Социальная норма- способ регулирования отношений между людьми и их организациями вобществе.
Признаки соц. Норм:
1). Появились раньше государство.
2). Многократно повторялись.
3). Фиксировали частные случаи.
4). Становятся привычкой.
5).Постепенно эволюционируют в обычай.
6). Социальная ценность.
Юридическая наука не вдаётся в столь подробную и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяются нормы: 1) правовые; 2) моральные; 3) политические; 4) эстетические; 5) религиозные; 6) семейные; 7) корпоративные; 8) нормы обычаев, традиций, привычек; 9) деловые обыкновения; 10) правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов.
Основные виды:
1.Обычай -повседневное, повторяемая,установленная властным авторитетом модель поведения. Чтобы стать правовым обычай должен пройти процедуру санкционирования.
Обычаи тесно связаны с правом, ибо исторически право как система норм произрастала именно из обычаев, и этот процесс является постоянным, так как правовые нормы формируются из традиций, базируются на них. Обычаи тесно связаны с моралью, культурой, обладая устойчивостью и опираясь на общественное мнение.
Обычаи могут быть как правовыми, т.е. санкционированными государством, так и неправовыми - которые тесно переплетены с нормами морали, нравственностью. Существуют обычаи, связанные с религией, выражающиеся в различных ритуалах, церемониях и обрядах, нарушение которых влечет общественное порицание.
Правовой обычай - это обычай, который охраняется и защищается государством, приобретая тем самым юридическую силу. Правовые обычаи не должны противоречить действующему законодательству.
Неправовых обычаев достаточно много, и те из них, которые имеют прогрессивный характер, право поддерживает, к другим относится "безразлично", так как они не причиняют вреда, с третьими - ведет борьбу, стремясь их вытеснить (распитие спиртных напитков, некоторые местные традиции горских народов - калым - выкуп невесты; кровная месть и др.)
2. Традиция - обычай, эмоционально окрашенный.(например, выборы в выходные дни)
3. Религия (старейшая социальная норма) – в качестве критерия используется богоугодное и грех. Она не может регулировать все аспекты жизни, так как у все она разная.
Взаимосвязь права и религии подтверждается в первую очередь тем, что многие религиозные заповеди: "не убий", "не укради" и другие закреплены в законе и рассматриваются как преступления. Более того, в мусульманских странах право в основном базируется на религиозных догматах, за нарушение которых предусмотрены весьма суровые наказания (смертная казнь через повешение, битье палками и др.).
4. Моральная норма - в качестве критерия справедливое и несправедливое.
Ее сфера шире чем сфера права, вместе с религиозной нормой она вышла из моно-нормы (правило, сформированное на стадии распада родового строя).
Единство права и морали состоит в том, что:
− во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;
− во-вторых, право и мораль преследуют в конечном счёте одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в неё организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека;
− в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования – общественные отношения, они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;
− в-четвёртых, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;
− в-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;
− в-шестых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.
Отличительные особенности права и морали заключаются в следующем:
1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством, им же отменяются, дополняются, изменяются.
В отличие от права мораль носит неофициальный (негосударственный) характер.
2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создаётся государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает.
По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения.
3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации.
4. Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей.
Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного – неправомерного, законного – незаконного, наказуемого – ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного,
благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д.
5. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение.
6. Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции.
Например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления.
7. Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь,
вкусы, мода, личные пристрастия и т.д.
8. Наконец, у права и морали различные исторические судьбы. Мораль "старше по возрасту", древнее, она всегда существовала и будет существовать в обществе.
5. Корпоративные нормы –регулируют отношения люде по поводу природных объектов.
Корпоративные нормы - правила поведения в различных организациях, предприятиях, учреждениях и объединениях негосударственного характера.
Эти правила содержатся в уставах, положениях, программах и действуют только на членов данной организации. Они определяют права и обязанности членов объединения, порядок формирования, структуру и др. Данные нормы обеспечиваются посредством предупреждения, выговора, исключения из организации и т.д.