Развитие журнальной периодики в XIX веке

Франция. Наиболее значительные лит.-худ.-ые период. Издания Июльской монархии – 3 парижских лит. журнала – «Ревю де Пари» («Парижское обозрение»), «Ревю де де монд» («Обозрение двух миров») и «Артист» («Худоджник»).

«Ревю де Пари» ( Луи Дезире Вероном, 1829 г.) должен был объединить молодые лит. таланты. Печатались Стендаль, Мериме, Бальзак. Близость Верона к гос. деятелям июльской монархии. На протяжении XIX в. претерпевает изменения, на рубеже веков становится крупным, влиятельным парижским журналом. Печатали символистов.

«Ревю де де монд» ( Франсуа Бюлоз, 1831 г.) – главный конкурент. В редколлегию входили Санд, де Мюссе и др. Орган левой, либерально-республиканской, радикально настроенной против Луи-Филиппа интеллигенции. Ориентация на интеллект. элиту, серьезность тона, обстоятельность и глубина мат-лов. Публиковались Стендаль, Мериме, Бальзак, Санд. Бюлоз – упорство в привлечении подписчиков и писателей. Стал одним из лучших в Европе лит. журналов. Сначала – консерват. полит. направленность, поддерживал Тьера; далее идея русско-франц. альянса – противовес Германии, развитие русско-франц. лит. и культ. связей. После смерти Бюлоза, журналом руководил его сын – Шарль Бюлоз, далее с 1893 г. – известный лит. критик, историк, теоретик лит-ры Фердинанд Брюнетьер. Журнал – оплот лит. и полит консерватизма: против связи прогресса с наукой, защита армии – оплот обществ. стабильности и порядка, защитник ортодоксального католицизма. «Ревю де де монд» - трибуна борьбы за общественное и национальное ед-во. Журнал – оплот традиции и хорошего об-ва против полит., интеллект. и моральной анархии. Печатался Мопассан. Небольшой, но постоянный контингент читателей – полит., академ. и военная элита. Печатали парнассцев, а не символистов.

«Артист» ( Ашиль Рику, 1831 г.) – проводник новых реалистических принципов в иск-ве. Самое популярное издание во Франции по проблемам иск-ва. Печатались Бальзак, Готье и др. Худ. критиком был Арсен Усей.

Крупнейшие журналы рубежа XIX – XX вв.: «Ревю де де монд», «Ревю де Пари», «Меркюр де Франс» («Вестник Франции») – органы какого-либо направления обществ-полит-ой и лит-ой мысли, оказали огромное влияние на интеллект. и полит. элиту Третьей республики.

Середина 1880-х гг. – нач. эпохи символизма. Наступает эпоха многочисленных. Но недолговечных «маленьких ревю», небольших, но независимых от офиц. линии в иск-ве и политике журналов. Издатели – молодые люди, сами писавшие стихи. Элитарный хар-р журналов. Главный враг – парнасская школа, натурализм, позитивизм.

Самый авторитетный и символистский журнал – ежемесячник «Меркюр де Франс» ( Альфред Валлетт, 1889 г.) – панорама совр. авангардистской лит-ры и иск-ва, одно из ведущих лит.-худ-нных изданий. Печатались произведения зарубежных авторов.

Вдохновитель сатир. прессы – Шарль Филипон издает сатир. полит. иллюстр. еженедельник «Карикатюр» (1830 г.). Печатался Бальзак. Постоянная мишень журнала – Луи-Филипп.

Далее были сатир. газеты, но это уже совсем другой билет…….)))))

Англия. К нач. XIX в. – 3 основ. разновидности англ. прессы: ежеквартальные и ежемесячные журналы, ежедневные утренние и вечерние газеты. Ориентация англ. жур-ки на объективное освещение фактов и солидную информированность – важное место в структуре прессы заняли ежеквартальные журналы-обозрения. Первые такие издания – XVIII в. («Спектэйтор», «Джентльменс мэгэзин»), их расцвет – первая пол. XIX в., когда появились 2 наиболее авторитетных ежеквартальных журнала – «Эдинбург ревью» и «Куотэрли ревью» («Трехмесячное обозрение»). Фактор возникновения и популярности ежеквартальных журналов-обозрений – формирование среднего класса (эконом. независимый, получивш. солидное образование, подготовл. к восприятию серьезных аналит. мат-лов) и его интеллект. элиты.

В журналах печатались серьезные обзоры, аналит. статьи. Имели огромное влияние на обществ. мнение.

«Эдинбург ревью» (Френсис Джеффри, 1802 г.), сначала либеральное (печатался В. Скотт), в сер. XIX в. - рупор вигов. Журнал откликался на важные общественно-полит. события и на заметные новые явления в лит-ре. В кон.XIX в. – консервативное издание, против соц. реформ и леворадикальной идеологии.

«Куотэрли ревью» (по инициативе В. Скотта, 1809 г.) – гл. конкурент, консерват. печ. орган, поддержив. тори. Выступал против «кокнийской школы» (так критики называли группу талантливых писателей-романтиков, придерж. либеральн. взглядов (Шелли)), упрекали их в лит. вульгарности и нескромности.

К сер. XIX в. ежеквавртальн. журналы сдают позиции под натиском ежемесячников, занявш. к кон. века доминирующее положение.

Ежемесячные журналы – лит-ра и иск-во, печатались романы-фельетоны.

(1731 г. – Кейв «Джентльменс мэгэзин», использовал впервые слово «мэгэзин» - с франц. склад, хранилище.)

«Блэквудс мэгэзин», печатались В. Скотт, поэты-романтики. Консерват. взгляды, против республиканских и демократ. идей, парламентской реформы, тосковали по «старой доброй Англии», поддерживали тори. 1817 г. – кампания против «Эдинбург ревью», против либеральной полит. линии и лит. симпатий.

Первое в Европе многотиражное массовое иллюстрированное период. издание – журнал «Пенни мэгэзин» (Чарльз Найт, 1832 г.). Иллюстрации – гравюры, изображ. пейзажи различных стран, представителей их флоры и фауны, формы челов. труда, происшествия, уголовные преступления. Об уголовной хронике писал иллюстр. журнал «Уикли кроникл».

Самое читаемое иллюстр. издание – еженедельный сатир. журнал «Панч» (1841 г.), печатал полит. карикатуры и шаржи, сотрудничал Теккерей. Сатир. заметки о европейских монархах, во Франции запретили его на некот. время.

«Иллюстрейтед Лондон ньюс» (1842 г.) впервые изобразит. хроника, худ. репортаж заняли гл. место. Подробная иллюстрир. летопись основ., наиболее драматических событий лондон. жизни (восстания рабочих, пожары, преступления).

Первая пол. XIX в. – чартистская печать (чартизм – первое массовое, полит. оформленное движение раб. в 30-50-х гг.). Предшественник – Коббет, издавал «Политикэл реджистэр» (1802 – 1835 гг.), выступал против тори, пропагандировал парламент. реформу, использование метода революционной борьбы измученными низами англ. об-ва. Боролся за демократизацию полит. строя, критиковал аристократическую олигархию, крупн. землевладельцев, алчность англиканской церкви.

Печ. орган чартистов – журнал «Лейбэрэ» («Труженик») (Джонс), статьи на полит. темы и ежемесячные лит. обозрения.

«Фортнайтли ревью» («Двухнедельное обозрение») (Морли, 1865 г.) – первый ежемесячный полит. журнал, добившийся независимости от полит. групп и религ. сект. Стремился к панорамности и многообразию инф-ции, религ. свободомыслие, против ортодоксальных церковных догм. Внимание к нов. научным концепциям, за либеральные реформы парламента и церкви, за всеобщее избират. право, симпатии рабочим и профсоюзам.

Популярность у ср. класса в 50-60-х гг. - журналы для домашнего чтения. Некот. печатали иллюстрации, произведения выдающихся писателей.

На рубеже XIX-XX вв. – лит.-худ-ые журналы, отразившие нов. веяния в культ. жизни, «Йеллоу бук», «Савой».

«Йеллоу бук» (1894 г.) – эстетизм и декаданское движение, желтая обложка – эпатировала читателя. Вокруг группировались писатели, близкие символизму. Оплот импрессионистической критики (Пейтер – у истоков эстетизма). Разрыв иск-ва с действительностью. Лит.редактор – Генри Харлэнд, ценил оригинальность стиля. Знаком читателей с франц. «парнасцами» и декадентами. Публикации – скандальный хар-р, основные темы – богемная жизнь, продажная любовь, пороки и извращения. Худ. редактор – Обри Бердсли, создает в рисунках образ роковой женщины, кот. использовала декаденты. Журнал закрыли – приемником стал «Савой» (Саймонс), продолжал традиции.

Германия. Середина 90-х гг. XVIII в. – необходимость реформ, способы преобразования: улучшить условия жизни народа; путь эстетики (журналы «Ди Хорен» («Оры» (Шиллер, 1795 г.)), «Ди Пропилен» («Пропилеи» (Гете, 1799 г.)). Освещали эстетические вопросы, проблемы состояния совр. культуры и лит-ры, не имели успеха. Орган раннего романтизма – «Атенеум» («Атеней» (братья Шлегели, 1798 г.)) не замечен.

«Дойче Меркур» («Немецкий Меркурий» (Виланд, 1773 г.)) – переход от лит.-худ-ой к полит. проблематике. Приветствовал франц. революцию, требовал радикальных реформ, призывал последовать примеру Франции.

30-е гг. XIX в. – пик борьбы двух лагерей немецкой интеллигенции: либерально-демократ. и консервативного. Либерально-демократ. представлен «Молодой Германией» - лит. течением (журнал «Аврора», «Форум дер журнал литератур», «Телеграф фон Дойчланд»). Жанры – фельетон, путевые записки, мемуары, рецензии и др. Людвиг Берне с 1818 г.«Ваге» («Весы»), нац-освободительные идеи, ярый враг Наполеона.

Вильгельм Вейтлинг – зачинатель нем. раб. печати, «Призыв о помощи немецкой молодежи», «Молодое поколение» (1830-1840-е гг.), пропаганда идей уравнительного коммунизма, революционные методы борьбы. «Молодое поколение» издавалось при материальн. и техн. поддержке рабочих и ремесленников.

Каспар Браун в Мюнхене – иллюстр. юморист. журнал «Флигенде блеттер» («Летучие листки») (1845 г.), полит. сатира. Старательность и тщательность рисунка, точные черты модели, жесткость и тяжеловесность изображений.

1850-е гг. – усталость от бурных полит. дебатов мартовской поры => популярны неполит. издания. Ежемесячник «Вестерманус монатсефте» (Брауншвейг, 1856 г.) по образцу англ. ежемесячников: серьезные научные статьи соседствовали с новеллами и повестями писателей-реалистов.

Широкое распространение – журналы для семейного чтения, научно-популярные статьи соседствовали с нравоучительными публикациями и развлекат. лит-рой. Гуцков – «Развлечения у домашнего очага» (1852 г.).

Журналов издавалось больше, чем газет, высокий культурный уровень нем. читателя, предпочит. глубокий анализ явлений. Кон. XIX в. - журналы по с/х, домоводству, торговле, транспорту, мореплаванию. Лит.-худ-ые журналы – «Унзере цайт» («Наше время» (Готшалль, 1850 г.)), «Дойче рундшау» («Немецкое обозрение» (1874 г.)). Литературная, театральная, артистическая жизнь – «Кунстварт» («Страж иск-ва» (1887 г.)). Конрад – «Гезельшафт» («Об-во» (1885 г.)), вокруг собирались писатели натуралистической ориентации. Георге – «Блеттер фюр ди Кунст» («Листки об иск-ве» (1892 г.)), печатались писатели-символисты.

Лит-худ-ый журнал эпохи модерна – «Пан» (1895 г.), поддерживал нов. явления в иск-ве, неоромантическая лит-ра.

В нач. XX в. экспрессионисты объединялись вокруг «Акцион» («Действите») и «Штурм» («Буря»).

«Акцион» - в совр. мире личность подавлена бездушным, бюрократ. механизмом, отличался полит. радикализмом.

«Штурм» - пропаганда авангардистского иск-ва (живописи Кандинского, Шагала).

США. После войны за независимость – вопрос о гос. устройстве страны: полемика федералистов (журнал «Портфолио» Денни) и демократов-антифедералистов.

Уэлш – первый ежеквартальный журнал «Американ ревью оф хистори энд политикс» (1811 г.) по образцу «Эдинбург ревью».

Серьезные лит.-худ-ые и общественно-полит. журналы – кон. XVIII - нач XIX вв. Браун«Американ ревью энд литерэри джорнэл» (1799 г.), крит. обзоры произведений, опублик. в США. Цель – знакомить с обликом и худ. манерой писателей.

Ежемесячник «Аналектик мэгэзин» (1813 г.), большой объем (100 стр.), иллюстративные вставки и гравюры. 2 года редакторИрвинг.

Самый респектабельный журнал – «Норт америкэн ревью» (Тюдор, 1815 г.). Задача – создание нац. лит-ры, выступал с националистических и охранительных позиций, исключительность истор. миссии США. Критика «Эдинбургского обозрения» - рассадник антиамерик. настроений. Значительное место – серьезные статьи философ. и лит. хар-ра. Основной жанр лит. критики в лит.-худ-ых журналах – лит.-критический обзор: пересказ содержания худ. произведения, биографические сведения об авторе. Подробный разбор и оценка взглядов автора. Социальная и воспитательная функции лит-ры, переводы произведений европ. писателей.

30-50-е гг. XIX в. – трансценденталистская печать – высокое кач-во печатавшейся в них лит. продукции, обсуждались философ., полит., религ. и эстетич. проблемы. Трансцендентализм – философ.-лит. движение, романтический протест против ценностных установок. Их первое период. издание – ежемесячный лит. журнал «Уэстерн мессенджер» («Западный вестник»), худ произведения трансценденталистов, переводы нем. философов (Кант).

«Дайел» («Циферблат» (1840 г.)) – 4 раза в год, посвящен вопросам лит-ры, философии, религии, эстетики. Первый главредМаргарет Фуллер. Беллетристика соседствовала с философ. произведениями и лит. критикой, широкий спектр мнений – публикации в форме диалога. Особое внимание нем. романтикам. С 1843 г. редактор – Эмерсон, придал журналу идейно-тематическое ед-во, сделав его рупором трансценденталистской философии.

«Бостон куотерли ревью» (Браунсон, 1838 г.), девиз – доверие к себе, печаталась Фуллер.

30-50-е гг. XIX в. – дискуссия о культурной автономии США – лит.-худ-ые и общественно-полит. журналы.

Лит. журнал «Никербокер» (1833 г.) – оплот националистически настроенной интеллигенции, печатались Ирвинг, Лонгфелло. Америк. лит-ра должна создаваться на национальном мат-ле, изображать реалии америк. действительности. Постоянный штат лит. критиков и рецензентов.

1836 г. – писательское объединение «Молодая Америка», взывавшее к нац. чувствам, лит.-крит. журнал «Демокрэтик ревью». Задача – разработать идеологическую и эстетическую программу америк. лит-ры, необходимо порвать с англ. традицией.

«Атлантик мансли» («Атлантический ежемесячник») – представители «бостонской школы» (Лонгфелло). Обрести нац. самобытность америк. лит-ра сможет, когда освоит богатое культурное наследие Европы, верность традиции, печатались произведения англ. авторов.

50-е гг. XIX в. – обострение противоречий между Югом и Севером, аболиционизм – движение за ликвидацию рабства (с 90-х гг. XVIII в.), журналы «Либерейтор», «Эмансипейтор» (с 1839 г. – редактор Филлипс, радикальное крыло аболиционистского движения). Защитники рабства – «Сазерн литерери мессенджер», «Магнолия».

Кон. XIX – нач. XX вв. – «Норт американ ревью», «Сенчэри», «Ревью оф ревью» (основан в Англии Стэдом, с 1889 г. – В США появилась его америк. версия, был журналом – «дайджестом», давались краткие обзоры статей и мат-лов, печатавшихся в др. жкрналах, пользовался успехом).

ОТВЕТ 43 (Особенности развития печати Франции в 19 в)

17 янв. 1800 - консульский указ о газетах. (период консульства). Газеты “ могут служить “оружием в руках врагов республики”. Было закрыто 60 газет из 73, издававшихся в Париже и пригородах. Все печатное дело под контролем. Для осуществления контроля создано особое “Бюро печати”. Но офиц. цензуры не было. В 1803 при “Мин.Юсте”(министерство юстиции) возникает спец. “комиссия для просмотра”. “Moniteur” становится рупором Наполеона

Наполеон говорил: “ Дайте понять редакторам газет… что я никогда не потерплю, чтобы мои газеты говорили и действовали против моих интересов, что редакторы могут выпускать ядовитые статейки, но пусть они знают, что в одно прекрасное утро им зажмут рты”. 7 авг. 1805 г.- Наполеон начал грабеж изданий. Налоги, штемпельные сборы. И тд. Причем он всегда аргументировал свои действия. Так, налоги, штемп. сборы и тд. он объяснял тем, что на эти деньги будут выплачиваться “ пособия и пенсии литераторам”. Естественно, не в этом была его цель. 6 ноября 1807 года - было рекомендовано не печатать статьи политического характера. Политика только в “Moniteur”. В 1811 году осталось лишь 3 опасные газеты “Journal de l’ Empire” (бывший “Journal de Debats”), “Gazette du France”, “ Journal de Paris”. Производилась неофициальная конфискация журналов. Декрет об этом был сожжен в 1814 году

Тем не менее, Наполеон делал вид, что цензуры не существует. И он называл должность цензора постыдной. 5 февраля 1810 г.- о типографщиках и книгопродавцах. Все тоже - прижимают. 6 апр. 1814 - конец Наполеона I. Сенат опубликовал указ: “ Свобода печати полная, за исключением законной репрессии за преступления, которые могут произойти из-за злоупотребления этой свободой”. 21-22 окт. 1814 - новый закон уже при Бурбонах “ всякое произведение по объему не меньше 20 - ти листов может быть издаваемым без всякой цензуры”. Возможно, они считали, что наиболее опасные вещи содержатся в произведениях менее, чем 20 страничного формата (наверное, газеты). Это, кстати, позже переняли и в России.

По закону книгопродавец или типографщик должны были принести присягу. Но сразу же было внесено дополнение: “Ни одно периодическое издание ни в Париже, ни в провинции не может выходить без спец. разрешения, которое во всякое время можно было взять обратно”.

5 марта 1815 года Наполеон покидает остров. По приезде во Францию, Наполеон издает декрет от 22 апреля 1815 - о свободе печати. Его взгляды полностью переменились. Он стал верить в то, что свобода печати - абсолютное благо, он готов был отстаивать эти принципы. Но битва при Ватерлоо поставила крест на судьбе Наполеона. Говорят, что и в изгнании он выступал за полную свободу печати.

Сразу же после Ватерлоо во Франции происходит Реставрация. Династия де Бурбонов. Король Людовик XVIII, вступив на престол, сначала был за свободу печати, но потом началось… 31 марта 1820 - цензура восстановлена.

Карл X (1824-1830) - упразднил цензуру. Но под влиянием клерикалов снова ее ввел.

При министре Мартиньяке опять либерализация. Но Карл скоро его убирает. Это вызывает возмущение в обществе. В 1830 году Тьер, Минье, Каррень встают во главе журнала “National”.

Правление Карла вызывает протест многих. “ Temps” и “ National” обрушиваются на новое правительство. 27 -29 июня 1830 происходит известная революция. Бурбоны изгоняются навсегда. Их правление охарактеризовано непоследовательной и жесткой политикой в области печати. Их правление принято считать слабым. Неудивительно: они правили после Наполеона.

Людовик (Луи) Филипп(1830-1848). Представитель буржуазии. Стал королем. Сначала цензура была практически снята. Этим пользовались. В обществе зарождаются тенденции присущие демократии. Свободное общество. И это хорошо. Но, в конце концов, периодические издания стали обрушиваться и против короля, даровавшего им свободу печати. Гласность была обращена против него самого и против режима. 14 декабря 1830 г. вышел закон, который понижал размеры налогов, интеллектуального сбора, штемпельного сбора и почтовую таксу за пересылку. 26 июля 1830 г. была принята хартия, основные законы которой, говорили о том, что (№1) преступления печати могут решаться только судом присяжных), (№8) цензура никогда не может быть восстановлена.

9 сентября 1835 года король публикует указ. 12 статей посвящены преступлениям в сфере печати: копо которому нельзя:

оскорблять короля

нападать на принципы управления страной

приписывать кому-нибудь из изгнанных Бурбонов права на престол.

После этого Луи Филипп начал бороться против прессы. Он сам установил большие налоги, которые ранее отменил. Короче, печать погубил.

23 февраля 1848 года - февральская революция. Луи Филипп отрекается. Общество требует реформ. Кто-то считает, что период его правления- “застой”. С печатью они были сложные отношения. Он, действительно, ввел свободу печати, которой не было, но он же, пострадав от нее, указами 1835 и других годов эту свободу отменил. Реакция с премьером Кавеньяком. Полная абструкция печати. Всевозможные запреты.

29 июля 1881 год закон о печати (он сейчас не действует по словам Ш. учебник старый)Нет больше ни концессии, ни залогов, ни штемпельного сбора. Ни административных предостережений, приостановок и т.д. Все сведения об ответственном издателе и типографщике подаются заранее (адрес, имя, название издания, телефон ну и т.д.).. Должность проф. разносчика (все его данные нужно заранее подать) Все в мэрию или префектуру подать надо. Периодическое издание содержит выходные данные(ну как сейчас на последней страницы газеты). На все предыдущие указы, декреты, ордонансы и прочую ересь внимание больше не обращаем (нафига я этот бред искал....). ПРЕСТУПЛЕНИЯ:

1) провокации к убийству к грабежу и т.д. а также возбуждение войск (без комментариев) к нарушению дисциплины или к неповиновению властям

2) преступления против общественных интересов ­- ограничение свободы слова (Ш говорила, что в этом вся фишка!!)

3) диффамация и оскорбление частных лиц

4) оскорбление иностр. Государ. И диплом. Представ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: