Важным элементом стратегии общения с семьёй являются собрания и открытые занятия. На них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников.
Современный родитель естественно не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Воспитателю важно так построить свои сообщения (консультации), чтобы они были не формальными, а по возможности привлекали родителей к обсуждению проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества.
Полезно объединить открытое занятие и консультацию. Проводить её, в зависимости от темы, следует воспитателю или логопеду.
Наиболее актуальные темы для консультаций воспитателя: «Единство требований детского сада и семьи», «Поощрение и наказание в семье», «О воспитании детской самостоятельности», «Что такое нравственность и как её воспитывать?», «Что читать ребёнку?», «Игрушки полезные и вредные», «Путешествие в удивительное царство природы», «О доверии к окружающему миру», «Надо ли учить ребёнка «давать сдачи» и пр.
|
|
На открытых занятиях, регулярно проводимых в группе, каждый родитель имеет возможность не на словах, а на деле убедиться в успехах своего ребёнка, сравнить их с достижениями других детей, а также оценить имеющиеся трудности.
Виды занятий, показываемых в течение двух-трех лет обучения ребёнка в группе, можно чередовать, чтобы за указанное время продемонстрировать их полностью.
3.3. Сведения о членах родительского актива
№ | Ф.И.О. Члена родительского комитета | Место работы, должность | Номера телефонов (раб., дом., моб.) |
3.4. Проведение собраний и открытых занятий
в груППе Таблицам
Месяц учебного дня | Тематика собраний и открытых занятий в группе | Дата |
Сентябрь | ||
Октябрь | ||
Ноябрь | ||
Декабрь | ||
Январь | ||
Февраль | ||
Март | ||
Апрель | ||
Май |
3.5. Анкетирование родителей
В самом начале учебного года, при поступлении детей в группу, воспитатель раздаёт родителям каждого воспитанника по экземпляру Анкеты для родителей (см. в конце книги на стр. 55). После заполнения анкет родители передают бланки воспитателям, которые \ анализируют содержащиеся в них данные, а затем учитывают их в работе.
I Часть 4 I
Материалы для календарного планирования
4.1.Особенности планирования и проведения занятий воспитателя по развитию речи.
Опытным педагогам известно, что в группах для детей с общим недоразвитием речи, воспитанники в начале обучения не владеют навыками рассказывания, зачастую с трудом строят предложения, состоящие более чем из трех слов.
|
|
Выработкой, апробацией и уточнением системы логопедических занятий по развитию связной речи автор занималась в течение 30 лет. Эта система подробно освещена в пособии «Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника».
Многолетний опыт работы с детьми данной категории убедил автора в том, что занятия воспитателя по развитию речи также необходимо проводить по особой системе. Перечислим основные её положения.
Отличительные особенности занятий воспитателя по развитию речи (группы для детей с ОНР):
1) проведение занятий в рамках определённых лексических тем,
2) изменение задач и содержания занятий,
3) максимальное обеспечение всех занятий наглядным материалом (в том числе схемами, опорными сигналами, картинками-символами и пр.)
4) уточнение и активизация значительно большего количества понятий, чем в общеобразовательных группах,
5) использование определённой последовательности в видах рассказывания.
Остановимся на них подробнее.
~~ I Занятия по развитию речи в течение одного месяца рекомен-
р ^ д ние дуется проводить в рамках 2-4 лексических тем.
занятии в рамках -^ примеру, для сентября первого года обучения, это могут быть
определенных темы, наиболее близкие и доступные ребёнку с ограниченными ре- лексических тем чевымивозможностями: «Частитела», «Умывальныепринадлежности», «Игрушки». В декабре, естественны темы: «Начало зимы» и «Новогодний праздник», а в мае «Поле, лес, луг» и т.п.
Такая концентрация внимания и восприятия детей на двух-трех темах, своеобразная «лексическая замкнутость» позволяют воспитателю:
>• детально прорабатывать каждую тему, то есть преподносить детям большое количество новых для них знаний и представлений,
>■ значительно пополнять их бедный словарный запас,
>- стойко формировать обобщающие понятия, которые с трудом даются дошкольникам данной категории,
>■ активизировать фразовые высказывания различной степени сложности.
~~ I В массовых группах составной частью аналогичных занятий яв-
Изменение задач - ..^
н ляются: ознакомление со звуковой культурой речи, подготовка к
и одержан и я______ обучению грамоте, обучение грамоте, усвоение грамматического
занятии
_________________ | оформления речи, совершенствование словарного запаса, разви
тие связной речи.
В логопедических группах проблемой коррекции, формирования и развития речи занимаются и логопед, и воспитатели. В связи с этим, очень важно чётко разграничить их функции, чтобы избежать дублирования и в то же время достичь максимального обучающего эффекта. В частности, коррекцией звукопроизношения целиком занимается логопед. Он же решает вопросы подготовки и обучения грамоте, так как по этим разделам работы дети с нарушениями речи нуждаются в специальной системе, отличной от массовой. То же самое можно сказать и о формировании лексико-грамматических представлений и связной речи.
Каковы же задачи и содержание занятий воспитателя по развитию речи в логопедических группах?
Первая (основная) задача: пополнение, уточнение и активизация словарного запаса.
Квалификация и условия работы воспитателя позволяют реализовать задачу в процессе большинства режимных моментов, в разное время дня, широко используя значительную наглядную базу (занятия, сборы на прогулку, дежурство детей, прогулку, подготовку к занятиям, игры и пр.). То есть для решения данной задачи воспитатель имеет даже лучшие условия, чем логопед.
Вторая задача: закрепление грамматических категорий, изученных на занятиях логопеда, а также контроль за грамматической правильностью речи.
|
|
Работу по формированию грамматического строя речи проводит логопед группы, а вот игры на закрепление изученных логопедом грамматических категорий можно включать второй частью в занятия воспитателя по развитию речи. Примеры таких игр: «Про что из одежды скажем МОЙ, МОЯ?» (на уточнение согласования местоимений и существительных в роде), или «Какие бывают супы?» (на закрепление образования относительных прилагательных), «Назови ласково» (на закрепление образования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами) и пр. Однако, планировать игры на закрепление грамматических категорий лучше всего при участии логопеда, а кроме того, с учётом лексических тем месяца («Одежда», «Продукты питания», «Домашние животные» и пр.).
Третья задача; активизация фразовых высказываний.
Составная часть большинства занятий по развитию речи - это ответы детей на вопросы воспитателя. Очень важно, чтобы воспитатель готовился к каждому этапу, продумывал свои вопросы. Ведь от структурного построения вопроса зависит лексико-грамматическое оформление ответа, то есть составляемой ребёнком фразы.
К примеру, сравните ответы полным предложением на следующие вопросы:
Помидоры растут в земле или на кустиках?
Можно ли помидоры есть сырыми?
Какие помидоры по форме?
Каков цвет неспелых помидоров?
Какие блюда можно приготовить из помидоров?
Очевидно, что каждый из приведённых вопросов предусматривает составление детьми своего предложения-ответа, отличного по сложности, количеству, порядку слов и их связи. Причём на один и тот же вопрос можно получить несколько разных ответов (Неспелые помидоры зелёные. Когда помидор не поспел, он зелёного цвета. Цвет неспелых помидоров - зелёный и пр.)
Мы рекомендуем на поставленный воспитателем вопрос добиваться помимо обязательного полного ответа различных вариантов, то есть составления детьми разных фраз.
Четвёртая задача: совершенствование связной речи в различных её видах.
Очевидно, что в течение длительного времени, пока связная речь не разовьётся в достаточной степени, воспитателям на занятиях следует использовать только «простые», не требующие раз-
|
|
вёрнутых смысловых высказываний, виды работ. К ним относятся: чтение сказок и рассказов, рассматривание объектов и сюжетных картин, пересказ коротких текстов и пр. (подробнее об этом смотрите в разделе «Усложнение видов рассказывания в занятиях воспитателя по развитию речи»). Нецелесообразно в начале обучения предлагать детям составление описательных рассказов, придумывание конца к рассказу воспитателя, рассказывание из коллективного опыта и пр. Эти виды работ для детей данной категории считаются сложными. Они требуют более высокого уровня речевого развития, который достигается с помощью систематического обучения в течение продолжительного времени.
Коллективное заучивание стихов на занятиях воспитателя можно проводить только тогда, когда большинство детей группы овладели правильным и чётким произношением. В противном случае, заучивание стихов с неправильно произносимыми звуками, может привести к стойкому закреплению дефектного произношения детей!
В какой же последовательности воспитателю следует планировать различные виды работ по развитию связной речи?
Мы предлагаем перечень таких видов работ, в частности видов рассказывания, ниже (см. стр. 50). Причём, обращаем внимание воспитателей на то, что занятия по данному разделу планируются совместно с логопедом группы, чтобы включать только использованные им, и потому доступные детям, виды работ.
Максимальное I Учитывая особенности внимания, мышления и восприятия де-
обеспечение теи указанной категории, а также свойственные им речевые труд-
всех занятий ности, воспитателям на занятиях необходимо максимально исполъ-
наглядным зовать различные виды наглядности. Сюда относятся: предметы
материалом и объекты, игрушки, предметные и сюжетные картины, серии сю-
'------------------------- ' жетных картин, диафильмы, фотографии, иллюстрации, репродук
ции, рисунки и пр. Отметим, что, по мнению авторов Л.В. Эльконина, A.M. Леушиной и
др., наглядность является фактором, облегчающим и направляющим процесс становле
ния связной речи дошкольника.
Однако, помимо предметов, игрушек и картин (в различных видах), дети с общим недоразвитием речи остро нуждаются во вспомогательных наглядных средствах. Такими помощниками в становлении и развитии речи детей, своеобразными «костылями» являются: схемы для составления рассказов, опорные картинки-сигналы, различные символы и пр.1}
~Z '. I Данная особенность связана с ограниченностью словарного за-
Уточнение и активи- ^ „ „ 5,
-,о.,ь.о,^.-,., лт«п^и«паса, знаний и представлений детей данной категории. К приме-
зация значительно _,
*. ____ „ „ л ру, в теме «Домашние животные» с детьми массовых групп боль-
оольшего количе- *rj
*■-,*>* пл1_.<.-г. й uau г, шинство понятий следует активизировать, а не уточнять, так как
ства понятии^ чем в
обшеобпазоп тель они знакомы таким дошкольникам, уже в 3-4 года. С детьми, име-
и^.^.-».,«п „________ ющими ОНР, даже в 5-6 лет, приходится уточнять, то есть объяс-
ныхгруппах
________!_________ I нять смысл, слов: морда, ноги, лапы, копыта, щетина, шерсть,
доить, пятачок, клыки, оскал и пр. Помимо названных, естественно уточняются слова,
более сложные по значению: конюх, вымя, телятница, доярка, коровник, рыло, хряк,
боров, овчарня и пр.
Использование I Детям с общим недоразвитием речи доступны далеко не все
определенной виды рассказывания, используемые в массовых группах. При-
последовательности чем из-за различной степени сложности, эти виды необходимо ис-
во всех видах пользовать в определенной последовательности. Рассмотрим, как
рассказывания в рамках одной лексической темы «Домашние животные» еле-
дует распределять материал в старшей группе, чтобы добиться наибольшего обучающего эффекта.
В начале месяца целесообразно рассмотреть несколько сюжетных картин, с изображёнными на них домашними животными: кошкой с котятами, коровой с телёнком и пр.
Затем можно сравнить по картинкам, например свинью и собаку, или корову и кошку и пр. Ещё позже провести пересказ коротких текстов о домашних животных с чётким сюжетом: «Пожарные собаки» Л.Н. Толстого, «Бодливая корова» К.Д. Ушинского и пр.
Далее, детям окажутся доступны такие дидактические игры как: «Назови детёныша», «Кто чем питается?», «Кто какую пользу приносит?», «Кто где живёт?» и пр. (проводить их лучше с использованием картинок).
После подобной работы, для детей не составит большого труда: отгадывание стихотворных загадок о животных и их составление с помощью воспитателя.
В конце месяца дети смогут уже самостоятельно составить описательные и сравнительные рассказы о домашних животных, в которых отразят все полученные за месяц знания и представления.
4.2. Усложнение видов рассказывания на занятиях воспитателя по развитию речи
Мы предлагаем воспитателям коррекционных групп перечень различных видов работ по развитию связной речи, и в частности видов рассказывания. Все они расположены в порядке нарастания сложности.
Обращаем внимание воспитателей на то, что занятия по развитию речи планируются совместно с логопедом группы.
Логопед не только помогает воспитателю в подборе текстов и наглядного материала, но и решает вопрос включения в занятие воспитателя более сложного вида работы.
Однако, такой переход к новому виду рассказывания у воспитателя целесообразен только после его успешного использования в занятиях логопеда/
Поясним подробнее. К примеру, составление описательных рассказов оказалось доступно большинству детей группы на первом же логопедическом занятии. По окончании занятия, логопед ставит дату усвоения детьми данного вида рассказывания в таблице 20. Эта запись сигнализирует воспитателю о том, что теперь в его занятиях, в любое время, следующее за указанным днём, можно использовать описание предметов и объектов. Чтобы избежать дублирования, делать это лучше на другом наглядном материале.
В связи со сказанным, в таблице предусмотрено указание даты первого использования логопедом определённого вида работ с тем, чтобы, ориентируясь на эту дату, воспитатели группы планировали собственные занятия.
Такой подход позволяет обоим воспитателям действовать слаженно и эффективно.
Усложнение видов рассказывания на занятиях воспитателя по развитию речи
№ п/п | Виды работ на занятиях по развитию речи1* | Дата первого использования логопедом | Дата первого использования воспитателями |
Ответы на вопросы в ходе рассматривания предметов и объектов. | |||
Анализ сказок и рассказов. | |||
Ответы на вопросы в ходе рассматривания сюжетных картин. | |||
Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. | |||
Составление рассказа по демонстрируемому действию. | |||
Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. | |||
Составление рассказа по серии сюжетных картин. | -.;.■-•:; -•-.., -'■.. Л* | ||
Пересказ рассказа, составленного по одной сюжетной картине. | |||
Составление рассказа по одной сюжетной картине. | |||
Составление сравнительных рассказов о предметах и объектах с использованием вспомогательных средств.2* | |||
Составление описательных рассказов о предметах и объектах с использованием вспомогательных средств. | |||
Пересказ текста без наглядной опоры. | |||
Текущая и итоговая беседы по лексической теме с использованием наглядного материала. | |||
Рассказывание из коллективного опыта. | |||
Рассказывание из личного опыта. | |||
Инсценировка сказок и рассказов. |
:) Виды рассказывания даны в порядке нарастания их сложности.
2) См. Ткаченко Т.А. Схемы для составления описательных и сравнительных рассказов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
4.3. Методические принципы планирования и
проведения занятий воспитателя по развитию
речи (логопедические группы)
1. Выбор педагогом оптимальных: манеры ведения занятия, тона, темпа речи, силы го
лоса
Для того, чтобы донести до каждого ребёнка с нарушениями речи смысл своих высказываний, заданий, пояснений и вопросов, речь педагога должна быть эмоциональной, негромкой, небыстрой, немногословной, а манера ведения занятия - заинтересованной.
2. Соответствие содержания занятия лексическим темам месяца и этапу коррекцион-
ного обучения
К примеру, не может считаться соответствующим этапу обучения такое занятие в конце учебного года, на котором дети отвечают на вопросы односложно, не умеют воспринимать и учитывать ответы товарищей, использовать вариативность ответов и т.п. То есть демонстрируют такой уровень речи, который свойственен начальному, а не заключительному периоду обучения.