Беседа 1

«Так будут последние первыми…»

- Владыка, в наших беседах мы часто используем слово «воцерковление», а что оно значит?

- Воцерковление - это внутреннее, мистическое, вхождение в жизнь Церкви. Именно внутреннее, а не внешнее, когда человек не просто называет себя христианином, но живет этой жизнью - другой у него нет, и те нормы, которые проповедует Церковь, становятся его нормами. Это не какая-то замкнутость, ограниченная жизнь, наоборот, это жизнь, дающая ощущение свободы, потому что человек перестает раздваиваться — он со Христом, и он обретает целостность. Естественно, что воцерковление — это процесс длительный и сложный, как выздоровление.

- Церковь - это община верующих людей. Какие испытания могут встретить здесь те, кто только начал свой путь к Богу?

- У нас есть очень яркая Евангельская притча, раскрывающая психологию прихода людей в Церковь. Иисус рассказывает о хозяине виноградника, который рано утром за динарий нанял себе работников. Потом он выходил на торжище в три, в шесть, в девять и, наконец, в одиннадцать часов вечера, и каждый раз, набирая работников, говорил: «...идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите» (Мф. 20. 7). И когда вечером, в двенадцать часов, хозяин виноградника стал расплачиваться, то начал с последних - пришедшие около одиннадцати получили по динарию. Пришедшие в виноградник с утра решили, что они-то получат больше, но и они получили то же, и стали роптать. И тогда хозяин сказал: «...друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хо­чу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и пер­вые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 20. 13-16).

Люди, еще только воцерковляющиеся, должны знать, что их может встретить критический настрой тех, кто, по притче, пришел в шесть часов утра и сделал, как им кажется, больше. Но Церковь — не человеческая организация, это богочеловеческий ор­ганизм. И Бог, как глава Церкви, Сам дает человеку — не по заслугам, а по Божествен­ной благодати. Вспомним, что первым спасся, вошел в рай, разбойник, распятый на кресте, как бы непостижимо нам это ни казалось. Это принцип Божьей благодати, который вне юридических законов справедливости, потому что Бог выше всяких человеческих законов - Он Сам устанавливает их. И люди, встретившие в церкви критику или осуждение, должны понимать, что это все не от Бога и что это большое испытание их веры. Тут надо проявить терпимость, вспом­нить свой путь, то, что и ты небезгрешен, и смириться. Чему учит нас эта притча? Первое: Бог, как говорится, непреложен, то есть Он неизменен, и Его нельзя измерять нашими желаниями. Второе: человек будет испы­тывать искушения, но они будут исходить от людей, тоже верующих, тоже «работавших в винограднике», просто измеряющих все людскими мерками справедливости. Третье: человек должен всегда верить, что Господь идет к нему навстречу, и не важно, какой у тебя за плечами опыт, пришел ли ты к Богу во младенчестве, в шесть утра, или на закате, в одиннадцать вечера — все равно ты будешь с Богом, потому что Бог смотрит в сердце че­ловеческое и принимает каждого. И нет большей радости на Небесах, чем радость окающемся грешнике.

Иногда человек приходит в храм с ощущением, что он такой подарок для Церкви, как будто про себя говорит: «Ну вот, даже я пришел...» Это все очень заметно со стороны, это так называемое любоначалие, когда человек любит быть началом всего и даже в Церкви ищет начало не в Боге, а в своем поступке. Это идет от гордыни, и после такого прихода человека ждут испытания. Бывает, что люди ищут в Церкви не Христа, а возможности, вырвавшись из круга обстоятельств, остаться наедине с собой — в храме тишина, определенная обстановка. Но этот человек идет к самому себе, а не ко Христу. Сказано: «Познай себя, и ты познаешь Бога», но это только первая ступенька, и если человек будет продолжать разглядывать себя, то его ждут искушения — он неизбежно начнет осуждать других. Поэтому надо сделать следующий шаг — открыть в своей душе голос Божий.

- Владыка, наша читательница Ольга из Томска пишет, что ходит в храм, молится, но в последнее время ощущает в себе безразличие ко всему, холодность сердца, «отгороженность от Бога». Что бы вы могли ей посоветовать?

- Люди иногда не могут искренне пока­яться, потому что даже не знают, в чем. Мы уже писали о том, что есть грехи, которые становятся каменной стеной, отгораживаю­щей человека от Бога, не позволяющей ему встретиться с Богом в своей душе. Причем сам человек может и не увидеть эту стену, поэтому очень важно, ощутив в себе такое состояние, прийти к духовнику — беседа с ним обозначит, где эта каменная стена. Ведь все это очень индивидуально, и встречаются вещи абсолютно уникальные. Например, молодые люди собирались на сеансы спири­тизма — и со временем вдруг стали ощущать в себе холодность ко всему.

- А чем так опасен спиритизм? Посидели, посмеялись — что страшного произошло?

- Мы сейчас говорим не о внешних факторах, а о глубинном воздействии на душу. Этот сеанс — тоже духовный опыт, человек в это время поклонялся чуждому богу, а его душа блуждала. Она ушла от Бога, и вот это очень опасно.

- Теперь понятно, что требование Церкви исповедоваться в таких вещах оправданно. Владыка, Ирина Л. из Воронежа спрашивает: почему мы не можем молиться своими словами?

- Потому что, когда мы молимся своими словами, есть опасность, что мы обратимся к чуждому духу, не к Богу, а к Его противоположности. Слова молитвы неслучайны, они проверены многовековым опытом, святыми отцами, это то, на чем строится дорога к Бо­гу. Христос научил нас молитве «Отче наш...» (Лк. 11. 1—4), из Евангелия мы знаем молитву мытаря: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18. 13). Самая простая и очень древняя молитва — Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную)», она была открыта монахами. Помимо этих молитв на­до обязательно знать: «Богородице Дево, ра­дуйся...» — обращение к Божьей Матери и, наверное, «Символ веры». Требование знать молитвы наизусть не формальность. Если вы помните их наизусть, то в экстремальных ус­ловиях вы сможете обратиться за помощью Божьей, и вы ее получите.

- Часто встречается вопрос о церковносла­вянском и русском языках.

- Русский язык слишком неоднозначен — в нем много заемных слов из другого мира, чужой культуры. Это продиктовано быстро меняющимися обстоятельствами нашей жизни, но ведь никто не знает, какой ключ, образ лично для каждого из нас стоит за этими словами. И когда человек, молясь, обра­щается к Богу на этом языке, еще неизвестно, куда он попадает. А церковнославянский проверен веками. С одной стороны, он вы­полняет охранительную миссию, сохраняя в неприкосновенности те духовные ценности, которые заповеданы нам всей русской культурой. То есть он выше временных состоя­ний. Вторая миссия — очистительная. Ведь в обыденной жизни мы вращаемся в кругу понятий из самых разных культурных слоев. А церковнославянский выводит нас из зави­симости от внешних обстоятельств сегодняшнего мира и возвращает в духовное пространство. И тут нет никакой отстраненности, ведь отстраненность предполагает какую-то искусственную среду, а тут все живое — это сразу прорыв вверх. Поэтому мы и говорим, что церковнославянский язык — это достояние Бога.

- Вопрос Виктора из Тулы: «Владыка, что означают слова „Оглашенные, изыдите", которые звучат во время службы?»

- Эти слова звучат во время Божественной Литургии. Литургию в просторечии называют обедней, так как во время нее совершается Таинство Причащения, когда верующие вкушают Тело и Кровь Христову. Она состоит из трех частей: проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных. Во время проскомидии происходит приготовление хлеба и вина к Таинству Причастия, эта часть Литургии не видна людям, она совершается в алтаре. Кстати, само слово «проскомидия» по-гречески означает «принесение» — в древности христиане приносили хлеб и вино, необходимые для Таинства, с собой. Вторая часть — Литургия оглашенных. Оглашенные — это люди, огласившие свое желание креститься, но еще не крещен­ные. И вот тем рубежом, до которого оглашенные могут находиться в храме, является возглас: «Оглашенные, изыдите!» После этих слов начинается третья часть: Литургия верных. Во время нее и совершается Таинство Евхаристии. Традиция, когда во время Таинства в храме могли оставаться только верные христиане, идет со времен гонений Церкви.

- И сразу вопрос, который содержится во многих письмах: «Может ли некрещеный находиться в храме во время службы?»

- Да, может, но если человек уважительно относится к Церкви, то как раз после слов «Оглашенные, изыдите!» он должен выйти.

- «А может ли некрещеный носить крест?» — спрашивает Максим из Караганды.

- Ясчитаю, что в этом случае отношение к кресту будет как к какому-то тотему, чему-то магическому. Если уж ты надел крест, то что мешает покреститься? Это вопрос нрав­ственный — нельзя приспосабливаться. Однажды я лежал в травматологическом отде­лении, и в два часа ночи туда привезли пар­ня, которого сбила машина. На нем был огромный ювелирный крест, так вот, вдобавок к переломам, которые у него были, этот крест каким-то образом выбил ему глаз и был у него в глазнице. И врачи, которые де­лали операцию, пришли ко мне ночью со­вершенно растерянные: «Владыка, что вы по этому поводу думаете?» Потом выяснилось, что парень был некрещеным, и мать просто надела на него этот крест, даже неосвященный. И получилось все наоборот. Потому что это была неправда, это были какие-то внеш­ние действия, лишенные внутреннего содер­жания.

- Но мать хотела уберечь сына, спасти.

- Тогда лучше бы она его покрестила. А она связывала с крестом какие-то магические действия, как с амулетом. И получилось, к несчастью, все наоборот.

- Читатели часто спрашивают: как провести день по-Божьи?

- Очень важно начало дня, человек должен духовно вооружиться, совершив молитвенное обращение к Богу. Мы уже писали о молитве Оптинских старцев, смотрите, ка­кие там слова: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день». С утра надо обязательно прочитать хотя бы несколько строчек из Евангелия — это тот духовный меч, без которого просто нельзя выходить из дому.

- Часто спрашивают, можно ли читать мо­литвы в транспорте?

- Нет таких мест на Земле, где нельзя бы­ло бы молиться. Если торопитесь, то можно. В течение дня, перед началом важного дела надо попросить Божьего благословения: «Господи, да будет воля Твоя», прочитать «Отче наш». Естественно, вечером человек должен лечь спать примиренным с Богом и людьми, ведь когда мы грешим, мы удаляемся от Бога, начинаем войну против Него. И если мы не примиримся, не попросим прощения от Бога, то тяжесть этих отношений раздавит нас. Человек должен прочитать молитву 7-ю святого Иоанна Златоуста, «Да воскреснет Бог», и осенить себя, детей, постель крестным знамением, ограждая от воздействия злого духа.

- Анна Михайловна из Омска пишет: «Несколько раз замечала, как верующие подходили к батюшке, который был в светской одеж­де, и просили его благословения? Правильно ли это?»

- А благодать не зависит ни от одежды, ни от личных качеств священника. Благословение берется на службе, при встрече со священником, перед каждым серьезным де­лом. Когда священник благословляет, он складывает пальцы таким образом, что они образуют буквы ИС ХС - Иисус Христос, и этот жест благословения - видимая форма, через которую Бог дарует невидимую благодать. А берущий благословение складывает ладони вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку — так мы показываем свою открытость благодати Божьей. И конечно, пе­ред началом каждого важного дела надо не только взять благословение Божье, но и отслужить молебен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: