Восьмое, звездное небо (продолжение) 2. Костер лучей - облик апостола Иоанна. 7-8. Когда стремится твоя душа. - То есть: "К чему направлена твоялюбовь". Иоанн вопрошает поэта о любви, подобно тому как Петр и Яков - овере и надежде. 12. Таится мощь Ананииных рук. - Смысл: "Беатриче своим взглядомвозвратит поэту зрение, подобно тому как, по церковной легенде, Ананиявозложением рук исцелил апостола Павла от слепоты". 16-18. Святое Благо неземных палат... - Смысл: "Вся моя любовьнаправлена к богу". 24. К такой мете - то есть к богу. 38-39. Мне показавший первую Любовь... - Древнейшие комментаторыотносят это определение к Аристотелю. 40-42. Правдивый голос - то есть голос бога. 47. Подтверждающими голосами - то есть откровением. Священным писанием. 53. Орла Христова. - Орел - символ евангелиста Иоанна. 61. И сказанная истина живая. - См. ст. 16-18, 31-36. 64. И все те листья - то есть все создания. 72. Пронзающий за платом плат - то есть одну оболочку глазного яблоказа другой. 83. Душа, всех прежде созданная - то есть Адам. 93. Дочь и сноху, ибо если Адам - отец всех людей, то всякая замужняяженщина - одновременно и его дочь, и жена его сына. 103. В нем - то есть "В твоем вопросе". 110-111. Вступил в высокий сад - то есть в Земной Рай. 118-120. Смысл: "Я пробыл в Лимбе 4302 года". 121-123. Смысл: "Я жил на свете 930 лет". 125-126. Задолго до немыслимого дела - то есть до попытки построитьВавилонскую башню (см. прим. А., XXXI, 46-81). 139-142. На той горе... - Смысл: "В Земном Раю я пробыл всего лишь семьчасов - от утра до того (седьмого солнечного) часа, который вступает... зашестым", что бывает, чуть солнце сменит четверть, то есть как только оно, вполдень, перейдет из первой четверти своего суточного пути во вторую.
|
|