Грехопадение: от Адама до наших дней

- Владыка, давайте поговорим о том, что такое грех, откуда он взялся и почему он так притягателен?

- Сначала грех родился в ангельском мире. Среди ангелов был Денница — ангел, стоявший ближе всех к Богу и обладавший блестящими качествами. Он был во всем подобен Богу, кроме единственной способности — способности творить, поскольку сам был тварью, то есть тем, кто сотворен Богом. Из гордыни Денница захотел встать на место Бога. Он увлек за собой часть ангелов, поверивших ему, и начал в ангельском мире войну, которая кончилась тем, что он был низвергнут с небес. Низвергнутый Денница, он же дьявол, стал создавать свой греховный мир — антимир. Но так как он не мог воздействовать на мир материальный, он ведь не был Творцом, то орудием для своих целей он избрал человека. Ведь человек соединяет в себе оба мира — мир духовный и мир физический, и имеет возможность влиять на живую материю. То есть Денница вступил в соперничество с Богом, захотев разрушить этот мир как творение, а это вызов, гордыня.

- Наверное, поэтому гордыня, гордость стоит первой в списке семи смертных грехов?

Да, гордыня — это тот корень, на котором произрастает остальное греховное дерево. Механизм греха описан в третьей главе книги Бытие, где рассказывается о том, как согрешили Адам и Ева. Это был первородный грех — то, что порождает грех. Интересно, как произошло грехопадение. Сначала змей посеял в Еве сомнение в том, что заповедь не вкушать плодов от древа познания действительно была дана Богом. Ведь Ева услышала эту заповедь от Адама, и змей, воспользовавшись этим, начал искушать ее: подлинно ли это сказал Бог или Адам что-то перепутал. Змей посеял в Еве сомнение, и это сомнение в том, что заповедь — это богоданность, стало отправной точкой. Это еще не сам грех, это то, что называется прилогом, то есть мысль, внушенная духами злобы поднебесными. Что происходит дальше? Первую ступень греха, которую описывает нам Библия, святые отцы называли «похоть очес» — похоть глаз. Ева посмотрела на плод, и он показался ей на вид хорошим. Вторая стадия - «похоть плоти». Ева захотела сорвать его и насладиться им, то есть сначала плод ей понравился, а потом он стал ей вожделенным. И третья стадия, когда плод стал для нее вожделенным, уже именно «потому, что он дает знание добра и зла», которое ста вит Еву на уровень с Богом. Это так называемая гордость житейская.

- Значит, Евой двигало не просто женское любопытство?

- Нет, очень важно не рассматривать это упрощенно: «захотел и съел». Человек со­здан по образу и подобию Божьему, в нем изначально заложено стремление быть подобным своему первообразу. Для этого есть два пути: путь совершенствования и путь, когда ты преступаешь богоданный Закон, идешь с черного хода. И Ева, желая познать добро и зло как Бог, то есть уподобиться Ему, избрала средством для этого нарушение Закона. Это и есть грех, и гордыня здесь главная движущая сила. А сам первородный грех - это та схема, по которой с тех пор человек и движется, повторяя все стадии греха.

- То есть грех — это нарушение богоданного Закона?

- Так как грех не сотворен Богом, то он не имеет сущностной субстанции, он возникает из-за преступления договора с Богом. Ведь существуют как константы физического мира, описываемые наукой, так и константы духовного мира, данные нам Богом в виде Десяти Заповедей, Закона, и вот когда преступают через духовные константы, тогда и возникает грех.

- А что это за духовные константы?

- Апостол Павел пишет, что, до тех пор пока он не знал Закона, он не знал греха, то есть Закон явился в этот мир как средство обнаружения греха (Рим. 7. 7). Сначала Закон существовал устно, он был дан человеку от Бога через пророков, а потом уже люди его записали. Вот апостол Павел и говорит, что, пока он не понимал, что в этом мире есть определенные константы, которые нельзя нарушать, он не мог обнаружить грех.

- То есть Заповеди Божьи — это формальная запись объективно существующих законов духовного мира, и если ты их преступишь, то есть совершишь грех, то тебя ожидает наказание?

- Апостол Павел говорит, что Закон, данный Богом, появляется прежде всего как детоводитель ко Христу (Гал. 3. 24). Кто такой детоводитель? Это тот, кто берет за руку и переводит через дорогу. Смотрите, какое на­казание последовало вслед за тем, как согрешили первые люди. У них произошло по­мрачение рассудка. Зная, что Бог есть Дух, что Он вездесущ, Адам, когда Бог его зовет, начинает прятаться в кусты. То есть следствием греха становится то, что человек теряет понятие Бога. Дальше идет цепь событий, Адам и Ева изгоняются из рая и лишаются возможности созерцать Бога. И тут очень важный момент. Иногда говорят, что человек был проклят Богом. Это не так. За человека Бог проклинает Землю, и это очень серьезно. То есть из-за личного греха человека начинают происходить катаклизмы в природе, нарушается что-то глобальное. То есть грех это не просто проступок, не что-то точечное, это изменение глобального масштаба. Причем чем выше место человека в иерархии, тем большие последствия может иметь его грех - он касается уже не только пирамиды всех человеческих отношений, но и глобальных изменений природы. Ведь все экологические катастрофы связаны с тем, что человек в своих действиях руководствуется греховными помыслами. Например, зара­ботать кучу денег любыми средствами. И если у него нет понятия о благе других, то он неизбежно вторгается в окружающий мир, и мир начинает гибнуть. И это не следствие освоения каких-то новых технологий, это следствие нарушения Заповедей. То есть грех всегда имеет два измерения: личностное и глобальное.

- Раз грех не сотворен Богом и ему «нет места в мире», то что же его каждый раз порождает?

- Существуют разные теории: например, теория борьбы добра и зла. Или в марксизме считалось, что люди начинают грешить из-за нехватки чего-то. Но вся проблема в том, что самые изощренные грехи совершают те, кто достаточно обеспечен — у них есть время изобрести грех. Так где же зачаток греха? Почему, например, мы крестим младенцев? Потому что младенец уже несет в себе семя, след первородного греха.

- Многие считают, что крестить младенцев рано, потому что они еще ничего не понимают в Таинстве.

- А дело тут не в понимании. А что, когда крестят тридцатилетних, они все понимают? Крещение — это духовное рождение. Мы крестим младенцев для того, чтобы уничтожить их зависимость от первородного греха прародителей, дать возможность человеку начать с чистого листа. А потом не надо забывать, что в этом мире есть не только добрые ангелы, но и падшие, которые воздействуют на человека.

- То есть бесы виноваты в наших грехах?

- Тут должно быть совершенно другое понимание. До грехопадения человек напрямую общался с Богом, ему не надо было себя проверять, не было ничего, что могло бы разделить человека с Богом. Но грех был совершен, и возникла пропасть. И когда не стало возможности общаться с Творцом, человеку надо было на что-то ориентироваться. И тогда Бог дает Заповеди, для того чтобы сказать, что вот это — грех, а это — нет, а уж человек сам решает, соблюдать их или нет. Ведь после грехопадения человек становится расположенным ко греху, он становится слабым, грех его влечет. И богооткровение дается человеку для того, чтобы он сам мог отличить добро от зла, проверить, тем ли путем он идет к жизни вечной.

Ведь даже первое повеление Бога не вкушать запретный плод — это мера воспитательная. Человек, если б он не развивался, не смог бы самосовершенствоваться, не смог бы стремиться к Богу. У него не было черты, выбора. И Бог дает ему этот выбор: не вкушай с этого дерева да благо тебе будет. Но че­ловек вкушает. И Заповеди — это не только запись неких констант, на которых основан духовный мир, это прежде всего постоянные величины отношений человека с Богом. Десять Заповедей разделяются на заповеди любви к Богу и заповеди любви к ближнему.

- А как узнать, что грех, а что нет?

- Все прописано в Заповедях. Например, «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, и да долголетен ты будешь на земле». Или: «Не убий», «Не прелюбодействуй», «Не укради». Это некий договор между Богом и человеком. Закон, который призван не ограничить, а в первую очередь воспитать, возвысить. Это вехи, на которые надо вовремя оглянуться, чтобы не сойти с пути.

- А если сошел с пути, нарушил, то за этим следует наказание? Что это — «страх Божий»? А может быть, это боязнь потерять Бога, Его любовь?

- Страх Божий — это начало премудрости, начало познания Закона. А если появилась тревога, что ты можешь потерять отношения с Богом, значит, ты приобретаешь некие начала премудрости. Афанасий Великий однажды сказал: «Я Бога не боюсь». Ему: «Да что же ты делаешь, как можно такое говорить», а он: «А я Его люблю». А любовь не позволяет делать преступления. И вот тут-то самый важный момент в понятии греха. В ко­нечном счете грех — это уничтожение любви.

- К Богу?

- И к самому себе. Ведь грех нарушает отношения человека с Творцом, лишает человека целостности как личности и как творения Божьего.

Ведь что происходит с человеком, когда нарушается заповедь? Например, супружеская измена. Когда возникают интимные отношения, то, так как это связано с появлением новой жизни, в этот момент происходит соединение и душ. И на каждой душе возникает отпечаток от этого действия. И что делает грех? Когда произошла измена, а супружеская жизнь продолжается, то отпечаток уже ложится и на душу того, кто рядом, кто не согрешил. Так происходит внедрение в семейную жизнь того, что начинает разрушать ее целостность.

- Но если никто ничего не узнал и внешне ничего не изменилось?

- Суть не в этом, узнает душа человека. И невозможно спрятать, рано или поздно это проявится. Важно понять, что когда происходит сочетание людей, особенно венчание, то плоть становится едина. Супруги, которые долго и счастливо прожили, становятся очень похожими друг на друга, у них даже все внеш­не меняется. И когда эту плоть разрывают, то нарушается не просто целостность семьи, но и человек страдает, все болит, кровоточит. Тут не стоит упрощать, все значительно глубже, в другом измерении. Сначала появляется непонимание, ведь появляется новая система отсчета, другой стандарт. А потом, та передача информации, которая происходит при интимной близости, это объективной закон. Хочешь не хочешь, но то, что было в душе одного, передается другому. И человек, вовлекаясь в грех, проходя все его стадии, подобно Адаму и Еве, становится другим, он утрачивает невинность. Он незаметно начинает болеть, духовно. У него меняется система ценностей, причем глобально, хотя это и незаметно вначале. И если раньше в каких-то вопросах, даже далеких от интимных отношений, он был тверд и принимал решения не сомневаясь, то теперь у него появляется двойной стандарт. К тому же грех имеет свойство очень быстро размножаться, это как цепная реакция. Поэтому дело не в том — узнают или не узнают.

Или заповедь «Не укради». В нашем мире достаточно юридических законов, которые описывают эту заповедь. Казалось бы, тут все очевидно. Но ведь есть масса вещей, которые формально человеческими законами не преследуются, но парадокс в том, что эти поступки, являясь грехом, нарушением Заповедей Божьих, имеют последствия для огромного количества людей. Например, ситуация, когда в результате неких экономических действий тысячи людей остались ни с чем. Когда все сбережения, которые хранились на книжках, мгновенно превратились в пыль, хотя формально никакие законы не были нарушены. Но это, конечно, грех.

- И, наверное, большой, если от него пострадало столько людей...

Что касается градации грехов, то тут вспоминается притча о старце. Два человека идут к нему на исповедь. Первый совершил один тяжкий грех, и вот он идет и смиренно думает, как же ему исповедоваться. А второй идет к старцу и рассуждает: вот у первого-то большой грех, а я-то что иду, ведь грешу-то все по мелочам и сказать нечего. Приходят они к старцу, тот посмотрел на них, и тому, кто совершил один большой грех, велел принести один большой камень. А второму сто мелких камней. И когда они принесли, старец им и говорит: «А теперь верните эти камни на то место, откуда вы их взяли». Но вернуть на место сто камней значительно труднее. Эта притча о том, что не бывает мелких, незначительных грехов, что грех по сути своей — это всегда нарушение порядка.

- Выходит, что каждый человеческий проступок необратим?

- Но ведь человеку всегда дана возможность покаяния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: