double arrow

Беседа 2


«Указание пути в Царствие Небесное»

- Владыка, давайте поговорим о том, что такое воля Божья. Мы молимся «Отче наш...» и, повторяя за Христом, говорим: «Да будет воля Твоя...» Каждый ве­рующий хотел бы соизмерить свои поступки, свою жизнь с Его волей. Смысл жизни человека—в исполнении Его воли. Но как распоз­нать ее? Понятно, что есть общий замысел Бога о мире и о нас, есть Заповеди, которые Господь дал нам. Но, с другой стороны, каж­дый день перед человеком стоит выбор, как поступить, решение не всегда очевидно, поэтому очень важно понять, в чем она, воля Божья, по отношению к тебе?

- Мы живем в мире, где каждый надеется только на себя, более того, мы живем в мире, где существует и навязывается культ сильных людей, которые все сокрушают, все побеждают, всегда успешны. Но если вглядимся в этот пропагандируемый образ удачливого, сильного, соответствующего всем стандартам времени человека, то мы увидим, что за всем этим — пустота, ведь каким бы сильным, могущественным и успешным ни был человек, он может все это в один момент потерять, все рассыплется, если за этим нет Бога. Таких людей Иисус сравнивал с чело­веком, построившим свой дом на песке: «...всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7. 26—27). И наоборот, тот, кто слушает слова Его и исполняет их, уподобится «мужу благоразумному, который построил дом свой на камне».




Воля Божья о человеке заключается в том, что Бог хочет, чтобы никто не погиб, но все имели жизнь вечную; воля Божья о человеке—в спасении человека. И одновременно она — это любовь по отношению к нему, хотя часто эта любовь человеку даже и непонятна, потому что у него свои представления о том, какой эта любовь должна быть. Воля Божья к человеку — это и благоволение Божье, и благодатная милость к нему. Раньше на Руси употребляли такую фразу: «Бог жа­леет его», — и это значило одновременно и то, что Бог жалеет человека, и то, что Он жалует человека своим участием в его судьбе, Своим посещением его.

Воля Божья всегда благая, и вот это мы часто забываем, когда ропщем на то, что нам посылается.

- Трудно бывает не роптать, когда это болезни или скорбь. Хотя тут можно вспомнить ответ старушки, плачущей у храма. Когда священник ее спросил: «О чем она плачет?» — она сказала: «Бог, наверное, совсем забыл меня: в этом году я не болела, и никакие скорби не случались со мной».

- Скорбь и страдания человека очищают. Скорбями человек становится сильнее, он начинает по-другому воспринимать окружающий мир и себя в нем. Это тоже проявле­ние воли Божьей, когда Господь жалует что-то человеку. И пусть сначала это может быть человеком не понято, но, пройдя через такие испытания, очистившись, человек может по-другому воспринимать окружающих, стать другим.



У нас всегда проблема — согласование своей воли с волей Господа. Бог проявляет свою волю независимо от нашей, никто не может помешать ее свершению. Я скажу жестче: человек, как творение, даже не может в эту сферу войти, он не может туда вторгаться. А с другой стороны, человек — это творение Бога, и, естественно, он зависит от своего Творца, и определенным образом участвует в Его замысле, осуществляет его. Причем как любимое творение Господа, он обладает таким Божьим даром, как свободная воля. И очень часто в человеке возникает столкновение между волей Господа и его собственной волей, при этом даже данную ему Богом свободу выбора человек понимает по-своему Свободная воля — это прежде всего воля, свободная от груза греха. А человек воспринимает этот дар чаще всего в смысле: что хочу, то и творю.

- То есть получается, что свободная воля -это дар Бога, и мы его неправильно используем?

- Конечно, ведь она дана человеку для познания истины. Наша свобода, свободная воля — это всегда выбор. Для святых людей - это выбор между меньшим и большим добром, для обычного человека — это выбор между грехом и добродетелью. Но ведь даже люди, пребывающие в грехе, тоже не лише­ны этого дара — свободной воли, у них тоже есть выбор — это выбор между большим гре­хом и меньшим.



- Владыка, мне хотелось бы, чтобы Вы остановились на том, что человек не может помешать свершению воли Божьей. Мне кажется, что непонимание этого часто приводит к тому, что мы противимся неизбежному только потому, что оно нам неудобно, непри­ятно и т.д.

- В Библии есть Книга Пророка Ионы, она занимает чуть больше страницы — прочитайте ее. В ней рассказывается о том, как к Ионе «было слово Господне» встать и идти в Ниневию, город великий, и проповедовать в нем, потому что злодеяния его дошли до Бога (Иона. 1.2). Господь в силу Своей милости желал спасения этим людям, более ста двадцати тысячам человек, «не умею­щим отличить правой руки от левой» (Иона. 4. 11). Но Иона пытается избежать выпол­нения воли Божьей, ему не хочется идти и проповедовать, он не готов быть пророком. Кстати, многие ошибочно считают, что пророки — это предсказатели будущего, на самом деле пророки — это те, кто возвещает волю Божью. Так вот, Иона, несмотря на то что был призван Богом исполнить Его волю, пытается всячески этого избежать — он даже садится на корабль, который направлялся в другую сторону, как сказано, чтобы «бежать... от лица Господня» (Иона. 1. 3). Когда мы читаем книгу, нам понятен харак­тер Ионы, это все похоже на нас, на наши поступки, хотя дело происходило в 700-е годы до нашей эры. Ионе не удалось уклониться от исполнения воли Господа, он пришел-таки в Ниневию, проповедовал там, и ниневитяне поверили в Бога и пока­ялись. Воля Божья о спасении Ниневии бы­ла исполнена.

- То есть уклониться от исполнения воли Божьей нельзя, иначе Господь накажет?

- Ну это не наказание. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15. 16), — говорит Иисус. Просто человек, который идет против воли Бога, подобно царю Саулу, оказывается и вне благодати Божьей, он начинает жить вне ее. Мне хотелось бы привести пример из жизни святителя Иннокентия — первого епископа Камчатского, Алеутского и Курильского. В 1823 г. иркутский епископ Михаил получил указ Священного Синода, который предписывал послать священника в колонию Российско-Американской компании на остров Уналашка, к алеутам. Жребий пал на одного священника, который, сославшись на болезнь своей жены, отказался. А вот двадцати­шестилетний отец Иоанн — будущий святитель (в миру он был Иван Попов), вдруг, по­чувствовав в себе призванность, сам попросил поехать в этот отдаленный угол Россий­ской империи. И вместе с женой и годовалым ребенком на корабле «Константин», миновав массу невзгод и опасностей, он добрался до Алеутской гряды. Впоследствии он переведет для алеутов Катехизис, молитвы, Евангелие, Деяния святых апостолов и напишет на алеутско-лисьевском языке знаменитую книгу: «Указание пути в Царствие Небесное». Книга эта выдержит десятки изданий и будет переведена на многие языки. Дети святителя Иннокентия окончат Санкт-Петербургскую академию, а его самого еще при жизни назо­вут апостолом Америки и Сибири. А вот судьба священника, который уклонился от выпавшего ему жребия, сложилась иначе: он развелся со своей матушкой, причем там были канонические нарушения, и закончил свою жизнь в солдатах.

- Значит, человек, выполняющий волю Бога, получает и облегчение?

- Ябы не ставил вопрос в такой плоскости, потому что в этом случае присутствует момент: «Ты — мне, я — тебе». Тут дело в призванности: если человек почувствовал в себе призванность, он пойдет до конца, он начнет осуществлять эту призванность, каким бы он ни был. Потому что это внутренние побудительные отношения между творением и Его Творцом. Как это объяснить, когда человек чувствует призванность? Бог позвал, и человек не может не идти. Хотя это требует от него сил. Ведь каждый раз, когда человек начинает ис­полнять волю Божью, он вступает в невидимую брань.

- Владыка, объясните, что это — «невидимая брань»?

- Для того чтобы даже невоцерковленным людям стало понятно, что это такое, давайте вспомним, как трудно иногда бывает встать с утра и пойти в храм на службу, если ты с вечера твердо решил это сделать. Возникает масса препятствий самого разного рода, которые — и верующий человек это сразу поймет — несут не просто бытовой характер. Это то, что имеет отношение к духовному миру — ведь вы собираетесь идти к Богу, а не в театр, например. Все эти препятствия, в какой бы форме они ни проявлялись, против нашего благого желания стать к Богу ближе. На этом примере становится понятно, что такое «духовная брань». И надо понимать, что всякий исполняющий волю Божью обрекает себя на некий духовный подвиг. Но ведь человек и должен его совершать, по­смотрите, слово «подвиг» однокоренное к слову «движение», а человек должен духовно двигаться.

- Но как распознать волю Божью? Что является знаками, которые можно толковать как проявление воли Господа о тебе?

- Это случается по-разному: иногда это обстоятельства жизни, иногда что-то прихо­дит к нам во время молитвы, бывает, что во сне или даже через друзей. Но всегда это будет через слово. Все идет через слово: человек может услышать одну фразу и она перевернет всю его жизнь, как это было с не очень воцерковленным человеком, о котором рассказывается в книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Он, войдя в храм, услышал слова, читаемые из апостольского послания: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5. 17), - и вдруг эта фраза стала для него определяющей — она определила всю его дальнейшую жизнь. Он захотел узнать: что это значит — молиться непрестанно. Бывает, человек даже не понимает, что с ним происходит, но он просто находится в готовности услышать волю Божью и исполнить ее.

- Когда епископа Василия (Родзянко) спросили о совпадениях, которые иногда ведут нас по жизни, он ответил так: «Как только я перестаю молиться, совпадения прекращаются». По-видимому, он имел в виду именно такие знаки?

- Наверное, хотя для человека, находящегося в поиске воли Божьей, есть опасность впасть в ложную мистику, когда во всем, что с ним происходит, он начинает ис­кать какой-то знак Божий. Обращение к духовнику оберегает человека от этого.

- Владыка, а распознание воли Божьей — это диалог с Богом?

- Конечно, но ведь и молитва — это тоже диалог, и призванность, о которой мы сегодня говорили, от слова «призыв»: Бог при­зывает. Ведь когда мы обращаемся к Богу, мы слышим ответ, и ответ этот внутренний: в человеке возникает такое состояние, когда он чувствует в себе способность и силы ре­шать какие-то проблемы. Все это состояния внутреннего диалога, который человек ведет с Творцом.

- Владыка, а как воспитать в себе эту способность услышать волю Божью?

- Только одним: сначала ребенок учится слышать и слушаться родителей, потом это ведет к послушанию, в первую очередь роди­телей. Потом он идет в храм и учится слу­шать там. Ведь что такое послушание? Это умение слушать. А дальше идет исполнение. И тут очень важно остановиться на мотивах послушания, на мотивах исполнения Его во­ли. Так вот, человек, исполняющий волю Божью, слушающий Бога, должен любить Его и во всем Ему доверять.

- Да, это совсем другие мотивы: не из стра­ха, а из любви. Человек, любя Бога, доверяет Ему, во всем полагается на Него. Владыка, а что значит «положиться на волю Божью»? Бездействовать? Не пытаться изменить ход событий?

- Положиться на волю Божью — это значит проявить и высшую любовь, и высшее мужество. Потому что ты не отстраняешься от жизни, не выключаешься из нее, ты не уходишь от ответственности. Наоборот, ты проявляешь самую высшую ответственность — быть проводником воли Бога, какой бы она ни была.

Есть такая молитва, написанная святите­лем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским — это была его ежедневная молитва. Вчитайтесь в ее слова.







Сейчас читают про: