Анализируя существующие методы налогового консультирования, необходимо, показать и критически оценить модели налогового консультирования, широко применяемые в практической деятельности. Понимание роли, которую могут сыграть налоговые консультанты, поможет им при постановке задачи, формулировании требований к качеству услуг и результатам. В настоящее время наиболее распространёнными являются следующие виды моделей налогового консультирования:
- Экспертная модель консультирования;
- Проектная модель консультирования;
- Процессная модель консультирования;
- Обучающая модель консультирования.
Рассмотрим, в чём же заключаются основные отличия выше перечисленных моделей.
Экспертная модель консультирования.
Роль организации - заказчика: обеспечение консультанту доступа к необходимой и достаточной информации. Оценка результатов. Роль консультанта: информирование и разъяснение руководителям и специалистам организации смысла норм, правил и процедур и т.п., действующих в налоговом законодательстве.
|
|
При экспертной модели консультант не принимает участия ни в диагностике проблемы, ни во внедрении решений, а отвечает лишь за этап разработки и принятия решения. Модель называется экспертной, потому что она применяется в тех случаях, когда от консультанта клиенту требуется только его компетенция, то есть консультант выступает в роли эксперта по проблеме клиента. Не участвуя сам в диагностике, консультант, работая по экспертной модели, руководствуется в основном фактами, которые ему предоставляет клиент, и видением проблемы клиентом.
Плюсы экспертной модели состоят в том, что она очень экономична по временным затратам как для клиента, так и для консультанта.
Минус в том, что консультант ограничен теми выборочными фактами, которые предоставил ему клиент. Также недостаток этой модели состоит в том, что реализацию решения клиент проводит в соответствии с тем, как он услышал и понял консультанта, и это эксперт уже не контролирует.
Проектная модель консультирования.
Налоговый консультант при реализации модели проектного консультирования только предлагает и вырабатывает решения. Помощь клиенту заключается в анализе и определении его проблем, передаче своих теоретических и практических знаний. Клиент только внедряет принятые консультантом решения.
Роль организации - заказчика: предоставление необходимой информации консультанту для определения проблемы клиента. Внедрение разработанных и принятых консультантом решений.
Роль консультанта: организация и управление процессами сбора информации и ее анализа, а также разработка, обсуждение и принятие решений. Выбор форм индивидуальной и групповой работы в рамках консультационных проектов, управление групповой работой. Разработка и внедрение способов сбора и обработки высказанных идей, оценок, суждений, предложений, представления результатов проектирования.
|
|
В этой модели консультант берет на себя ответственность за диагностику и разработку решений, но не участвует в этапе реализации, передавая ответственность за этот этап клиенту. То есть консультант выступает в роли разработчика проекта. Эта модель используется для тех решений, реализация которых достаточно проста в исполнении, не требует серьезных корректировок по ходу выполнения и особой компетенции исполнителей.
Преимущество этой модели заключается в том, что у консультанта есть возможность детальной диагностики проблемы. Однако, как и в экспертной модели, имеется вероятность того, что клиент не достаточно хорошо поймет предложенный совет, что ему может не хватить каких-то ресурсов, в том числе и компетенции, чтобы правильно внедрить решение.
Процессная модель налогового консультирования.
Роль организации - заказчика: активное взаимодействие с консультантом в рамках мероприятий и процедур, предложенных консультантом. Высказывание своих идей, соображений, предложений. Совместный с консультантом анализ проблем и выработка решений. Роль консультанта: организация и управление процессами сбора информации и ее анализа, а также разработка, обсуждение и принятие решений. Выбор форм индивидуальной и групповой работы в рамках консультационных проектов, управление групповой работой. Разработка и внедрение способов сбора и обработки высказанных идей, оценок, суждений, предложений, представления результатов консультирования. На всех этапах проекта активное взаимодействие с заказчиком.
В этой модели клиент и консультант совместно работают в течение всего процесса консультирования, поэтому при описании этой модели можно не делать различия между консультантом и клиентом, а рассматривать их как членов одной команды, работающей над решением проблемы. Процессную модель разумно использовать в больших работах по налоговому консультированию, особенно если принимаемые решения влекут за собой серьезные изменения для организации. Преимуществом процессной модели является то, что на всех этапах консультант и клиент пользуются ресурсами друг друга. На этапе диагностики консультант использует опыт клиента, его знание ситуации, клиент же на этапе реализации пользуется компетенцией консультанта. При этом клиент гораздо лучше понимает и принимает предлагаемое решение, так как сам принимает непосредственное участие в его разработке и внедрении.
Отрицательной стороной процессной модели являются большие временные затраты, которые требуются от клиента.
Обучающая модель консультирования.
Роль организации-заказчика: формирование запроса на обучение, осознанный выбор целей, программы и формы обучения, формирование учебных групп.
Роль консультанта: предоставление как теоретической, так и практической информации по соответствующей проблематике в форме лекций, семинарских занятий, тренингов, деловых игр, раздаточных материалов, формирование перечня рекомендованной литературы, разработка учебно-практических пособий, "кейсов" и т.д. Подготовка почвы для возникновения идей. Передача приемов и способов решения задач.
Типы
Во-первых, это многопрофильные компании, специализирующиеся на аудите, информационных технологиях, юридическом или финансовом консультировании. Управленческое консультирование там - дополнительная услуга, существующая для подкрепления основных.
|
|
Так, один банк пригласил меня помочь им поставить службу по управленческому консультированию, поскольку они убедились, что многие их клиенты плохо используют кредиты именно из-за некачественного менеджмента своих организаций. Еще случай: одна компания, весьма успешная в продаже и установке средств связи (компьютерные сети, телефонные линии), обратилась ко мне с просьбой:" У нас прекрасные инженеры и эксперты по оборудованию, мы быстро и качественно устанавливаем его у своих клиентов, а вот освоение его персоналом и руководством часто идет очень трудно. Что вы, как консультант по управлению, можете передать нам такого, чтобы мы смогли бы ускорять и облегчать нововведения нашего профиля?" Они были открыты тому, чтобы создать у себя группу консультантов по управлению, специализирующуюся на социотех-нических нововведениях в их клиентных организациях.
В многопрофильных компаниях консультанты по управлению чувствуют себя на периферии, и по существу они вспомогательные сотрудники, от них требуется прежде всего подчиненная, исполнительская роль. Зато наши коллеги в таких фирмах хорошо изучают смежный бизнес и научаются взаимодействовать с теми консультантами, с которыми мы всегда встречаемся у общих клиентов: финансовыми, правовыми и т. д. А это шанс на навыки создания комплексных консультационных команд. На это хороший спрос.
Второй тип консультационных фирм - специализация в какой-то области управленческого консультирования. А все остальные виды управленческого консультирования тоже вводятся для поддержки центрального, главного консультационного продукта. Например, есть консультационные фирмы, специализирующиеся сугубо на мотивации (построение системы зарплат, социальных пакетов, премий, бонусов - т. н. моральное стимулирование), реструктуризации, реинжиниринге, стратегии и т. д. В них создаются свои профессиональные школы. Некоторые из таких консультационных фирм появляются в ответ на фетишизированный спрос, стараются по максимуму покрыть его, но по мере иссякания этого спроса им приходится либо исчезать, либо специализироваться на новом фетише.
|
|
Третий тип консультационных фирм - лидерские организации. Они складываются вокруг сильной личности высококлассного специалиста, своего идеолога. Очень сильные лидеры могут постоянно удерживать около себя до 20 сотрудников. Другие имеют одного-двух сотрудников, подстраивающихся под стиль работы лидера. Некоторые из них создают т. н. оболочные организации, т. е. под конкретные проекты приглашают своих коллег, а как только эти проекты заканчиваются, они расходятся до следующего клиента или навсегда.
Еще один тип - т. н. партнерство - это группа консультантов, каждый из которых приличный специалист в своем деле, каждый имеет свою клиентуру и может работать независимо от других. Тем не менее они предпочитают сложиться на общий офис, оргтехнику в нем, секретариат, бухгалтера и иных вспомогательных сотрудников. Тогда каждый поочередно может пользоваться этим офисом как своим: приглашать туда клиентов, устраивать личные презентации, получать необходимую информацию и рассылать свою, вести текущую работу. Круг таких партнеров чаще всего состоит из 6-8 человек. Время от времени они приглашают друг друга в свои консультационные проекты для совместной работы у клиента, перенимают друг у друга методы, опыт. Кроме того, они периодически проводят в своем офисе внутренние семинары для совместного обсуждения трудных случаев, новых тенденций в консалтинге, литературы, подготовки совместных публикаций и т. д. Среди них появляются диады -те, кто привыкает работать в паре у любого клиента. Странно, но в управленческом консультировании почему-то диады распространены больше, чем в других областях консалтинга.
Пятый тип - независимые, индивидуальные консультанты, так или иначе оформляющие свой юридический статус на рынке, а иногда и без него. Именно такие консультанты составляют большинство в "оболочках" других фирм. Их успех зависит от уважения и репутации в профессиональных кругах.
В многопрофильных и специализированных компаниях работа поставлена чаще всего на поток, консультант есть часть большого производства. В них свои службы маркетинга, т. е. клиентов ищут другие - консультант только исполнитель, а заказ он не обсуждает, не выбирает. В трех других способах организации консультационного труда у консультантов больше свободы в определении своего статуса на рынке и способах построения отношений с клиентурой, зато и профессионального риска в них больше.
В мировом консалтинге замечена одна тенденция: из организаций первых трех типов (многопрофильных, специализированных и лидерских) есть постоянный отток тех, кто уже прошел хорошую профессиональную школу в своих фирмах, иногда для укрепления опыта побывал в нескольких таких организациях, а затем переходит в какое-нибудь партнерство или на индивидуальное положение. Это болезненное явление, ведь на местах их созревания соответствующим компаниям приходится инвестировать в их квалификацию, но и сами "эмигранты" иногда имеют основания считать, что они восполнили эти инвестиции своим качественным трудом.
Билет 20
Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере. Условно можно выделить три системы принципов;
- экономические принципы налогообложения;
- юридические принципы налогообложения (принцип налогового права);
- организационные принципы налоговой системы.
Экономические принципы налогообложения:
1- принцип справедливости
2- принцип соразмерности
3- принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков
4- принцип экономичности (эффективности).
Рассмотрим каждый принцип в отдельности.
1. Нравственная категория справедливости как понятие о должном, как соответствие между деянием и воздаянием является основополагающей идеей, на которой строится любая система правового регулирования. Уже в течение 200 лет она является главным ориентиром любой цивилизованной системы налогообложения.
В экономическом плане принцип справедливости означает, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и представляя привилегии другим.
Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что плательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находится в равной налоговой позиции, т.е. каждый должен выплачивать налог одинаковой величины (принцип платежеспособности). В основе этого принципа лежит идея о том, что сумма взимаемых налогов должна определяться и зависимости от величины доходов плательщика.
А согласно принципу вертикальной справедливости, лица которые находятся в неравном положении, должны находится в неравной налоговой позиции; иными слонами, кто получает больше от государства тех или иных благ, тот должен больше платить в виде налогов (принцип выгод).
С юридической точки зрения, принцип справедливости исходит из того, как законодатель урегулирует порядок изъятия собственности у плательщиков, а также каким образом соотносятся между собой государства, собирающие налоги, и лица обязанные их платить.
2. Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствии налогообложения.
Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственной казны.
Так как люди не могу работать только для того, чтобы заплатить налоги, начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер.
Происходит перемещение валового национального продукта в сферу теневой экономики.
Следовательно, задача законодателей - на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.
Налогообложение - как экономическая категория имеет свои пределы, определенные в соответствии с принципом соразмерности.
Сдвиг условной точки и ту или иную сторону порождает противоречивую ситуацию, проявлениями, которых являются политические конфликты, не подчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и другие.
Налоговый предел - условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему.
3. Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков.
В соответствии данным принципам налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством для налогоплательщика. Другим проявлением этого принципа является информированность налогоплательщика - обо всех изменениях налогового законодательства.
Налогоплательщик должен быть проинформирован заранее, - а также простота исчисления уплаты налога
4. Принцип экономичности (эффективности).
Он означает, что суммы сборов но каждому отдельному налогу должны превышать затрачу па его сбор и обслуживание. Не случайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение установить к налоговом или бюджетном законодательстве норму, согласно которой при установлении нового налога должна быть обоснованно, что доходы от его сборов будут превышать расходы десятикратно.
Закономерности формирования системы налогообложения определяют основные принципы или правила функционирования экономических отношений, следование которым дает возможность задействовать имеющийся экономический потенциал общества и нейтрализовать возможное негативное воздействие налогообложения. Неправильно сформулированные принципы налогообложения искажают причинно-следственные связи, ведут к концентрации элементов субъективности в системе налогообложения и неустойчивости всей социально-экономической системы. В связи с этим, формулирование и введение принципов налогообложения необходимо осуществлять в соответствии с закономерностями формирования политики налогообложения, которые обеспечивают устойчивость налоговых систем разного уровня в условиях мало предсказуемых изменений рыночной экономики. Система налогообложения, построенная в соответствии со сформулированными принципами, отражающими объективные требования увязки формирования системы налогообложения с качественными и количественными параметрами общеэкономического развития, позволит уменьшить или нейтрализовать отрицательные последствия существующей системы налогообложения. Создание системы налогообложения опирается также на внутренние условия, особенности развития и экономические интересы каждой страны, то есть учитывает специфические особенности.
Впервые принципы налогообложения были разработаны классиком английской экономической теории Адамом Смитом. В последствии принципы получили название «классических»:
1. Подданные государства должны платить налоги соразмерно полученным доходам – принцип равномерности (справедливости);
2. Налоги должны взиматься в то время и тем способом, которые наиболее удобны для налогоплательщиков – принцип удобности;
3. Сроки и порядок уплаты налогов должны быть определены – принцип определенности;
4. Издержки по взиманию налогов должны быть минимальными - принцип экономичности.
Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на следующих принципах:
1. Налогоплательщик обязан исполнять налоговое обязательство в соответствии с налоговым законодательством в полном объеме и установленные сроки – принцип обязательности;
2. Налоги и другие обязательные платежи в бюджет РК должны быть определенными. Определенность означает возможность установления в налоговом законодательстве всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства налогоплательщика - принцип определенности;
3. Налоговая система РК является единой на всей территории в отношении всех налогоплательщиков – принцип единства налоговой системы;
4. Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях – принцип гласности;
Налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим и обязательным – принцип справедливостиналогообложения.