double arrow

Предмет и задачи курса


Курс «Организация производства» представляет собой специальную дисциплину, в которой изучаются важнейшие элементы эффективной организации основного производства и производственной инфраструктуры современных предприятий.

Цель дисциплины – формирование у студентов знаний по теоретическим, методологическим и практическим вопросам эффективной организации и управления производством. При изучении настоящей дисциплины должны быть рассмотрены основы организации современного производства, главные элементы производственной инфраструктуры, уяснены основы эффективного менеджмента предприятия в условиях становления и развития рыночной экономики.

Основной задачей дисциплины «Организация производства» является подготовка специалистов, имеющих достаточный уровень квалификации для успешного решения проблем, возникающих на практике в области организации, планирования и управления научно-технической, производственно-хозяйственной и социальной деятельностью предприятия и его подразделений.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать: основные типы и формы организации производства, организацию научно-технической подготовки и совершенствования производства, основы рациональной организации контроля качества продукции, содержание и задачи производственной инфраструктуры, организацию обслуживания производства, организационную структуру управления и планирования на предприятии.




В результате изучения дисциплины студенты должны уметь: разрабатывать рациональную производственную структуру предприятия, проектировать организацию производственных процессов во времени, грамотно решать вопросы по эффективной организации энергетического и транспортно-складского хозяйства предприятия; осуществлять эффективное оперативно-производственное планирование и регулирование производства.

Историю развития науки об организации производства можно проследить, начиная с XVIII века, когда английский механик Аркрайт создал «Фабричный кодекс», предусматривающий систему штрафов, фиксированный режим труда для рабочих и т.п.

Позднее, в конце XIX столетия, возник ряд учений, составляющих основы научного управления производством. Среди ученых того времени в данной области известны Тейлор, Гильберт, Гант и другие, сформулировавшие многие правила, нормы и технические приемы, относящиеся к нормированию труда, организации заработной платы и т.д.

В годы первой мировой войны возникла система Форда, заключающаяся в непрерывно-поточной (конвейерной) организации машинного производства. Эту систему характеризует максимальное разделение труда, в результате чего почти все операции могут выполнять рабочие низкой квалификации при исключительно напряженном темпе работы, соблюдаемом при помощи конвейеров и других механических регуляторов ритма труда. Кроме того, конвейерная система позволяет осуществить комплексную механизацию и автоматизацию многих процессов производства на основе разделения их на простейшие операции. При этом необходима последовательная стандартизация всех факторов производства: сырья, оборудования, инструмента, технологических режимов, трудовых приемов и форм организации. В дальнейшем фордовская организация производства получила широкое применение на предприятиях массового производства в различных отраслях промышленности по всему миру.



В те же годы широкое распространение получили различные системы заработной платы: системы Хелси, Роуэна, Ганта, Рефа, и др. Все они имели целью обеспечение повышения интенсивности труда, усиление его материального стимулирования.

Значительный вклад в развитие научной организации труда внесли Эмерсон и Файоль.

Наиболее известная монография Эмерсона «Двенадцать принципов производительности труда» посвящена рассмотрению общих принципов обеспечения роста производительности труда в любой сфере общественной деятельности.



Французский инженер-исследователь Файоль считал, что только линейный аппарат управления не в состоянии компетентно решать все вопросы руководства усложняющимся производством и предлагал создавать при руководителях высшего уровня штаб специалистов, возлагая на них разработку планов и усовершенствование всех сфер деятельности предприятия.

Основными вехами в развитии науки об организации и управлении производством в советский период существования нашего государства являются:

1921г. – создание Центрального института труда. В это же время создан Госплан.

1923г. – создан Совет по научной организации труда (СовНОТ), лига «Время».

1924г. – состоялась Всесоюзная конференция по научной организации труда и производства.

1925г. – Всесоюзное совещание по рационализации производства.

Следующие наиболее значимые события в развитии отечественной науки об организации, планировании и управлении производством произошли уже в послевоенное время в 50-е – 70-е годы и связаны с созданием широкой сети соответствующих научно-исследовательских и проектных институтов.

Постоянно возрастающая техническая и организационная сложность производства обусловили направления дальнейшего развития науки об организации и управлении производством.

Анализ зарубежного опыта последних лет позволяет выделить пять основных направлений развития науки об организации производства.

1. Научный менеджмент, исследующий проблемы управленческой деятельности различных уровней на предприятии.

2. Индустриальная социология, занимающаяся совершенствованием отношений между работниками предприятия в процессе производства, повышением престижности различных специальностей, ликвидацией тяжелого физического труда.

3. Эмпирическая школа, представители которой разрабатывают проблемы управления на основе обобщения и анализа опыта многих конкретных предприятий и организаций. Здесь большое внимание уделяется проблемам централизации и децентрализации управления, рациональному распределению ответственности между различными уровнями управления предприятием.

4. Школа социальных систем, базирующаяся на теории системного подхода к вопросам организации управления. Одной из исходных позиций такого подхода считается построение аппарата управления вокруг определенных целей и методов решения той или иной задачи, а не наоборот, когда новые задачи распределяются между структурными звеньями существующего аппарата со сложившимися оргструктурой, порядками и традициями.

5. «Новая школа» отражает последние тенденции в теории и практике управления, характерные для экономики США. Эта школа ставит задачей разработку систем управления, основанных на использовании точных наук и технических средств, особенно электронно-вычислительной техники. Представители этой школы разрабатывают такие области знаний, как кибернетика, экономическая математика, автоматизированные системы управления фирмами и др.

В современных условиях развития нашего государства, характеризующихся развитием рыночных отношений, вопросы организации и управления производством приобретают особое значение. Полная экономическая самостоятельность предприятий и ответственность за результаты хозяйственной деятельности, прежде всего, предполагают необходимость правильного выбора ими организационно-правовой формы своего дальнейшего развития, формирования рациональной системы управления (менеджмента), которая обеспечила бы высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке.

Сам термин «предприятие» после принятия Гражданского кодекса РК претерпел существенные изменения. Он сохранен только для группы предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Все остальные юридические лица подразделены на хозяйственные товарищества, производственные кооперативы и некоммерческие организации.

В настоящее время существуют следующие виды хозяйственных товариществ.

Полное товарищество (ПТ) – товарищество, участники которого при недостаточности имущества полного товарищества несут солидарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Коммандитное товарищество (КТ) – товарищество, которое включает наряду с одним или более участниками, солидарно несущими дополнительную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), также одного или более участников, ответственность которых ограничивается суммой внесенного ими вклада в уставный фонд товарищества (вкладчиков) и которые не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) – товарищество, участники которого не отвечают по его обязательствам личным имуществом и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах стоимости внесенных ими в уставный фонд вкладов.

Товарищество с дополнительной ответственностью (ТДО) – товарищество, участники которого отвечают по обязательствам товарищества в пределах вкладов, внесенных ими в уставный фонд товарищества, а при недостаточности этих сумм – дополнительно принадлежащим им имуществом в размере, кратном внесенным ими вкладам в уставный фонд товарищества.

Акционерное общество (АО) – товарищество, уставный фонд которого разделен на определенное число долей (акций) равной номинальной стоимости. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

АО бывают открытого и закрытого типа.

Акционерным обществом открытого типа (ОАО) является общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, установленных законодательством. Число и состав акционеров ОАО неограниченны.

Акционерное общество закрытого типа (ЗАО) распределяет свои акции только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. ЗАО не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным способом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

В соответствии с новой версией Закона РК «Об акционерных обществах» от 13.05.2003 г. в нашей стране деление АО на типы упраздняется, однако в международной практике такое деление по-прежнему существует.







Сейчас читают про: