Источники рабства

Следующие три отрывка показывают основные источники рабства. В первом отрывке из «Илиады» рассказывается о том, как боги Посейдон и Аполлон по приказу Зевса должны были служить троянскому царю Лаомедонту, который не только отказал им в плате, но и грозил продать в рабство. Данный пример показывает имевший распространение способ обращения свободных людей в рабское состояние. Повествование ведется от имени Посейдона, который обращается к Аполлону. Во втором фрагменте из «Илиады» жена Гектора Андромаха говорит о судьбе, которая ждет ее и малолетнего сына после смерти мужа, ведь при взятии города мужчин обыкновенно убивали, а женщин и детей уводили в рабство. Источником рабства была не только война. Иногда греки совершали разбойничьи набеги с целью захвата рабов. В последнем из приводимых отрывков Одиссей рассказывает о такой экспедиции к берегам Египта. См. также приведенный ранее фрагмент из «Одиссеи» (XIV, 288–298), где речь идет о другой типичной ситуации, когда иноземные купцы захватывали в Греции мужчин и женщин и продавали их в рабство.

«Илиада»

(XXI, 441–457)

… Позабыл ты,

Сколько трудов мы и бед претерпели вокруг Илиона,

Мы от бессмертных одни? Повинуяся воле Кронида,

Здесь Лаомедону гордому мы, за условную плату,

Целый работали год, и сурово он властвовал нами.

Я обитателям Трои высокие стены воздвигнул,

Крепкую, славную твердь, нерушимую граду защиту.

Ты, Аполлон, у него, как наемник, волов круторогих

Пас по долинам холмистой, дубравами венчанной Иды.

Но, когда нам условленной платы желанные Горы

Срок принесли, Лаомедон жестокий насильно присвоил

Должную плату и нас из пределов с угрозами выслал.

Лютый, тебе он грозил оковать и руки и ноги

И продать, как раба, на остров чужой и далекий;

Нам обоим похвалялся отсечь в поругание уши.

Так удалилися мы, на него негодуя душою.

Царь вероломный завет сотворил и его не исполнил!

(XXIV, 725–734)

Рано ты гибнешь, супруг мой цветущий, рано вдовою

В доме меня покидаешь! А сын, бессловесный младенец,

Сын, которому жизнь, злополучные, мы даровали!

Он не достигнет юности! Прежде во прах с оснований

Троя рассыплется: пал ты, хранитель ее неусыпный,

Ты, боронитель и града, защитник и жен и младенцев!

Скоро в неволю они на судах повлекутся глубоких;

С ними и я неизбежно; и ты, мое бедное чадо,

Вместе со мною; и там, изнуряясь в работах позорных,

Будешь служить властелину суровому…

«Одиссея»

(XIV, 262–264)

Вдруг загорелось в них дикое буйство; они, обезумев,

Грабить поля плодоносные жителей мирных Египта

Бросились, начали жен похищать и детей малолетних…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: