В его основе с ветский (родился в эпоху буржуазных революций, Г. Гроций, Спинроза и др., где право- результат деяния абстрактного разума, который представлен договорной теорией) и религиозный (связан с Ф. Акквинским, А. Августином, теологической теорией, где право-это данность, за которой стоит Бог, т.е. сверхъестественная сила.) идеализм.
Таким образом, идеальное правопонимание основано на естественной концепции права и рассматривает его не как волеустановление, а как предправо, как данность.
2). Реалистическое правопонимание (основано на позитивизмеи историзме)
Позитивизм -любое явление должно быть измеряемо в конкретных единицах (право можно измерить через закон)КОНТ.
В XX веке позитивизм вылился в течение нормативизм(Кельвин):
- право это норма, выраженная в законе.
- право исходит от государства, государство.
- нет права без обязанностей.
Все советское право было на нем построено.
Историческая школа права (Гуго, Савеньи, Пухта)- право как язык народа рождается в недрах общественных отношений, задача юриста не создать право, а оформить уже существующее правило поведения. Право- дух народа, которое формируется постепенно, независимо от государства. Законодатель не может самостоятельно по своему усмотрению творить право. У каждого народа свое право.
|
|
3 ). Социологическое правопонимание. (Паунт, Муромцев)
Рассматривает право только как процесс, действия, реальное поведение участников правоотношений. Право - это не то, что отражено в законе, а практическая деятельность адресатов юридических норм, т.е. это административные акты, судебные решения, приговоры, обычаи, правосознание должностных лиц, правоотношения. Таким образом, право - это правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок. В него включаются и юридические нормы, но их значение - второстепенно. Закон, правосознание являются признаками права, а само право - это порядок в общественных отношениях, в действиях и поступках людей. Право рассматривается представителями данного направления как процесс, действие.
Право существует не в виде закона - указывает один из современных авторов, а как порядок общественных отношений в действиях и поведении людей (правопорядок)*(71). Выявить суть такого порядка, т.е. разрешить спор в той или иной конкретной ситуации, призваны судебные или административные органы, чьи решения и являются "живым правом".