double arrow

Рефлексия как механизм самопознания

Рефлексия — обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Другими словами, рефлексия — это механизм удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов. Этими субъектами могут быть как люди (идентифицируясь с другим, человек смотрит на себя его глазами), так и различные Я: Я-познающее, Я-познаваемое, Я-наблюдающее одновременно за Я-познающим и Я-познаваемым.

Это то же самое, как с самим собой играть в шахматы или общаться с самим собой, используя методику двух стульев. (Человек садится на один стул и начинает, к примеру, нападать, обвинять, стыдить или хвалить себя же, якобы сидящего на другом стуле. Затем пересев на этот второй стул, сам же отвечает себе, якобы сидящему на первом стуле.)

Рефлексия— размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ

Проиллюстрировав понятие рефлексии, вернемся к нашей проблематике, а именно рассмотрим рефлексию как механизм самопознания.

Прежде всего необходимо заметить, что рефлексия как механизм формируется гораздо позже, чем идентификация. Если к идентификации ребенок проявляет способность с раннего возраста, то зачатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников. Да и у взрослых людей нередко способность к рефлексии продолжает оставаться на довольно низком уровне. Этим и объясняются некоторые сложности познания окружающего мира, в том числе и самопознания.

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого

человека и причинах его поступков;

личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и

качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим;

интеллектуальная — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности

анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно

возвращаться к условиям задачи.

Если попытаться выделить последовательность работы рефлексивного механизма, то

таких этапов, как показывает отечественный исследователь А. А. Тюков, будет Шесть.

1. Рефлексивный выход — осуществляется тогда, когда другими средствами и способами

невозможно познать другого человека и самого себя.

2. Интенционалъностъ (интенция — направленность) — направленность на объект

рефлексирования, выделение его среди других объектов.

3. Первичная категоризация — выбор первичных средств, с помощью которых

осуществляется рефлексирование.

4. Конструирование системы рефлексивных средств — выбранные первичные средства

объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и

обоснованно проверить рефлексивный анализ.

5. Схематизация рефлексивного содержания — проводится за счет использования

разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций (например, чтобы

решить задачу о трех мудрецах, можно их нарисовать или изобразить схематично — это

организует рефлексивное познание).

6. Объективизация рефлексивного описания — оценка и обсуждение полученного

результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается

вновь.

В заключение опишем действие рефлексивного механизма с точки зрения самопознания

в ходе идентификации с другим человеком и с самим собой.

Идентифицируясь с другим, человек выделяет его личностные черты, способы поведения, особенности отношений и общения. Далее все это подвергается рефлексивному анализу, в ходе которого выявляются причины существования того или иного качества или совершенных поступков, происходит их оценка, затем идет процесс переноса этих

характеристик на себя и осуществляется сравнение. В результате более глубоко понимаются как личностные особенности другого, так и собственные черты и свойства личности.

Возможен и несколько иной вариант. Идентифицируясь с другим, личность начинает

смотреть на себя как бы его глазами, в итоге обнаруживает различие его взгляда на себя со своим собственным, что также способствует углублению самопознания. Это дает возможность преодолеть действие законов интроекции, сформировать о себе более адекватное и целостное представление.

В случае идентификации с собой возможны самые разнообразные варианты

самопознания с включением рефлексивных механизмов. Они определяются, во-первых, тем, с каким своим Я идентифицируется человек: Я-познающим, Я-познаваемым, Я- идеальным и т.п., во-вторых, насколько полно и адекватно он может подобрать средства рефлексирования, создать из них целостную систему. Анализируя свою коммуникабельность, личность отмечает следующие особенности:

-признает данное качество как свою сильную сторону;

-вставая в позицию других людей, также отмечает наличие этой черты;

-в то же время обнаруживает, что особой потребности общения с широким кругом людей

он (она) не испытывает, а коммуникабельность возникла на основе упорной работы над собой.

Выделяет также и первопричину, побудившую к этой работе;

-отмечает, что, несмотря на коммуникабельность, до сих пор сохраняются некоторые

трудности в установлении первого контакта, особенно с людьми более старшего возраста;

-обнаруживает некоторые устоявшиеся программы, которые варьируются в зависимости

от собеседника, речевые средства и штампы, стереотипы и т.д.

Понятно, что рефлексирование — это сложная работа, требующая времени, усилий,

определенных способностей. В то же время именно рефлексия позволяет преодолеть

недостатки, которыми обладает идентификация, сделать процесс самопознания более

целенаправленным и осознанным. Справедливости ради следует заметить, что в ряде случаев выраженная способность к рефлексированию может и мешать, так как человек начинает заниматься самопокаянием, бесконечным анализом, который не помогает, а мешает созданию образа Я, порождает пассивную ориентацию в процессе взаимодействия с внешним миром.

Итак, мы рассмотрели действие двух взаимосвязанных механизмов самопознания.

Идентификация дает возможность уподобиться познаваемому в других и в себе, рефлексия — как бы отстраниться и проанализировать познаваемое с разных позиций, с установлением причинно-следственных связей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: