double arrow

Идентификация


Идентификация в психологии употребляется в нескольких значениях:

-отождествление себя с другим человеком, другими людьми на основе установления эмоциональной связи с ними;

-самоотождествление с собой или различными аспектами Я. Например, отождествление

с именем, полом, ролью, какими-либо своими качествами;

-опознание чего-либо (кого-либо), в этом значении говорят об опознании стимула, идентификации преступника, идентификации человека с профессией и многом другом.

С позиций проблемы самопознания наиболее важными являются первые два аспекта.

Остановимся на них подробнее.

Идентификация (лат.) — отождествление, равнозначность, уподобление, одинаковость, сходство.

Начнем с идентификации с другим человеком, другими людьми, образцом, в роли которого может выступать вымышленный герой, литературный персонаж. В свою очередь, здесь выделяются также две стороны: одна в ходе идентификации осуществляет перенос качеств другого на себя; вторая — перенос своих качеств на другого.

Идентификация становится универсальным механизмом и начинает определять направления развития личности, своеобразие ее самопознания. Первая идентификация происходит, конечно, с родителями. Пример. Отождествляясь с матерью и отцом, ребенок за счет подражания воспроизводит действия, поступки, словесные выражения родителей, познавая тем самым как самих взрослых, так и себя. Вначале этот

процесс происходит неосознанно, но постепенно становится все более осознанным и целенаправленным. Со временем круг людей, с которыми идентифицируется личность, значительно расширяется: это и родственники, и воспитатели в детском саду, и учителя в школе, а также сверстники, литературные герои, герои кинофильмов и т.п.

Таким образом, через идентификацию личность познает другого человека, через подражание переносит познанное на себя и, обнаруживая перенесенное уже в себе, становится способной к установлению сходства и различия. Следовательно, в процессе идентификации с другим человек продвигается от простой имитации к присвоению и осознанию поведения, качеств, навыков и т.д., что изначально ему не принадлежало. С возрастом и опытом этот процесс становится все более сложным и избирательным. Чаще личность идентифицируется уже не столько с другим человеком, сколько с определенными его свойствами и качествами в силу их значимости для себя.




И еще на одном моменте хотелось бы остановиться. Идентификация с раннего детства

происходит не только с близкими людьми как таковыми, т.е. их действиями и поведением, но и с тем, что другие говорят о ребенке, как они его оценивают. Другими словами, ребенок постоянно примеривает точку зрения других на себя. Процесс неосознанного включения индивидом в свой внутренний мир взглядов, установок, оценок других людей называется в психологии «интроекция». В результате интроекции эти взгляды, мнения, оценки, в том числе и по поводу собственной личности, воспринимаются как свои собственные. Со временем в результате развития другого механизма — рефлексии — этот процесс становится более критичным и осознанным, когда человек приобретает способность уже самостоятельно строить представление о себе и своих качествах личности. На ранних же этапах развития интроекция играет одну из ведущих ролей, выступая как результат соответствующей идентификации.

Другой стороной идентификации является стремление приписывать собственные черты,

свойства, взгляды, отношения другим людям. Подобным образом формируются наши

многочисленные ожидания по отношению к другим людям.

Здесь мы уже вплотную подходим к проблеме самоидентификации, или



самоотождествления, которая играет не меньшую роль в процессе самопознания, чем

идентификация с другими людьми. Человек идентифицируется со многими аспектами своего Я:именем, полом, положением, ролью, отдельными чертами, наконец, со своим Я в целом. Так, в имени закрепляется идентификация с телесной и духовной индивидуальностью человека. Чаще всего мы себя не отделяем от имени, фамилии, они органически «врастают» в нашу суть и выражают ее.

С самого раннего детства человек начинает идентифицировать себя и с определенной ролью: вначале — с ролью сына или дочери, позже — родителя, бабушки или дедушки; с социальной ролью — ученика, преподавателя, рабочего, служащего, ученого и др. Долгое выполнение той или иной роли приводит к тому, что человек полностью отождествляет себя с ней.

Играя в жизни множество ролей, человек идентифицируется с ними, познавая себя. Хорошо, когда такая идентификация происходит равномерно со всеми ролями, — развитие личности идет более или менее равномерно. Хуже, когда какая-либо роль начинает доминировать.

Наконец, человек идентифицируется со своим Я в целом или различными его частями,

качествами личности, поведенческими характеристиками. Идентификация с собой выступает в качестве одного из самых мощных механизмов самопознания. Только через

самоидентификацию возможно обнаружить что-то значимое в себе, выделить это и сделать предметом всестороннего анализа. Если бы человек мог отождествиться со своей личностью в целом и одновременно с каждым аспектом, частью Я, его самопознание было бы полным и всесторонним, но, к сожалению, это происходит далеко не всегда. Чаще всего личность идентифицируется только с частью своего Я, вернее — Я идентифицируется с какой-либо своей частью: чертой личности, свойством характера или ролью, о которой мы уже говорили.

Итак, мы рассмотрели первый механизм самопознания, но уже из контекста становится ясно, что этот механизм не может существовать изолированно и обеспечить полноценность процесса самопознания. Другим важным механизмом является рефлексия.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: