Бог объявляет войну

И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. (Быт. 3:15)

Эта часть приговора, вынесенного Богом сатане, имеет огромное значение для понимания всей Библии. Тут Бог в нескольких словах раскрывает программу, по которой он будет строить отношения со злом. Тут открывается окно в будущее жизни на Земле, и если мы хотим понять события прошлого и настоящее, мы обязательно должны в него глянуть. Однако в то же время эти слова похожи на загадку, которую надо разгадать, прежде чем мы сможем понять эту тайну. Что такое «семя змея», что такое «семя жены»? Что значит «поражать в голову» или «жалить в пяту»? Лучше всего мы сможем ответить на эти вопросы, если внимательно исследуем текст.

«Семя змея»

Еврейское слово зера = семя обозначает, с одной стороны, то, с помощью чего размножаются растения, животные и люди, и в этом смысле – их физических потомков. Далее оно обозначает принцип сеяния и жатвы и применяется также и к вещам духовным:

1. Подобие: То, что сеется, соответствует тому, что из него «вырастает».

2. Размножение: Сеется мало, собирают много.

3. Спелость: Сеется зародыш, возникает взрослый плод.

Семена биологические в Библии являются образом семян духовных. Так, люди, например, могут сеять зло (Иов 4:8) или правду (Пр. 11:18), и они соответственно этому и «пожнут». «Семя праведных» (Пр. 11:21) или «боящегося Господа» (Пс. 111:2) – это не физические их потомки, а люди, живущие их праведной жизнью.

Так же и «племя (зера = семя) злодеев» (Ис. 14:20) или «семя прелюбодея и блудницы» (Ис. 57:3) – это не их физическое потомство, а люди, имеющие такие же взгляды на жизнь. «Семя лжи» (Ис. 57:4) – это люди, которые живут ложью, «потомство (зера = семя) нечестивых» (Пс. 36:28) – это, опять же, нечестивые. Таким образом, никто не бывает добрым или злым по своему телесному происхождению, это возможно только по личному решению о том, каким образцам он будет следовать.

Поэтому ясно, что под «семенем змея» имеются в виду его духовные дети, усвоившие его умонастроение. Так, Иисус в Новом Завете называет фарисеев и книжников «змеями», «порождениями ехидниными» и прямо говорит, что отец их – сатана (Мт. 23:33 и Ин. 8:44, ср. также 1 Ин. 3:8-12)! Эти люди усвоили «змеиную сущность»:

· они кажутся положительными и религиозными, но приносят смерть и гибель;

· им свойствен материалистический, направленный только на земную жизнь образ мыслей: жажда власти и сребролюбие.

«Семя жены»

Прежде всего, это выражение надо понять в смысле материальном: по словам Бога, однажды сатану победит физический потомок Евы. Стоит отметить, что здесь опять заходит речь о родословии, которое нам уже так хорошо знакомопо Быт. 1. Бог в этой фразе возвещает о новой цепочке рождений, необходимых до тех пор, пока не будут побеждены силы зла. Таким образом, в выражении «семя жены» подчёркивается земное происхождение обещанного Спасителя, с которым неизбежно связано низкое положение. С другой стороны, неудивительно, что дальше в родословии речь идёт уже не только о чисто биологическом измерении, как в Быт. 1, но также, и даже в особенности, о духовном: сатана – существо духовное, и борьба с ним происходит на духовном уровне, хотя охватывает и уровень материально-земной. Это выражается в том привлекающем наше внимание обстоятельстве, что обещанный потомок назван в этой связи не «сыном Адама», а «семенем жены». В Израиле было необычным называть людей по матери. При физическом происхождении всегда устанавливается, скорее, отношение к отцу.

Выражение «семя жены» указывает на то,
что у кого-то нет земного отца!

Другими словами, семя жены – это не только потомки Евы, но в то же время и «дети Божьи». Поэтому, как «семя змея» – это люди, воплощающие сущность сатаны, потому что он – их «духовный отец», так и «семя жены» – это та часть человечества, в которой отразилась сущность Бога, как аналогично сказано о «семени» Авраама и Израиля:

Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. (Рим. 9:6-8)

Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве. (Рим. 2:28-29)

Открывая свою жизнь для Бога, люди «перерождаются в детей Божьих» – у таких детей нет земного отца:

А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. (Ин. 1:12-13)

Таким образом, в этом смысле «семя жены» – это все возрождённые верующие. Но в абсолютном и полном смысле слова это пророчество исполнилось, конечно, в Иисусе, Сыне Божьем. С одной стороны, Его физическое происхождение восходит к Адаму и Еве. И именно у Иисуса действительно не было физического отца, была только мать! Иисус – семя жены в буквальном смысле: Он родился от Девы и является «Сыном Божьим» двояко:

Ангел Господень явился ему [Иосифу] во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется речённое Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (Ис. 7:14), что значит: с нами Бог. (Мт. 1:20-23)

Жена

Прежде всего, бросается в глаза то, что Бог говорит, что вражда возникнет не между Адамом и змеем, а между змеем и женой. При этом речь, конечно, идёт не о вражде между земными пресмыкающимися и людьми женского пола. Нет, как и под змеем имеется в виду не пресмыкающееся, так и женой названа не просто какая-то женщина. Тут мы видим божественное пророчество об отдалённом будущем, которое всё ещё имеет смысл, несмотря на то, что Евы уже давно нет в живых!

Почему Бог противопоставляет именно змея и жену? В то время как змей – это образ самоуправной религиозности, под женой имеется в виду личная связь. Отношения между мужчиной и женщиной – это глубочайшая из возможных связей между людьми на Земле! Таким образом, жена в данном случае – это люди, имеющие глубокую личную связь с Богом. Павел подтверждает такие выводы, так как явно говорит о жене из Книги Бытие и объясняет, кто она такая:

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. (Еф. 5:31-32)

Если Бог – отец «семени жены», кто же тогда «мать» этого «семени»? Ответ: «жена» Бога, другими словами, Его невеста, церковь! И это действительно так: Бог использует уже верующих людей для того, чтобы «производить на свет» новых детей и заботиться о них. Община верующих – это роддом и детский сад семьи Божьей:

а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам. (Гал. 4:26)

В Послании к Евреям подробнее объясняется, о чём тут идёт речь:

Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления (Евр. 12:22-24)

Невеста – обручённая Богу!

Эта мысль может удивить: неужели у Бога есть «жена»? Тут мы имеем дело с образом, который выражает тайну, то есть, нечто такое, что сокрыто от многих людей. Бог сотворил человека по Своему образу, то есть, похожим на Него и способным к равноценному с Ним «партнёрству», который может добровольно ответить Его любовь. Если перенести это на земные отношения, для этого нет лучшего образа, чем связь между мужчиной и женщиной. Бог тоскует по нашей любви:

Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. (2 Кор. 11:2)

У Иисуса есть обручённая Ему невеста! Сын Божий, Христос, – это «жених», получается, что верующие – его «невеста». «Невеста» символизирует то, что кто-то отдаёт свою жизнь полностью и безоговорочно другому потому, что от сердца его любит. Это союз, в котором оба становятся полностью едины, в котором каждый полностью передаёт все свои права другому и который сохраняется всю жизнь. Уже в еврейских книгах Библии част используется образ отношений «муж/жена» или «невеста/жених»:

и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой (Ис. 62:5)

«Невеста» – это те люди, с которыми Бог вступил в завет (союз). Удивляют слова, которыми это описывается:

Ты (Израиль) выросла и стала большая, и достигла превосходной красоты: поднялись груди, и волоса у тебя выросли… и вот, это было время твоё, время любви; и простёр Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, – и ты стала Моею. (Иез. 16:7-8)

Поскольку людям знакома сила любовной связи между мужчиной и женщиной, Бог совершенно сознательно избрал этот образ, чтобы описать силу Своего стремления к общению с нами. Только наше общение с Ним принесёт намного большее удовлетворение, чем это отражается на земле в любви между мужчиной и женщиной:

и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой (Ис. 62:5)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: