Теория и методика физического воспитания
С основами спортивной физиологии, медицины и гигиены
Учебное пособие для экспресс – подготовки к междисциплинарному выпускному экзамену в училищах и колледжах олимпийского резерва
Г. Ханты – Мансийск 2013г.
Часть I. Вопросы и содержание ответов по курсу теории физического воспитания и спорта.
Общая характеристика теории и методики физического воспитания
Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. В ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более активный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости действий). Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.
Таким образом, осознание человечеством явления упражняемости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления физического воспитания.
|
|
Теория и методика физического воспитания являются одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессиональной подготовки специалистов с высшим физкультурным образованием. Она призвана через свое содержание обеспечить студентам необходимый уровень теоретических и методических знаний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности преподавателя физической культуры, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.
Источниками возникновения и развития теории и методики физического воспитания являются: 1. практика общественной жизни и потребность общества в хорошо физически подготовленных людях; 2. прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности; 3. постановления правительства о состоянии и путях совершенствования физической культуры в стране; 4. результаты исследований как в области теории и методики физического воспитания, так и в смежных дисциплинах.
К основным понятиям теории физического воспитания относятся следующие: 1) «физическое воспитание»; 2) «физическая подготовка»; 3) «физическое развитие»; 4) «физическое совершенство»; 5) «спорт».
Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.
|
|
В процессе физического воспитания приобретается широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным.
Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присуши все признаки педагогического процесса.
Физическая подготовка. Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную.
Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.
Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).
Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональнътх свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей. Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей: 1.Показатели телосложения; 2.Показатели (критерии) здоровья; 3.Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).
Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45— 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.
Физическое совершенство. Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.
Конкретными показателями физически совершенного человека современности являются:
1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;
2) высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;
3) пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;
4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;
5) владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;
6) физкультурная образованности т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.
Спорт. Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие
Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.