Виды моделей налогового консультирования

Анализируя существующие методы налогового консультирования, необходимо, показать и критически оценить модели налогового консультирования, широко применяемые в практической деятельности. Понимание роли, которую могут сыграть налоговые консультанты, поможет им при постановке задачи, формулировании требований к качеству услуг и результатам. В настоящее время наиболее распространёнными являются следующие виды моделей налогового консультирования:

- Экспертная модель консультирования;

- Проектная модель консультирования;

- Процессная модель консультирования;

- Обучающая модель консультирования.

Рассмотрим, в чём же заключаются основные отличия выше перечисленных моделей.

Экспертная модель консультирования.

Роль организации - заказчика: обеспечение консультанту доступа к необходимой и достаточной информации. Оценка результатов. Роль консультанта: информирование и разъяснение руководителям и специалистам организации смысла норм, правил и процедур и т.п., действующих в налоговом законодательстве.

При экспертной модели консультант не принимает участия ни в диагностике проблемы, ни во внедрении решений, а отвечает лишь за этап разработки и принятия решения. Модель называется экспертной, потому что она применяется в тех случаях, когда от консультанта клиенту требуется только его компетенция, то есть консультант выступает в роли эксперта по проблеме клиента. Не участвуя сам в диагностике, консультант, работая по экспертной модели, руководствуется в основном фактами, которые ему предоставляет клиент, и видением проблемы клиентом.

Плюсы экспертной модели состоят в том, что она очень экономична по временным затратам как для клиента, так и для консультанта.

Минус в том, что консультант ограничен теми выборочными фактами, которые предоставил ему клиент. Также недостаток этой модели состоит в том, что реализацию решения клиент проводит в соответствии с тем, как он услышал и понял консультанта, и это эксперт уже не контролирует.

Проектная модель консультирования.

Налоговый консультант при реализации модели проектного консультирования только предлагает и вырабатывает решения. Помощь клиенту заключается в анализе и определении его проблем, передаче своих теоретических и практических знаний. Клиент только внедряет принятые консультантом решения.

Роль организации - заказчика: предоставление необходимой информации консультанту для определения проблемы клиента. Внедрение разработанных и принятых консультантом решений.

Роль консультанта: организация и управление процессами сбора информации и ее анализа, а также разработка, обсуждение и принятие решений. Выбор форм индивидуальной и групповой работы в рамках консультационных проектов, управление групповой работой. Разработка и внедрение способов сбора и обработки высказанных идей, оценок, суждений, предложений, представления результатов проектирования.

В этой модели консультант берет на себя ответственность за диагностику и разработку решений, но не участвует в этапе реализации, передавая ответственность за этот этап клиенту. То есть консультант выступает в роли разработчика проекта. Эта модель используется для тех решений, реализация которых достаточно проста в исполнении, не требует серьезных корректировок по ходу выполнения и особой компетенции исполнителей.

Преимущество этой модели заключается в том, что у консультанта есть возможность детальной диагностики проблемы. Однако, как и в экспертной модели, имеется вероятность того, что клиент не достаточно хорошо поймет предложенный совет, что ему может не хватить каких-то ресурсов, в том числе и компетенции, чтобы правильно внедрить решение.

Процессная модель налогового консультирования.

Роль организации - заказчика: активное взаимодействие с консультантом в рамках мероприятий и процедур, предложенных консультантом. Высказывание своих идей, соображений, предложений. Совместный с консультантом анализ проблем и выработка решений. Роль консультанта: организация и управление процессами сбора информации и ее анализа, а также разработка, обсуждение и принятие решений. Выбор форм индивидуальной и групповой работы в рамках консультационных проектов, управление групповой работой. Разработка и внедрение способов сбора и обработки высказанных идей, оценок, суждений, предложений, представления результатов консультирования. На всех этапах проекта активное взаимодействие с заказчиком.

В этой модели клиент и консультант совместно работают в течение всего процесса консультирования, поэтому при описании этой модели можно не делать различия между консультантом и клиентом, а рассматривать их как членов одной команды, работающей над решением проблемы. Процессную модель разумно использовать в больших работах по налоговому консультированию, особенно если принимаемые решения влекут за собой серьезные изменения для организации. Преимуществом процессной модели является то, что на всех этапах консультант и клиент пользуются ресурсами друг друга. На этапе диагностики консультант использует опыт клиента, его знание ситуации, клиент же на этапе реализации пользуется компетенцией консультанта. При этом клиент гораздо лучше понимает и принимает предлагаемое решение, так как сам принимает непосредственное участие в его разработке и внедрении.

Отрицательной стороной процессной модели являются большие временные затраты, которые требуются от клиента.

Обучающая модель консультирования.

Роль организации-заказчика: формирование запроса на обучение, осознанный выбор целей, программы и формы обучения, формирование учебных групп.

Роль консультанта: предоставление как теоретической, так и практической информации по соответствующей проблематике в форме лекций, семинарских занятий, тренингов, деловых игр, раздаточных материалов, формирование перечня рекомендованной литературы, разработка учебно-практических пособий, "кейсов" и т.д. Подготовка почвы для возникновения идей. Передача приемов и способов решения задач.

Типы

Во-первых, это многопрофильные компании, специализирующиеся на аудите, информационных технологиях, юридическом или финансовом консуль­тировании. Управленческое консультирование там - дополнительная услуга, существующая для подкрепления основных.

Так, один банк пригласил меня помочь им поставить службу по управленчес­кому консультированию, поскольку они убедились, что многие их клиенты плохо используют кредиты именно из-за некачественного менеджмента своих органи­заций. Еще случай: одна компания, весьма успешная в продаже и установке средств связи (компьютерные сети, телефонные линии), обратилась ко мне с просьбой:" У нас прекрасные инженеры и эксперты по оборудованию, мы быст­ро и качественно устанавливаем его у своих клиентов, а вот освоение его персо­налом и руководством часто идет очень трудно. Что вы, как консультант по уп­равлению, можете передать нам такого, чтобы мы смогли бы ускорять и облег­чать нововведения нашего профиля?" Они были открыты тому, чтобы создать у себя группу консультантов по управлению, специализирующуюся на социотех-нических нововведениях в их клиентных организациях.

В многопрофильных компаниях консультанты по управлению чувствуют себя на периферии, и по существу они вспомогательные сотрудники, от них требуется прежде всего подчиненная, исполнительская роль. Зато наши кол­леги в таких фирмах хорошо изучают смежный бизнес и научаются взаимо­действовать с теми консультантами, с которыми мы всегда встречаемся у об­щих клиентов: финансовыми, правовыми и т. д. А это шанс на навыки созда­ния комплексных консультационных команд. На это хороший спрос.

Второй тип консультационных фирм - специализация в какой-то облас­ти управленческого консультирования. А все остальные виды управленческо­го консультирования тоже вводятся для поддержки центрального, главного кон­сультационного продукта. Например, есть консультационные фирмы, специа­лизирующиеся сугубо на мотивации (построение системы зарплат, социальных пакетов, премий, бонусов - т. н. моральное стимулирование), реструктуриза­ции, реинжиниринге, стратегии и т. д. В них создаются свои профессиональ­ные школы. Некоторые из таких консультационных фирм появляются в ответ на фетишизированный спрос, стараются по максимуму покрыть его, но по мере иссякания этого спроса им приходится либо исчезать, либо специализироваться на новом фетише.

Третий тип консультационных фирм - лидерские организации. Они скла­дываются вокруг сильной личности высококлассного специалиста, своего иде­олога. Очень сильные лидеры могут постоянно удерживать около себя до 20 сотрудников. Другие имеют одного-двух сотрудников, подстраивающихся под стиль работы лидера. Некоторые из них создают т. н. оболочные организа­ции, т. е. под конкретные проекты приглашают своих коллег, а как только эти проекты заканчиваются, они расходятся до следующего клиента или навсегда.

Еще один тип - т. н. партнерство - это группа консультантов, каждый из которых приличный специалист в своем деле, каждый имеет свою клиентуру и может работать независимо от других. Тем не менее они предпочитают сло­житься на общий офис, оргтехнику в нем, секретариат, бухгалтера и иных вспо­могательных сотрудников. Тогда каждый поочередно может пользоваться этим офисом как своим: приглашать туда клиентов, устраивать личные презента­ции, получать необходимую информацию и рассылать свою, вести текущую работу. Круг таких партнеров чаще всего состоит из 6-8 человек. Время от вре­мени они приглашают друг друга в свои консультационные проекты для со­вместной работы у клиента, перенимают друг у друга методы, опыт. Кроме того, они периодически проводят в своем офисе внутренние семинары для совмест­ного обсуждения трудных случаев, новых тенденций в консалтинге, литерату­ры, подготовки совместных публикаций и т. д. Среди них появляются диады -те, кто привыкает работать в паре у любого клиента. Странно, но в управлен­ческом консультировании почему-то диады распространены больше, чем в дру­гих областях консалтинга.

Пятый тип - независимые, индивидуальные консультанты, так или иначе оформляющие свой юридический статус на рынке, а иногда и без него. Имен­но такие консультанты составляют большинство в "оболочках" других фирм. Их успех зависит от уважения и репутации в профессиональных кругах.

В многопрофильных и специализированных компаниях работа поставле­на чаще всего на поток, консультант есть часть большого производства. В них свои службы маркетинга, т. е. клиентов ищут другие - консультант только ис­полнитель, а заказ он не обсуждает, не выбирает. В трех других способах орга­низации консультационного труда у консультантов больше свободы в опреде­лении своего статуса на рынке и способах построения отношений с клиенту­рой, зато и профессионального риска в них больше.

В мировом консалтинге замечена одна тенденция: из организаций первых трех типов (многопрофильных, специализированных и лидерских) есть посто­янный отток тех, кто уже прошел хорошую профессиональную школу в своих фирмах, иногда для укрепления опыта побывал в нескольких таких организа­циях, а затем переходит в какое-нибудь партнерство или на индивидуальное положение. Это болезненное явление, ведь на местах их созревания соответ­ствующим компаниям приходится инвестировать в их квалификацию, но и сами "эмигранты" иногда имеют основания считать, что они восполнили эти инвестиции своим качественным трудом.

Билет 20

Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере. Условно можно выделить три системы принципов;

- экономические принципы налогообложения;

- юридические принципы налогообложения (принцип налогового права);

- организационные принципы налоговой системы.

Экономические принципы налогообложения:

1- принцип справедливости

2- принцип соразмерности

3- принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков

4- принцип экономичности (эффективности).

Рассмотрим каждый принцип в отдельности.

1. Нравственная категория справедливости как понятие о должном, как соответствие между деянием и воздаянием является основополагающей идеей, на которой строится любая система правового регулирования. Уже в течение 200 лет она является главным ориентиром любой цивилизованной системы налогообложения.

В экономическом плане принцип справедливости означает, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и представляя привилегии другим.

Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что плательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находится в равной налоговой позиции, т.е. каждый должен выплачивать налог одинаковой величины (принцип платежеспособности). В основе этого принципа лежит идея о том, что сумма взимаемых налогов должна определяться и зависимости от величины доходов плательщика.

А согласно принципу вертикальной справедливости, лица которые находятся в неравном положении, должны находится в неравной налоговой позиции; иными слонами, кто получает больше от государства тех или иных благ, тот должен больше платить в виде налогов (принцип выгод).

С юридической точки зрения, принцип справедливости исходит из того, как законодатель урегулирует порядок изъятия собственности у плательщиков, а также каким образом соотносятся между собой государства, собирающие налоги, и лица обязанные их платить.

2. Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствии налогообложения.

Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственной казны.


Так как люди не могу работать только для того, чтобы заплатить налоги, начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер.

Происходит перемещение валового национального продукта в сферу теневой экономики.

Следовательно, задача законодателей - на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.

Налогообложение - как экономическая категория имеет свои пределы, определенные в соответствии с принципом соразмерности.

Сдвиг условной точки и ту или иную сторону порождает противоречивую ситуацию, проявлениями, которых являются политические конфликты, не подчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и другие.

Налоговый предел - условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему.

3. Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков.

В соответствии данным принципам налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством для налогоплательщика. Другим проявлением этого принципа является информированность налогоплательщика - обо всех изменениях налогового законодательства.

Налогоплательщик должен быть проинформирован заранее, - а также простота исчисления уплаты налога

4. Принцип экономичности (эффективности).

Он означает, что суммы сборов но каждому отдельному налогу должны превышать затрачу па его сбор и обслуживание. Не случайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение установить к налоговом или бюджетном законодательстве норму, согласно которой при установлении нового налога должна быть обоснованно, что доходы от его сборов будут превышать расходы десятикратно.

Закономерности формирования системы налогообложения определя­ют основные принципы или правила функционирования экономических отношений, следование которым дает возможность задействовать имею­щийся экономический потенциал общества и нейтрализовать возможное негативное воздействие налогообложения. Неправильно сформулирован­ные принципы налогообложения искажают причинно-следственные свя­зи, ведут к концентрации элементов субъективности в системе налогооб­ложения и неустойчивости всей социально-экономической системы. В связи с этим, формулирование и введение принципов налогообложения необходимо осуществлять в соответствии с закономерностями формиро­вания политики налогообложения, которые обеспечивают устойчивость налоговых систем разного уровня в условиях мало предсказуемых изме­нений рыночной экономики. Система налогообложения, построенная в соответствии со сформулированными принципами, отражающими объек­тивные требования увязки формирования системы налогообложения с качественными и количественными параметрами общеэкономического развития, позволит уменьшить или нейтрализовать отрицательные последствия существующей системы налогообложения. Создание системы налогообложения опирается также на внутренние условия, особенности развития и экономические интересы каждой страны, то есть учитывает специфические особенности.

Впервые принципы налогообложения были разработаны классиком английской экономической теории Адамом Смитом. В последствии принципы получили название «классических»:

1. Подданные государства должны платить налоги соразмерно полученным доходам – принцип равномерности (справедливости);

2. Налоги должны взиматься в то время и тем способом, которые наиболее удобны для налогоплательщиков – принцип удобности;

3. Сроки и порядок уплаты налогов должны быть определены – принцип определенности;

4. Издержки по взиманию налогов должны быть минимальными - принцип экономичности.

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на следующих принципах:

1. Налогоплательщик обязан исполнять налоговое обязательство в соответствии с налоговым законодательством в полном объеме и установленные сроки – принцип обязательности;

2. Налоги и другие обязательные платежи в бюджет РК должны быть определенными. Определенность означает возможность установления в налоговом законодательстве всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства налогоплательщика - принцип определенности;

3. Налоговая система РК является единой на всей территории в отношении всех налогоплательщиков – принцип единства налоговой системы;

4. Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях – принцип гласности;

Налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим и обязательным – принцип справедливостиналогообложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: