Была ли у Адама мать?

И создал Господь Бог человека из праха земного... (Быт. 2:7)

У многих тут складывается впечатление, будто Адам был слеплен Богом из комка глины. Однако то самое слово, которое, как кажется, решающим образом говорит о возникновении Адама прямо из глины, а именно еврейское яцар = образовать, оказывается при более внимательном рассмотрении доказательством совершенно иного.

Еврейское слово яцар всегда, когда оно употребляется по отношению к живым существам, выражает их формирование на более ранней фазе их возникновения, определение свойств живого существа в момент их зачатия и вскоре после него, то есть, в случае с людьми – в утробе матери. Классическим примером является пророк Иеремия, которому Бог говорит:

Прежде нежели Я образовал (яцар) тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. (Иеремия 1:5)

По сути каждого человека «образует» Бог, хотя и во чреве матери, однако в случае с некоторыми людьми или группами это особо подчеркивается. Так. Иеремия, например, был образован, чтобы быть «пророком для народов» (Иер. 1:5), другие – как «раб Мой» (Ис. 44:2,21), чтобы прославлять Бога (Ис. 43:7,21), земля – «для жительства» (Ис. 45:11,18). Мессия тоже будет образован уже в материнской утробе для того, чтобы снова собрать и вернуть Израиль:

И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе (яцар), чтобы обратить к Нему Иакова… (Ис. 49:5).

Адам создан из «праха» - как и все мы!

И создал Господь Бог человека из праха земного.

Адам на иврите значит человек, и это не случайно, но должно говорить о том, что Адам – это классический представитель нашего вида – он был «типичным человеком». Поэтому по его жизни мы можем многому научиться. Это начинается уже с его имени и его возникновения. Слово Адам родственно адама = плодородная земля, пашня и, по сути, значит земной. Этот библейский каламбур указывает на наше земное происхождение и нашу земную ограниченность:

И создал Господь Бог Адама из праха адама.

В биологии человек получил латинское обозначение homo, что родственно слову humus = земля, почва и поэтому имеет базовое значение земной. Фактически наше тело создано из «земли», из органических веществ, происходящих из плодородной почвы, к которой мы всё ещё привязаны:

Люди скапливаются или там, где горы и вулканы обуславливают наличие богатых питательными веществами почв, или где от оледенения остались наносы лёсса... Таким образом, даже карта нынешнего распространения людей показывает их тесную связь с землёй и её питательными веществами…(Райххольф, «Загадка антропогенеза»Reichholf “Das Rätsel der Menschwerdung”; стр. 261-262)

Все случаи употребления слова яцар = образовал

Если яцар употребляется по отношению к действиям людей, это слово всегда относится к неодушевлённым вещам, но далеко не всегда к глине:

· резные или кованые идолы (Ис. 44:9,10,12; Авв. 2:18)

· глина (Ис. 29:16; 45:9, Иер. 18);

· оружие (Иер. 54:17);

· насилие (Пс. 93:20);

· бог (Ис. 43:10).

Употреблённое в качестве причастия по отношению к людям, оно действительно переводится как гончар, горшечник. Особенно известен пример из Иер. 18, где пророк направляется к гончару, чтобы, наблюдая за ним, узнать что-то о делах Бога:

Не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. (Иеремия 18:6)

Тут идёт речь о притче, что ясно видно из целенаправленного употребления слов «что… то…». Цель притч состоит в том, чтобы наглядно выражать смыслы более высокого уровня:

· для горшечников типично то, что в начале они представляют себе цель, планируют вид сосуда;

· для её достижения уже имеющемуся, но специально выбранному материалу в ходе длительного процесса придаётся форма;

· при этом речь идёт о ранней стадии развития, на которой материал особенно хорошо поддаётся формовке. Лишь потом предмет «обжигают», делают прочным, устойчивым.[2]

Однако нам нельзя совершать ошибку, делая по человеческим делам вывод о Боге, мы должны двигаться наоборот. Слово бара, например, которое мы всегда, когда действующим лицом является Бог, переводим как сотворить, в отношении к людям переводится как колоть, рубить, обтёсывать, вырезать, например, в Иис. Нав. 17:15,18; Иез. 21:24-25; 23:47, (ср. также Koehler-Baumgartner, стр. 147). Если в этом случае делать вывод о человеке о Боге, Быт. 1:27 надо было бы истолковывать в том смысле, что Бог человечество «вырезал»!

Бог образует (яцар) неодушевлённые вещи...

· вселенную (Иер. 10:16; 51:19)

· Землю (Ис. 45:18)

· сушу (Пс. 94:5)

· горы (Амос 4:13)

· свет (Ис. 45:7)

Представление, будто Бог мог все эти вещи сделать как гончар, по крайней мере, в случае со светом абсурдно. Это тем более верно по отношению к следующим «вещам», которые также образуются Богом:

· времена года (Пс. 73:17)

· какое-либо событие (Иер. 18:11)

· будущее (Иер. 33:2; Ис. 22:11; 37:26; 46:11; 4 Цар. 19:25)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: