Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Один из интереснейших музеев Санкт-Петербурга и России име­ет свою оригинальную и яркую историю. Наследник трех возник­ших в начале XX века самостоятельных музеев он сыграл большую роль в развитии музейного строительства в Петербурге - Петро­граде - Ленинграде. Сегодня этот музей, обладающий уникальным разнообразием коллекций, широко известен за пределами северной столицы.

Общая характеристика музея:

- архитектурно-музейный комплекс Государственного музея истории Санкт-Петербурга включает следующие основные здания и сооружения в различных районах города: Петропавловская крепость (арх. Д. Трезини, 1703), особняк Румянцева (неизв. арх., 1740-е гг., не­однократно перестраивался),

В 1802 году этот дом был приобретен канцлером Российской империи графом Н. П. Ру­мянцевым, который вошел в отечественную историю и как крупнейший коллекционер, меценат и владелец богатейшего собрания исторических и художественных ценностей. Согласно заве­щанию графа, в 1831 году в его особняке был открыт первый в России общедоступный музей. В 1861 году он был переведен в Москву, где в 1862 году на основе художественных коллекций и библиотеки графа Н. П. Румянцева, а также двухсот картин, подаренных Эрмитажем, был открыт новый публичный Румянцевский музей.

Шлиссельбургская крепость «Орешек" (пам. XIV-XX вв.), Музей-квартира А. А. Блока, Музей-квар­тира С. М. Кирова, Музей петербургского авангарда (Дом М. В. Ма­тюшина), Монумент героическим защитникам Ленинграда (1975, арх. В. А. Каменский и С. Б. Сперанский, скульптор М. К. Аникушин);

- собрание музея насчитывает свыше 1 300 000 экспонатов. По своей специфике они разделены на 27 фондов: археологии, архи­тектурной графики и картографии, архитектурных деталей, декора­тивно-прикладного искусства, живописи и графики городов мира, живописи и графики истории города, керамики и стекла, костюма и тканей, науки и техники, нумизматики, скульптуры негативов и т. д.;

- количество посетителей - около 1 200 000 человек в год;

- музей обладает современной структурой обслуживания посе­тителей, включающей сеть магазинов с музейной продукцией, кафе и релаксационных зон;

- экспозиции Государственного музея истории Санкт-Петербур­га построены по историко-хронологическому принципу и специфике коллекций;

- пожертвованные музею крупные частные коллекции выстав­ляются в общем контексте экспозиции;

- Музей устраивает на своей территории временные выставки, в том числе и из других музеев;

- структура Государственного музея истории Санкт-Петербурга включает 27 фондов, и на правах отделов структуры, обслуживаю­щие входящие в его состав музеи и памятники;

- сайт музея www.spbmuseum.ru.

История Государственного музея истории Санкт-Петербурга, который неоднократно менял свое название и функции, являет со­бой наглядное отражение этапов музейного строительства не только в Ленинграде - Петербурге XX века, но и прихотливого развития отечественной культуры в целом. Создание в 1907 при Обществе архитекторов-художников Музея Старого Петербурга было важ­ным шагом в изучении и сохранении Петербурга.321 Музей создавал­ся с целью «...представить возможно полную картину жизни Петер­бурга во все последовательные эпохи...».322 В основу собрания легли частные пожертвования коллекционеров и представителей художе­ственной интеллигенции города. Среди них были известный худож­ник и искусствовед А. Н. Бенуа (первый директор музея), историк искусства Н. Н. Врангель, издатель и редактор журнала «Старые годы» и коллекционер П. П. Вайнер, коллекционер князь В. Н. Аргутинский-Долгоруков, художник А. Ф. Гауш, архитектор И. А. Фо­мин и др.

Коллекции музея состояли из многочисленных фрагментов разо­бранных старинных зданий, архитектурной графики Ф.-Б. Растрелли, Ч. Камерона, А. Захарова, Дж. Кваренги и других выдающихся ар­хитекторов, планов Санкт-Петербурга, произведений декоративно-прикладного искусства. Деятельность музея определялась широким кругом проблем от организации выставок и борьбы с разрушением и искажением городских памятников до участия в рассмотрении про­ектов нового строительства.

В 1918 году в Петрограде, согласно декрету наркома просвеще­ния А. В. Луначарского, был создан Музей Города, в состав кото­рого в статусе отдела вошел Музей Старого Петербурга. Декрет гласил о том, что новый Музей создается «в целях показательного содействия как общему, так и специальному ознакомлению с про­шлым, настоящим и возможными формами устройства городов и с условиями городской жизни, для собирания и хранения научно-художественных материалов и предметов, имеющих то или иное от­ношение к различным сторонам городского быта и хозяйства в горо­де Петрограде».323 Добавим к этому также стремление новой власти сохранить от разрушения архитектурные шедевры Петербурга и те художественные ценности, которые оставались бесхозными в бро­шенных их прежними владельцами особняках.

Под нужды Музея Города было выделено четыре здания, вклю­чая Аничков дворец32"1 и ряд зданий в центре Петербурга. В них рас­полагались архитектурный, художественный (искусство в жизни города), технический, информационно-консультационный отделы и фундаментальная библиотека, а также Музей Старого Петербур­га и Музей санитарии и гигиены. Согласно принятому Положению, музей должен был дать представление о городе как продукте циви­лизации. Поэтому, наряду с материалами о Петербурге, здесь было немало исторических документов и фотографий, отражавших исто­рическое развитие Афин, Рима, Парижа, Берлина и других знамени­тых городов мира.325

Талантливый коллектив сотрудников музея, куда входили из­вестные архитекторы, искусствоведы, специалисты в области городского хозяйства Л. И. Ильин, М. М. Оль, В. Я. Курбатов, 3. Н. Френкель и др., собирали «вещественные памятники, подлин­ные образцы, реликвии, модели, снимки, изображения, статистиче­ские таблицы, произведения печатного слова и графики, чертежи и всякого рода документы, поскольку все таковые связаны с деятель­ностью города, отражающей его историю, и намечают перспективы будущего».32"

Уже в первые годы существования музея были организованы вы­ставки «Виды Петербурга и его окрестностей», «Москва и ее окраи­ны», «Архитектура за пять лет» и др., давшие возможность жителям города прикоснуться к накопленным музеем историческим и худо­жественным ценностям. Правда развернувшаяся в структурах вла­сти в конце двадцатых годов острая политическая борьба нанесла значительный урон как деятельности музея, так и его коллективу.327 Так были ликвидированы исторические комнаты Аничкова дворца, включавшие личный музей Александра III, а ряд сотрудников имев­ших дворянское происхождение, были уволены.

В 1932 году, в связи с усилением в жизни страны роли коммуни­стической идеологии, музей подвергся преобразованию и стал на­зываться Музеем строительства и городского хозяйства. В 1935 го­ду, в связи с передачей Аничкова дворца вновь открытому Дворцу пионеров, музей был переселен в особняк графа Н. П. Румянцева. Его деятельность после значительного разорения коллекций была смещена на изучение истории различных этапов социалистического развития города, а потому с 1938 по 1941 год он функционирует как Музей истории и развития Ленинграда. Не имея основной, постоянно действующей экспозиции, сотрудники музея проводили большую выставочную работу на территории города и работали над созданием научной концепции будущей экспозиции. Однако только по окончании Великой отечественной войны, уже в рамках Музея архитектуры Ленинграда (1946 по 1953 гг.), начнется ее создание. Новая экспозиция будет посвящена блокаде Ленинграда, его архи­тектуре и восстановлению.

Новый этап в жизни музея был связан с его преобразованием в Государственный музей истории Ленинграда и включением в его состав архитектурного комплекса Петропавловской и Шлиссельбургской крепостей, церкви Св. Пантелеймона, сооруженной в честь морского сражения русского флота при Гангуте в Северной войне 1702-1721 годов, Смольного собора, Музея печати (здание бывшей редакция газеты «Правда») и других объектов, что способствовало превращению Государственного музея истории Санкт-Петербурга в уникальное многопрофильное музейное объединение.328 Усилия его научных сотрудников были сосредоточены на изучении истории Петропавловской крепости и других архитектурных объектов, про­ведении реставрационных работ, позволивших восстановить первоначальное убранство Петропавловского собора, других зданий, а также создать условия для хранения фондов музея. В свою очередь реставрационные работы и благоустройство территории способство­вали созданию постоянных экспозиций, среди которых особое место заняла открытая в 1971 году в Инженерном доме Петропавловской крепости экспозиция «Архитектура Петербурга - Петрограда XVIII -начала XX века». На ней впервые были представлены материалы ар­хитектурной графики из Музея Старого Петербурга, отражавшие все периоды развития города, а также архитектурные детали, фрагменты чугунного литья, камины, печи и другие элементы архитектурно-ху­дожественной отделки интерьеров XIX - начала XX веков.

В канун 150-летия со дня восстания декабристов (1975) в Ко­мендантском доме крепости была открыта уникальная экспозиция «История Петербурга - Петрограда 1703-1917». В ее пространстве впервые был использован прием включения тематических комплек­сов из отдельных предметов в специально созданную архитектурно-художественную среду. Этот прием позволил рассматривать худож­ника не как оформителя музейной экспозиции, а как ее соавтора.

Новым этапом в развитии выставочной деятельности музея ста­ли 1990 годы. Их содержанием стало представление богатейших коллекций музея, отражавших жизнь города от его основания до се­годняшних дней. Выставка «Возвращение в Петербург» (1992), по­казавшая высокий уровень петербургской бытовой культуры второй половины XVIII - начала XX веков, стала одной из первых в этом ряду и была актуальна в связи с возвращением городу его историче­ского названия. Отражением научной деятельности музея стали его постоянные экспозиции последних лет: «История Петропавловской крепости», «История колокольни Петропавловского собора», «Му­зей Старого Петербурга», «Музей космонавтики и ракетной техни­ки»,329 Мастерская графики «Печатня» и др.

Постоянные и временные выставки музея, участие в многочис­ленных социокультурных акциях среди которых Международные фестивали джазовой и карильонной (колокольной) музыки, ледо­вой и песчаной скульптуры и т. д., открывают новые грани истории и современной жизни великого города на Неве.330 Все это свидетель­ствует о том, что сегодня Государственный музей истории Санкт- Петербурга является не только хранителем, но и интерпретатором уникального собрания принадлежащих ему культурных ресурсов. Накопленный опыт музей, являющийся научно-методическим цен­тром по оказанию помощи краеведческим и общественным музеям, успешно использует в стажировках, семинарах и в издании научных и методических пособий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: