Правообразование и правотворчество.(см.лекции)

Правотворчество - деятельность компетентных органов (государственных, муниципальных и др.) по разработке и принятию нормативных правовых актов.

Правообразование - естественноисторический процесс формирования права, происходящий в результате анализа и оценки сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний.

Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования.

Таким образом, правотворчество и правообразование соотносятся как часть и целое. Правообразование - широкое понятие, в ходе которого формируются взгляды и идеи о необходимости правового регулирования тех или иных общественных отношений, результатом и итогом этого процесса его и выступает правотворчество. Это не только принятие и введение в юридическую силу новых нормативных правовых актов, но и их отмена, приостановление, внесение изменений в юридические нормы, а также восполнение пробелов в законодательстве, разрешение конфликтов норм.

Правотворчество выступает основным средством управления общества, поскольку посредством установленных и санкционированных государством нормативных правовых актов закрепляются общеобязательные правила поведения в нем. Именно с помощью права создаются благоприятные условия для стабильного развития и функционирования общества, устраняются социально вредные факторы.

Пути образования права:

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО (Древняя Греция и Древний Рим, Сократ, Аристотель, Цицерон, Ульпиан). В эпоху средневековья она получила развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского.

Ее виднейшие представители: Греции, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев и др.

Для классического учения XVII-XVIII вв. характерно то, что естественные права понимались как вечные и неизменные, установленные человеческой природой.

Естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права - естественного и позитивного.

Позитивное, или положительное право, - это официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях.

Естественное право, в отличие от позитивного, проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Оно вечно и неизменно. Это прирожденные неотчуждаемые права человека.

II. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Историческая школа права сложилась в первой половине XIX в. в Германии. Ее основатели- Гуго, Пухта, Савиньи.

Они считали что право не создается законодателем. Процесс его образования и развития права как стихийный, спонтанный, практически независимый от законодательной деятельности. При этом главным источником права считался обычай. Историческая школа права отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у германского, как и всякого другого народа, есть свое, свойственное ему право, не похожее на право какой-либо иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом.

III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Л. И. Петражицкий, А. Росс и др. Л.И. Петражицкий полагал, что специфическая природа явлений права коренится в области эмоционального, импульсивного, в области переживаний, а не в области разума. Такое право он называл интуитивным.

Такие эмоции Петражицкий подразделяет на две группы:

) императивные, или нравственные, эмоции;

) императивно-атрибутивные, или правовые.

Императивная эмоция предполагает одностороннее переживание лицом обязанности совершить то или иное действие в отношении другого лица, однако оно не сопровождается переживанием другой стороной права потребовать выполнения данной обязанности. Например, переживание прохожим обязанности подать милостыню нищему. Это личное дело прохожего.

Императивно-атрибутивная - двусторонняя эмоция, при которой переживание одним лицом обязанности по отношению к другому лицу сочетается с переживанием последним права потребовать выполнения данной обязанности. Например, отношения должника и кредитора, продавца и покупателя, портного и заказчика и т. д.

IV. ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ НОРМАТИВИЗМА(КАНТ, КЕЛЬЗЕН)

Кельзен и его сторонники исходили из того, что правовые нормы обязаны своим возникновением и развитием не реальным общественным отношениям, а либо формальным установлениям государства, либо возвышающейся над обществом «суверенной, главной норме», определяющей иерархическую пирамиду, согласно которой каждая норма черпает свою юридическую силу в норме, занимающей более высокую но сравнению с ней ступень пирамиды.

V. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

К родоначальникам социологической юриспруденции относятся Р. фон Иеринг (Германия), Л. Дюги, С. Муромцев (Россия).

«Право, - по утверждению Джона Дюги, - есть деятельность, посредством которой можно осуществлять вмешательство в другую деятельность». Что касается правовой нормы, то она лишена сколько-нибудь активной роли: «глас вопиющего в пустыне», «клочок бумаги», «голый стандарт», наполняемый содержанием в каждом конкретном случае посредством издания индивидуальных административных или судебных актов. Способностью творить право наделяются судьи: «право состоит из норм, которые устанавливает суд, определяя права и обязанности сторон». При этом подчеркивается значение психического переживания судьей того, что есть право, при разрешении конкретного дела.

VI. МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ

Согласно взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса, право рассматривается как часть надстройки над экономическим базисом общества. Главное в праве основоположники марксизма видели в его классовой сущности. Для марксистской теории характерно рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации.

ПРАВОТВОРЧЕСТВО:

Функции:

1).Создание норм

2). Обновление, приостановление, отмена норм.

3).восполнение пробелов.

4). Разрешение конфликтных ситуаций.

Принципы:

Принцип законности - нормативный правовой акт может приниматься только субъектами, наделенными соответствующими полномочиями и в их пределах, при этом должна быть соблюдена процедура подготовки, обсуждения, принятия, опубликования, предусмотренная законодательством, а также принимаемый акт не должен противоречить конституции, законам, нормам международного права, действующим законодательным актам.

Принцип демократизма - означает, что основополагающие нормативные правовые акты должны приниматься путем референдума или через представителей, избранных народом, а также обсуждаться в средствах массовой информации.

Принцип гласности состоит в том, что все принимаемые правотворческими органами акты подлежат обязательному опубликованию.

Принцип научности требует использования научных данных (юридических, социологических, экономических и т.д.) при подготовке принимаемых актов и включает:

- разработку научно обоснованной стратегии правотворчества в стране;

- планирование приоритетности принимаемых актов;

- прогнозирование социальных последствий действия новых актов и норм;

- учет достижений юридической науки как отечественной, так и мировой;

- учет научных рекомендаций

Принцип профессионализма.

Принцип системности предусматривает согласование готовящихся к принятию актов с действующим законодательством, во избежание коллизий, пробелов, дублирования, а также принимаемые акты не должны противоречить действующему законодательству.

Принцип сопоставимости (с уже имеющимся опытом).

Формы правотворчества:

1. Прямое (референдум)

2. Опосредованное.

3. Подзаконное нормотворчество - принятие нормативных правовых актов в развитие федеральных законов Президентом РФ, Правительством РФ, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций и др., т.е. органами исполнительной государственной власти. Предназначено для детализации законов и их конкретизации.

4. Нормотворчество органов местного самоуправления - есть право представительных органов местного самоуправления и должностных лиц муниципальных образований принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения.

5. Договорное нормотворчество - это процесс заключения нормативных соглашений, устанавливающих соответствующие правовые правила для сторон. Договоры нормативного содержания, заключающиеся на добровольной основе между различными государственными организациями (коллективные договоры, трудовые соглашения и т.п.). Такие договоры являются основой для совершения юридических действий.

6. Локальное нормотворчество - издание отдельными предприятиями, учреждениями или организациями нормативных правовых актов, регулирующих производственные задачи, трудовую дисциплину, премирование и др. (уставы, положения, приказы и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: