от нее освободиться. А вот надела косыночку и уберегла и себя и других от соблазна, смирилась.

- Наверное, как только входим в храм, мы уже настраиваем себя на встречу с Богом?

- Помните, как на могиле Григория Сковороды написано: «Мир ловил меня, но не поймал». Мир действительно нас ловит, поэтому переход от обыденной жизни к тому, что происходит в храме, необходим. Перед тем как прийти в храм, читаются особые молитвы, они есть во всех молитвословах. Когда мы входим в церковь, мы троекратно крестимся — во имя Отца, Сына и Святаго Духа, поклоняемся. Причем кланяемся сначала храму, а потом людям, потому что в храме не принято громко здороваться. Знакомых здесь приветствуют кивком головы — это знак нашего благорасположения к ним, наше христианское приветствие. Потом обычно идут к свечному ящику — купить свечи и поставить их за здравие и за упокой. Чтобы не нарушать атмосферу богослужения, нельзя долго разговаривать и делать без надобно­сти лишних движений. Раньше вообще был заведен такой порядок, что мужчины стояли с правой стороны, а женщины с левой. Помню, как это красиво и стройно происходило в Сибирских храмах — верующие стояли в затылочек, по возрасту, одновременно крестились и кланялись. Это внушало уважение, потому что очень важно — чувство молитвенной сосредоточенности. А во время общей молитвы, даже если у тебя не хватает силы молиться, то общая молитва поднимает тебя.

- Владыка, многое непонятно в храме, так как служба идет на церковнославянском.

- Богослужение в храме, наверное, процентов на шестьдесят состоит из слов «Господи, помилуй!» — а это понятно всем. И если человек будет просто повторять «Господи, помилуй» вместе с хором, то это уже будет началом, а потом он сможет, уверяю вас, открыть для себя и церковнославянский язык. Тем более что тот не так уж и далек от русского, у них много однокоренных слов.

- Владыка, вопрос, который часто волнует женщин: «Почему не каждый день можно прийти в храм?»

- Да, бывают Дни, когда женщине нельзя принимать участие в Таинствах, т. е. исповедоваться, причащаться, она не может прикасаться к святыням. Но это не значит, что нельзя приходить в храм, можно прийти и помолиться. Это традиция, которую стоит принять такой, какая она есть. Это никак не унижает женщину, как и в случае с косынкой.

- Вопрос, часто смущающий вновь обращенных: почему мы исповедуемся священнику?

- Священнику Христос дает власть освобождать, разрешать от грехов. Это посвященность. Причем посвященность в жертвенном смирении. Вспомните двенадцать апостолов Христа, их посвященность заключалась не в получении каких-то благ от Господа, а в том, что они приняли мученичество. С точки зрения человеческой, мы не можем сказать, что стали священниками или епископами потому, что имеем особые заслуги перед Богом. Благодать — это тот дар, который дается че­ловеку Господом не по заслугам. Господь слушает сердце человеческое и избирает и призывает. Он дает священнику власть разрешать от грехов. Но священник делает это не своей силой, а силой Христа.

- А если это «недостойный иерей», все равно отпускаются наши грехи?

- Да не своими достоинствами священник отпускает грехи! А благодатью Божьей. Один очень известный проповедник говорил, что священник подобен ослу, на котором Христос въезжал в Иерусалим. И самому священнику важно понять, что до тех пор, пока он несет Христа, ему воздают почести. Но как только Христос сошел с него, его, как того осла, могут и пнуть, и обидеть. Это служение. А вот человеческое любопытство, какие-то фантазии, вызванные незнанием реальностей церковной жизни, оценочные суждения — все это искушения. С ними надо бороться, ты ведь не к человеку идешь в храм, а к Господу, и все остальное второстепенно.

Когда верующий начинает движение к Богу, то чем больше он освобождает свою душу от скверны, тем больше места остается для благодати. И благодать дает ему силы для дальнейших подвигов, происходит духовное обновление. Пусть что-то на этом пути дается не сразу, но все равно будут моменты прозрения. Господь милостив. Но к кому? Ведь если бы блудный сын остался со свиньями, если бы он не встал, не пошел по дороге к отцу, то и отец не вышел бы его встречать. Здесь важно начать свой путь, а Господь намерения сердца приемлет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: