Психологические особенности профессионального самопознания педагога

Психолого-педагогические функции с точки зрения современного производственного менеджмента выступают в качестве одной из важнейших профессиональных обязанностей руководителя любого уровня. Так, японские учебники по менеджменту сегодня называются так: «Менеджмент, который оживляет человека», «Менеджмент, создающий человека», «Менеджмент, глубоко заглядывающий в человека» и т.п. Причем, конечно, в этих условиях всеобщего и непрерывного обучения любой руководитель современного производства свою первейшую задачу видит в постоянном самообучении, самосовершенствовании или в самоменеджменте.

Дальновидные исследователи предвидели возможность подобного качественного сдвига в организации процесса в становлении человеческой психики уже в начале прошлого века. Так, известный немецкий социолог Георг Зиммель (1859-1918) давал следующее определение образованного человека: «Человек образованный — тот. кто знает, где найти то, что он не знает».

Перспектива «пожизненного обучения», которую преподносит нам развитие современного общества, может показаться как многообещающей, так и отчасти грустной. И поскольку изменить здесь что-либо мы не в силах, остается только вспомнить ироничное суждение по этому поводу, высказанное еще бессмертным Козьмой Прутковым: «Век живи — век учись! И ты, наконец, достигнешь того, что подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь».

Но если подобный финал нашего самосовершенствования неизбежен, то следует придать хотя бы некоторую упорядоченность, организованность самому процессу движения к нему. Здесь нам, очевидно. опять таки следует опереться на столь же глубокомысленное утверждение того же автора о том. что: «нельзя объять необъятное». Эта максима подталкивает к мысли, что в процессе самосовершенствования нужно прежде всего разумно ограничить пределы своей активности, поставив перед собой такие реальные цели, которые соответствовали бы нашим способностям и возможностям.

Такая цель будет иметь характер представлении об идеале образцового работника, профессионала, мастера своего дела, который в принципе. как всякий идеал, недостижим, но который тем не менее призван выполнять задачу упорядочивающего, организующего начала, конечной цели всей нашей деятельности по самосовершенствованию. Каков же должен быть этот идеал, чтобы по возможности соединять в себе противоречивые черты идеальности и реальности?

В современной психолого-педагогической литературе эта целевая модель совершенного работника, специалиста, достигшего вершин или акте, как говорили древние греки, изображается в виде перечня характерных черт, без наличия которых сегодня нельзя представить эффективного работника.

Среди характеристик такого идеального профессионала, мастера своего дела наиболее часто указывается следующая совокупность качеств, которые могут быть подразделены на два блока: личностных и профессиональных качеств.

Личностные качества, присущие людям, достигшим вершин профессионального мастерства, которые отличают их от людей, находящихся на более низком уровне развития:

1. энергичность, означающая, что идеальный работник отличается высокой активностью, трудоспособностью, неутомимостью: он полон желания добиться успеха как в своей профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Это качество может характеризовать как эффективного рядового работника, так и руководителя.

Но одного этого качества недостаточно, особенно для руководителя. постоянно имеющего дело с людьми, побуждающего их к качественному труду. Поэтому среди личностных качеств идеального работника указывают также

2. коммуникабельность, т.е. желание, готовность вести за собой других, умение брать на себя ответственность за других, а не только за себя. Для руководителя это качество является не просто одним из многих, а главным его признаком, определяющим эффективность всей его деятельности;

3. твердость воли - еще одно необходимое качество эффективного работника, под которым понимается умение проявить твердость и последовательность не только в собственном деле, но и способность внушить уверенность сомневающимся, без чего невозможно убедить людей в правильности избранных целей и добиться результата;

4. честность, порядочность, нравственные качества; это означает, что образцовый работник, какой бы пост он ни занимал, должен отличаться единством слова и дела; без этого качества невозможно обеспечить доверие людей, возможность сотрудничества с ними. В Своде из 10 заповедей, предложенных в наши дни Русской православной церковью как для начальников, так и для рядовых тружеников, предлагаются следующие нравственные нормы:

§ присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе:

§ в конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.

5. незаурядный уровень интеллекта. Он должен уметь собирать, анализировать большие объемы информации и использовать ее как для решения проблем своей организации, так и для личного самосовершенствования.

Конечно, перечисленные качества в значительной степени предопределены у каждого человека на биологическом, генном уровне, но они все же могут в той или иной степени корректироваться, развиваться, усиливаться в течение жизни человека, его трудом, волей, стремлением к самосовершенствованию.

Но кроме перечисленных личностных качеств, эффективный работник должен обладать еще и некоторой совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков. Если личностные качества образцового работника универсальны, более или менее сходны у работников всех категорий, то профессиональные признаки специфичны у представителей каждой профессии, каждой специальности. Общее между этими двумя блоками качеств состоит лишь в том, что они в одинаковой степени нуждаются в постоянном совершенствовании и развитии.

Общее же направление такого развития для каждой профессии устанавливается государственными стандартами специального образования. которые устанавливают перечень специальных знаний и умений, по каждой специальности. Конечно, у физика, биолога, инженера, менеджера этот перечень оказывается неодинаковым.

Но в равной степени профессионалом высокою класса можно стать лишь при условии овладения обоими этими блоками качеств: личностным и специальным.

В связи с выделением качеств образцового специалиста, образцового работника следует в заключение рассмотрения этого вопроса сделать одно существенное замечание: наличие всего комплекса личностных и профессиональных качеств у работника создает возможность, но отнюдь еще не гарантирует ему обязательного успеха в его деятельности. Многое в практической деятельности зависит от умения использовать свои способности применительно к конкретной производственной или жизненной ситуации. Учет особенностей конкретной ситуации является важнейшим требованием к современному эффективному специалисту.

Определив, таким образом, двуединую цель самосовершенствования, учитывая условия успешного применения своих способностей, не менее важно правильно выбрать пути, способы, методы, достижения поставленной цели.

Каждый земледелец, прежде чем начать что-либо сеять, пытается выяснить, с какой землей он имеет дело, что может на ней вырасти, а что нет. Точно так же и любой человек, прежде чем приступить к сложному делу самосовершенствования, должен начать с составления своего рода реестра своих физических и психических качеств, своих возможностей и своих ограничений или, как говорят психологи с самопознания.

Самопознание - это оценка человеком самого себя, это осознание своих интересов, мотивов поведения. Трудность этой задачи связана с тем, что она предполагает попытку посмотреть на свой внутренний мир как бы со стороны, попытку соединить субъект и объект наблюдения. Поэтому результаты самоанализа всегда оказываются не вполне точными.

Тем не менее, как известно из истории философии, великий Сократ считал самопознание основой всей человеческой нравственности и мудрости.

Однако задача эта оказывается настолько сложной, что она, пожалуй, сравнима лишь с той, с которой столкнулся барон Мюнхгаузен, попав вместе с конем в глубокое болото. Правда, как известно из его повествований, он, схватив себя за волосы, сумел-таки вытащить из болота, не только себя, но и коня.

Нам же в результате самонаблюдения нужно извлечь из глубин психики скрытые в ней качества, причем гак, чтобы итоги нашей работы вызывали несколько большее доверие, чем описание подвигов знаменитого немецкого барона.

Что же нужно делать, чтобы получить более или менее объективные результаты анализа своих собственных физических и психических качеств?

Специалисты-психологи считают, что для этого нужно использовать следующие рекомендуемые наукой приемы:

1. первый из них — по возможности беспристрастно оценить накопленный профессиональный и жизненный опыт. Такая оценка так или иначе даст ответ на вопрос и о наших сильных качествах, например, таких как активность, честность, готовность к риску, общительность, стремление к повышению своего социального статуса и т.п., а также о наших слабостях, таких как недостаточная энергичность, нежелание рисковать, боязнь нового и т.п. Чем богаче ваш жизненный опыт, разнообразнее трудовая деятельность, тем больше материала будет в вашем распоряжении, чтобы дать самому себе правдивую, а не приукрашенную самооценку. По мнению И.В. Гете, «человек знает самого себя лишь постольку, поскольку он знает мир».

Однако с помощью только этого приема трудно добиться полной объективности результатов самоанализа. Поэтому психологи рекомендуют и другие методы самопознания, в том числе:

2. тестирование, тренинги, деловые игры. С помощью этих приемов, которые получают все большее распространение в качестве методов обучения, контроля и самопознания, можно добиться более объективных результатов. Эти средства сегодня широко применяются для определения психофизических характеристик, знаний, опыта, умений испытуемого. Так, широко известны тесты, включающие несколько сотен вопросов и на их основе определяющие уровень интеллекта (например, широко известный тест уровня интеллекта английского психолога Ганса Айзенка и др.).

(Но и эти методы, как считают психологи, все же не являются полностью надежными);

3. поэтому важен также и учет мнений других людей о наших сильных и слабых сторонах, особенно мнений тех, кто знает нас много лет: родственников, друзей, товарищей по работе:

4. и наконец, результаты самопознания будут наиболее надежными. если они будут постоянно проверяться, дополняться, уточняться, корректироваться в ходе повседневной трудовой, познавательной, общественной деятельности человека. «Как можно познать самого себя? — спрашивал Гете и отвечал: — Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся исполнить свой долг, и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено».

Конечно, для того чтобы серьезно заняться этой нелегкой работой, нужно хорошо осознать ее значимость.

Необходимо помнить, что установка на высокую ценность самопознания является одной из центральных не только в западной, начиная с Сократа, но и в русской культурной традиции.

Уместно также напомнить, что одна из главных идей христианства, которая особенно отчетливо звучит в православии, состоит в убеждении, что «царство Божие находится внутри нас».

Смысл всей работы человека по самопознанию русские мыслители издавна видели в том, чтобы найти наилучшее соответствие между теми способностями, талантами, которыми обладает каждый человек, и теми реальными условиями их развития, совершенствования, которые даны ему судьбой, условиями его реальной жизни. Работа эта весьма напряженная, многотрудная, порой даже трагическая. Но в поиске и реализации такой гармонии между личными способностями и реальными возможностями, согласно традиции русского самосознания, состоит высший смысл человеческой жизни.

На основе результатов всесторонней самооценки и слагается более или менее точная картина наших отрицательных и положительных качеств, как итог самопознания, который и может быть положен в основу плана самосовершенствования.

Четкое планирование — еще одна важная предпосылка успешного самосовершенствования. Если при традиционных формах образования задачу планирования выполняла главным образом школа, то в условиях самообразования планирование становится собственной задачей обучающегося.

Планирование представляет собой своеобразный проект размещения процессов труда, учебы, других форм деятельности во времени на более или менее продолжительный период: от одного дня и до всей жизни человека.

Основной целью планирования является обеспечение рационального использования личного времени. Установлено, что увеличение времени, затрачиваемого на сам процесс планирования, приводит в итоге к значительной экономии времени в целом.

Как показывает опыт, альтернативой планированию может быть только беспорядок, неразбериха и хаос, как в общественной, так и в личной жизни.

Планирование включает в себя ряд этапов:

Работа по составлению плана — вид работы, который так или иначе присутствует в любой человеческой деятельности, в том числе и в деятельности по самосовершенствованию; это целый набор действий и операций, среди которых особое значение имеют такие, как исследование затрат времени на отдельные виды планируемых дел, консультации с людьми, имеющими значительный опыт планирования. разработка самого плана.

Планирование личного труда, обучения представляет собой целую систему, включающую в себя ряд подсистем: долгосрочные планы, конкретизирующие их средне- и краткосрочные планы.

Планирование начинается с составления долгосрочного плана, который может охватывать несколько лет и даже всю вашу жизнь. В среднесрочных планах, составляемых на период от одного года до одного месяца, планируются, как правило, мероприятия, проводимые регулярно в каждом году или в каждом месяце, краткосрочные планы — это планы на сегодня-завтра, охватывающие время от одного дня и до недели. Все эти виды личных планов, конечно, должны соответствовать друг другу.

Обязательный компонент этой системы — контроль, проверка результатов, сопоставление «план-факт». Причем делать это нужно по истечении каждого планового периода.

Важно также обязательно оставлять резерв времени: при этом рекомендуется соблюдать правило: 60: 40, т.е. планом должно быть охвачено только 60% времени, а остальные 40% следует отвести как резерв для возникновения неожиданных дел. В противном случае, вы можете попасть в трагикомическую ситуацию, в которой оказалась одна бизнес-леди, когда ее муж случайно обнаружил в ее ежедневнике следующую запись: «Суббота, 23.00 — секс с мужем».

Успех работы по реализации принятого плана, как установлено исследованиями, во многом зависит от умения классифицировать намеченные задачи по степени их важности, т.е. от умения учитывать, что не все дела, которые у вас есть, одинаково важны, так же как не все ветви яблони приносят одинаковые плоды; принцип планирования, требующий выстраивания всех дел но степени их важности, иногда называют принципом АВС. Этими буквами обозначают те три важнейших дела, которые сегодня нужно выполнить в первую очередь, отодвинув на второй план все остальные.

Необходимо также ежедневно планировать свой рабочий день, каждое утро определяя перечень задач и действий. Причем этот список должен быть реалистичным, посильным и не включать в себя более пяти-семи дел. Начинать его выполнение следует всегда с дел категории АВС.

Важно постоянно помнить, что главная цель планирования — конкретный результат. Поэтому должен вестись постоянный контроль итогов и результатов планирования как по срокам, так и по качеству.

Научившись планировать, человек сможет изменить к лучшему не только свою карьеру, но и свою жизнь, достигнуть высшего уровня самосовершенствования.

Однако и работа по самопознанию, и планирование деятельности по самосовершенствованию будут поставлены под угрозу, если одновременно с этим вы не будете уделять должное внимание своему здоровью, его психофизическому регулированию.

22.Особенности самопознания в дошкольном возрасте

Как человек обретает способность к самопознанию и саморазвитию, до сих пор остается

во многом таинственным и загадочным процессом. Многие поколения психологов бьются над

разрешением этой загадки, выстраивая самые разнообразные теории, подтверждая их

наблюдениями, специальными экспериментами, достижениями в выделении стадий, этапов,

описаний процессов. Проникновение в глубинные причины, обусловливающие названные

способности, остаются еще нередко за пределами досягаемости современной науки, затрагивая

извечную тайну того, как человек становится личностью, человеком со всей глубиной его

отличительных признаков от животного мира. Тем не менее имеется немало интересных теорий

и наработок, дающих возможность хоть как-то объяснить процессы становления самосознания

и, в меньшей мере, процессы саморазвития в разных его формах.

Дошкольный возраст — целая эпоха в развитии ребенка, включающая стадии:

младенчество, ранний возраст, собственно до-Школьное детство (по периодизации В. И.

Слободчикова — ступени оживления и одушевления). В этот период закладываются основы

личности, возникают и индивидуализируются психические свойства ребенка, которые в

последующем определяют «лицо» человека, формируются многообразные отношения к

окружающему миру и себе. Все это происходит в результате взаимодействия со взрослыми и

проявления со всех сторон высокого уровня активности.

Проблемы возникновения и особенностей самопознания ребенка не могут быть

адекватно поняты вне проблем возникновения и развития самосознания в целом.

По поводу возникновения самосознания в науке существуют разные точки зрения. Одни

ученые считают, что самосознание возникает к 2 — 3 годам, когда ребенок начинает овладевать

речью и оказывается способным осознать себя как субъекта деятельности, пользуясь для этого

местоимением Я. Другие говорят о возникновении самосознания в более раннем периоде —

когда ребенок начинает выделять свое физическое Я из окружающего мира. Существует еще

точка зрения — в качестве первоначальной основы самосознания признается положительное

самоощущение себя уже в первом полугодии в ходе интимно-личностного общения со

взрослыми.

Каждая из перечисленных точек зрения имеет и положительные, и отрицательные

стороны. При более глубоком анализе представленные взгляды оказываются не

противопоставленными, а сопоставленными и отражают процесс возникновения самосознания

на разных уровнях. Самоощущение себя в актах перцепции (восприятия) и движения является

основой для развития аналогов самосознания на уровне организма; выделение социального Я

для развития самосознания на уровне социального индивида; осознание себя как субъекта

деятельности — начало самосознания личности.

Процессуальные проблемы возникновения самосознания описаны в психологии

классиком отечественной науки Б.Г.Ананьевым, который показал динамику перехода от

выделения себя из окружающей действительности до формирования представлений о себе как

субъекте деятельности. Значительную роль в этом процессе играют:

-выделение себя из пространства внешнего мира, связанное с развитием зрительного

анализатора и «собственного пространства тела» ребенка; к 11 — 12 месяцам завершаются акты

самоотождествления с собственным телом, в результате чего «осознается» и выделяется из

окружающей действительности образ физического Я (долгое время ребенок играет своими

ручками и ножками так же, как и посторонними предметами, и только постепенно, овладевая

собственными движениями, начинает пользоваться ручками и ножками по назначению);

-отделение собственных действий, которое происходит параллельно с элементарным

осознанием своих мотивов и желаний, от предмета действий под влиянием оценочной

деятельности взрослых;

-процесс отделения себя от своих действий, тесно связанный с развитием речи.

В период от года до трех лет ребенок объективно становится субъектом своей

деятельности и поведения. Он овладевает прямохождением, речью, предметно-манипулятивной

деятельностью. У него возникают особые чувства, которые в психологии названы чувствами

самолюбия: чувство гордости и чувство стыда (первичные проявления эмоционально-

ценностного компонента самосознания). Завершается этот период поистине эпохальным

событием — ребенок переходит к употреблению местоимения Я и начинает впервые

утверждаться как личность. Таким образом, к трем годам возникает и осознается система Я, т.е.

ребенок не только становится субъектом деятельности, но и осознает себя как субъекта. К

выделению из мира физического #добавляется выделение социального Я. Это сопряжено с

кризисом трех лет, а саморазвитие осуществляется посредством утверждения заявления о себе:

«Я сам», «Я хочу», «Я буду», при этом нередко помощь и поддержка взрослых отвергается, а

возможности для самостоятельности, естественно, крайне ограниченны. Всем хорошо известны

негативные проявления кризиса трех лет: упрямство, негативизм, иногда детский деспотизм.

Как же преодолевается кризис? Ребенок не может сразу стать таким, как взрослый, поэтому

начинает подражать и имитировать действия старших, органически переходит к игровой

деятельности, которая позволяет возместить невозможность сразу стать взрослым. Активно

начинает формироваться механизм идентификации с другими людьми, а также с игровыми

ролями и действиями. Немаловажную роль выполняют элементарная трудовая деятельность,

продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, а также

знакомство с миром человеческой культуры (просмотр фильмов, чтение сказок, рассматривание

картинок). Все большее значение приобретают сверстники. У ребенка возникает потребность

утвердиться в глазах не только взрослых, но и сверстников, поэтому общение и совместные

игры с ними — стимулы для развития самопознания и собственно саморазвития. К концу

дошкольного периода детства формируется не только оценочная деятельность по отношению к

другим людям, но и элементарные самооценки своих действий, достижений, моральных

поступков, своих собственных переживаний.

Таким образом, к началу школьного периода детства ребенок не только становится

субъектом деятельности, но и осознает себя как субъекта. Формируются его самосознание,

способность к самооценкам своих действий, поступков, переживаний. Справедливости ради

следует отметить, что самооценивание развивается быстрее, чем саморегулирование (ребенку

еще трудно управлять собой, у него лишь появляются элементы произвольности поведения и

деятельности). Произвольность, как известно, является Достоянием уже младшего школьного

возраста. Развивается механизм идентификации, а способность к рефлексии отстает,

развиваются лишь ее первоначальные основы.

Саморазвитие идет по пути самоутверждения себя в разных видах деятельности. Один из

них — игровой, где реализуется потребность в признании себя как со стороны взрослых, так и

со стороны сверстников.

В целом следует отметить, что период дошкольного детства — период познания себя во

внешнем мире. Внутренний мир интенсивно развивается, но ребенку пока очень трудно

открыть его, обнаружить пространство и образы, «населяющие» его. Тем не менее в актах

самооценивания ребенок начинает понимать, пусть интуитивно, свою уникальность,

неповторимость и отличие от других.

23.Особенности самопознания в подростковом возрасте

24.Особенности самопознания в старшем школьном возрасте

Согласно периодизации В. И. Слободчикова, данный этап относится к ступени

персонализации. Но сам по себе он, несомненно, — целая эпоха. Поставьте рядом

первоклассника и одиннадцатиклассника — разница впечатляющая; один — еще ребенок,

другой — практически взрослый человек. Несмотря на то, что и тот и другой ребенок являются

школьниками, уровни их миропонимания, объективного личностного развития значительно

различаются. Именно на ступени персонализации происходят существенные изменения в

овладении искусством быть личностью, происходят новые открытия своего Я, своего

внутреннего мира.

Уже к концу дошкольного возраста у ребенка появляется неудовлетворенность: тем

положением, которое он занимает; теми видами деятельности, которыми он овладел; теми

отношениями, которые у него складываются со взрослыми и сверстниками. Возникает

стремление занять новое, более взрослое, положение, формируется внутренняя позиция «быть

школьником». Так возникает кризис семи лет, который разрешается с момента поступления

ребенка в школу (с приобретением нового статуса).

В младшем школьном возрасте не только расширяются социальные связи ребенка,

изменяется отношение к нему со стороны взрослых и сверстников, появляется новая

деятельность, которая и становится для него ведущей, — учение. Оно значительно расширяет

возможности для самопознания. Изучая предметы, ребенок не только удовлетворяет свои

познавательные потребности, но и вступает в новые отношения с другими школьниками,

учителем как общественным взрослым. Опираясь на оценки других, он учится оценивать себя,

свои способности и возможности, анализировать свои переживания по поводу успехов и неудач

не только в учебной деятельности, но и в других сферах жизни; взаимодействия с учителями,

родителями, сверстниками. К концу младшего школьного возраста наряду с произвольностью

деятельности и поведения появляется рефлексия, которая является вторым механизмом,

обеспечивающим самопознание индивида.

Таким образом, к идентификации, возникающей у ребенка в дошкольном возрасте,

прибавляется способность к рефлексии, которая значительно расширяет возможности для

самопознания и подготавливает почву для нового открытия себя, своего внутреннего мира в

подростковом возрасте. Расширяется возможность самооценивания, складывается первичный

образ Я. Появляется возможность для более целенаправленной саморегуляции, формируются и

осознаются собственные предпочтения, интересы к проявлению (или торможению) новых

инициатив в учебе, общении, проведении досуга, т.е. появляются дополнительные возможности

для саморазвития и самоутверждения как его формы.

Новое открытие себя происходит в подростковом возрасте в результате преодоления

одного из самых сильных кризисов — кризиса подросткового возраста. Под влиянием полового

созревания (объективный признак взросления), переориентации с детских норм на взрослые,

возникновения чувства взрослости как центрального новообразования (стремление быть и

казаться взрослым) происходит открытие внутреннего мира. В силу чего значительно

повышается интерес к себе, своим внутренним качествам и внешнему облику, к отношениям с

окружающими. Общение со сверстниками выдвигается на передний план и объективно

становится ведущей деятельностью. «Кто я?», «Какой я?», «Чем отличаюсь от других?» —

часть вопросов, которые подростки постоянно задают себе и пытаются на них ответить. В то же

время, как отмечают многие психологи, познание себя, связанное с настоящим, чаще всего

ограничивается познанием и практической проверкой отдельных своих свойств и качеств.

Целостное представление о себе, некоторая завершенная Я-концепция __________складываются несколько

позже.

При благоприятных условиях именно в этом возрасте, открывая свое Я на новом уровне,

подросток впервые становится субъектом не только жизнедеятельности, но и субъектом

саморазвития, автором и творцом своей биографии. Это открытие он пытается проверить,

«экспериментально» подтвердить, используя различные формы самоутверждения, причем

далеко не всегда социально приемлемые, и ради этого он идет на риск. В современной

психологии довольно подробно описаны виды риска, которым подвергают себя подростки ради

утверждения своего Я. Приведем классификацию видов р и с к а, предложенную отечественным

психологом Б. М. Мастеровым:

физический риск — всем хорошо известны подростковые «подвиги»: спрыгнуть со

второго этажа, переплыть широкую реку, пройтись ночью по лесу и т.д., которые взрослых

буквально шокируют (ради чего это надо делать? Зачем бессмысленно рисковать?). Для

подростка смысл физического риска, который дает чувство ощущения реальности своего Я:

«Если я могу умереть, значит, Я есть», вполне объясним.

социальный риск — следование групповым ценностям или их неприятие (в каждом

конкретном случае) является критерием оценки подростка со стороны как взрослых, так и

сверстников, что превращает эту внешнюю оценку в самооценку; разновидности — риск

несоответствия и риск выбора. Принимая групповые ценности в качестве составной части

своего идеального Я и критерия самооценки, подросток рискует оказаться им не

соответствующим. «Внутренними» последствиями ситуации риска несоответствия являются

активизация самосознания и работа по «приведению» своего Я в соответствие этим ценностям,

снижение или повышение самооценки. «Внешними» последствиями соответствия или

несоответствия будут укрепление, повышение или понижение статуса в группе (вплоть до

вытеснения из нее). Риск выбора состоит в том, что подросток нередко попадает в ситуации,

когда он должен осуществлять выбор между разными ценностями. Осуществляя такой выбор,

подросток совершает личностный поступок, последствия которого могут либо укреплять его

уверенность в себе, либо порождать мучительные переживания неправильно сделанного

выбора;

риск самораскрытия — часто от подростков можно слышать: «Они меня не понимают».

Особенно эта фраза касается родителей, учителей, нередко и сверстников. Если же в ответ

спросить: «А что ты сделал, чтобы тебя поняли?» — нередко последует молчание. «Раскрыться

перед другим» означает пойти на риск, оказаться перед лицом опасности, что над тобой будут

смеяться; не раскрываться — другая опасность: быть неправильно понятым или вообще

непонятым. В подростковом возрасте глубинное Я воспринимается как ценность, как

безусловно «мое», отличное от других, будь оно плохое или хорошее. Будешь ли ты открытым

или закрытым для других или частично открытым для одних, а частично закрытым для других

— решать и делать выбор рано или поздно приходится каждому человеку. Здесь многое зависит

от степени, характера и особенностей самопринятия, которое, как мы помним, является одной

из завершающих стадий акта самопознания. Прими себя — будет легче пойти на риск

разумного самораскрытия. Полное самораскрытие, наверное, невозможно, человек должен

оставлять для себя свою «тайну», выражающую суть его души, его индивидуальность.

Таким образом, личностный риск является одним из необходимых условий развития и

саморазвития. Оказываясь в ситуации риска, подросток обеспечивает себе «материал» для

непосредственного опыта, необходимого в процессах самопостроения личности. Более того,

ситуации риска активизируют рефлексивные процессы самопознания, позволяющие школьнику

целенаправленно выстраивать собственную личность, приобретать черты действительной

индивидуальности и автономии вкупе с умением брать на себя ответственность за свои

поступки, свою жизнь в целом.

Процессы самопознания и саморазвития, начавшиеся в подростковом возрасте,

закрепляются, стабилизируются, приобретают новый вектор в период ранней юности. Юность

— завершающая стадия персонализации. Главнейшими новообразованиями этого возраста

являются: развивающееся мировоззрение, образование целостного представления о себе, или Я-

концепции, формирование жизненных планов, продвижение процессов личностного и

профессионального самоопределения.

Если в подростковый период происходят только открытие себя в новом качестве,

познание отдельных черт и свойств своего характера, эксперименты над ними, чтобы убедиться

в их существовании, то в период ранней юности идет объединительный процесс, в результате

которого возникает ощущение самотождественности, целостности и уникальности собственной

личности, своего внутреннего мира. А ориентация на будущее приводит к переосмыслению

настоящего и определяет главный вектор саморазвития: «Чего я добиваюсь», «Какую

профессию выберу», «Какими возможностями и личностными талантами я для этого обладаю».

В результате оказываются задействованными все механизмы самопознания и саморазвития.

Само саморазвитие осуществляется не только в плане самоутверждения, но и, чаще, в планах

самосовершенствования, когда под влиянием будущего переосмысливается настоящее и

ставятся цели по самосовершенствованию. Достижение этих целей порождает разные по

интенсивности чувства самотождественности, самоидентичности и самоуважения. Правда, и

здесь нередки издержки «производства» — для периода ранней юности свойственны

юношеский максимализм, завышенные притязания и самооценки, которые __________приводят к

неадекватным прогнозам как своего будущего, так и своей личности, выражаясь в романтизме и

идеализации будущего. В то же время это лучше, чем пессимизм, неверие в будущее и в самого

себя, характеризующие нарушение самоидентичности, снижение уровня самоуважения.

25. Типичные трудности самопознания и саморазвития

Несмотря на значительные возрастные и индивидуальные особенности осуществления

актов самопознания и саморазвития, можно выделить некоторые общие людские трудности,

преодоление которых требует тактичного вмешательства или помощи других: взрослых,

сверстников, специалистов-педагогов и психологов.

К этим трудностям относятся следующие:

-несформированность, отсутствие мотивов самопознания и саморазвития, отсутствие

желания заниматься самовоспитанием. В результате затруднена постановка целей более

глубокого познания себя, самосовершенствования. Это приводит к тому, что процессы

самопознания и саморазвития приобретают стихийный характер, подчинены лишь законам

адаптации к социуму и деятельности, а любое препятствие воспринимается как трудность,

обусловленная обстоятельствами или «кознями» других людей;

-несформированность способов и приемов самопознания и саморазвития, которая

приводит к смутному иллюзорному представлению о себе, своей Я-концепции, что

переживается личностью как неуверенность или, наоборот, самоуверенность, порождает

Функционирование многочисленных психологических защит и форм защитного поведения.

Следствиями этого являются заниженные или завышенные самооценки, стремление либо к

подчинительной, либо к доминантной (стремление к власти) позиции, другими словами,

пассивному или агрессивному способу взаимодействия с окружением, выбору неадекватных и

социально неприемлемых способов самоутверждения и самореализации;

-множество проблем, возникающих у людей, которые испытывают низкое самоуважение

к себе и не могут в полной мере принять себя. Это выражается в неспособности принимать и

пот мать других, порождая защиты, позволяющие скрыть иногда за маской благополучия и

уверенности свою растерянность и неуверенность;

-постановка неправильных жизненных целей, выбор профессии, не соответствующей

склонностям и способностям. В таких условиях человек не может самореализоваться,

испытывает личностный дискомфорт, попадает в кризисные ситуации и далеко не всегда

самостоятельно может из них выйти;

-несформированностъ механизмов самопознания и саморазвития: идентификации и

особенно рефлексии, способности к самопринятию и самопрогнозированию. Помогая развивать

у людей эти способности, можно значительно повысить уровень адекватности и

реалистичности самопознания и саморазвития;

-немало людей, которые просто-напросто игнорируют выработанные способы

самопознания и саморазвития. Считается, что целенаправленно заниматься самовоспитанием,

самосовершенствованием долго и утомительно, а результаты — смутны и иллюзорны. Даже

ознакомившись с культурным наследием человечества в этих областях, рекомендациями,

которые дает психология, люди отвергают их как неприемлемые для себя. Причина здесь

понятна: заниматься самопознанием и саморазвитием целенаправленно — тяжелый труд,

требующий воли, сосредоточенности, даже самоотверженности. Тем более такая установка

срабатывает тогда, когда в жизни все хорошо или, по крайней мере, удовлетворительно. Если в

жизни возникают реальные проблемы и коллизии, эмоции и переживания поглощают человека

и ему нет дела до самопознания и самосовершенствования. Все это приводит к своеобразному

парадоксу: целенаправленно саморазвитием и самопознанием может заниматься только

психологически зрелая личность, четко знающая, что ей нужно в жизни, ну а для того, чтобы

стать личностью психологически зрелой, обязательно нужно заниматься целенаправленным

самовоспитанием, быть субъектом не только своей жизнедеятельности, но и самого

саморазвития.

В то же время такой парадокс разрешим. Возникающее противоречие можно снять, если

люди, общество, образовательные учреждения будут ориентироваться не только на передачу

знаний подрастающему поколению, обеспечение условий для полноценного психического

развития, но и на создание в раннем детстве предпосылок и специальных условий для

самопознания и саморазвития. Вот почему в последнее время со стороны ученых и практиков

(педагогов, воспитателей, социальных работников, психологов) значительно усилился интерес

не только к проблемам и психологическим механизмам самопознания и саморазвития, но и к

вопросам организации обучения, воспитания детей и взрослых, оказания максимальной

поддержки и сопровождения саморазвития, переориентации всей системы образования с

учетом субъектного опыта обучающихся, актуализации способностей к саморазвитию и

самопознанию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: