Краткое содержание «Энеиды»

Действие начинается на седьмом году плавания Энея по морям. Энею покровительствует его мать, богиня Венера, но против него строит козни Юнона, ненавидящая Трою и покровительствующая карфагенской царице Дидоне, которая должна погибнуть из-за Энея. Юнона посылает страшную бурю, но Юпитер не разрешает уничтожить странников. Флот троянцев разбит, они причаливают к североафриканскому побережью, в Ливии, неподалеку от строящегося Карфагена. Их встречает мудрая царица Дидона, которая после гибели мужа, бежав из г. Тира, основывает новое государство. (Она попросила у местных племен земли размером с воловью шкуру, но разрезала ее на ленты и огородила место для целого города.) Она знает о разгроме Трои, ее сочувствие Энею переходит в страстную влюбленность. Чтобы быть ближе к Энею, она берет на руки его маленького сына, Аскания, но под видом ребенка скрывается Амур, посланный Венерой, и он еще больше распаляет в ней любовь. Вечером на пиру она просит его рассказать о своих приключениях. Эней рассказывает о падении Трои. Греки не могли взять силой неприступные стены города, они применили хитрость. По совету Одиссея они скрылись в гавани лежащего неподалеку острова, оставив на берегу огромного деревянного коня — якобы в подарок троянцам. Жители Трои радуются уходу греков и хотят втащить коня в город. Против выступает один лишь жрец Лаокоон («Я боюсь данайцев, даже дары приносящих»), но сами боги против Трои: Афина посылает двух чудовищных змей, и Лаокоон с двумя его сыновьями удавлены ими. Конь введен в Трою, ночью из его брюха выходят воины, открывают ворота и начинается бой. Троя обречена, гибнут в пламени среди рушащихся зданий ее защитники, Эней пытается сражаться, но боги приказывают ему покинуть город. На плечах он несет парализованного отца — Анхиза, за руку ведет маленького сына, а жена Креуса в дыму и пламени отстает. Эней пытается найти ее, но она является ему в видении, и он понимает, что это уже только тень — она погибла. Она просит не искать ее тело, ему надлежит отправляться с теми, кто спасся, на поиски новой родины. Эней рассказывает о плавании мимо Харибды, которая представлена реалистичнее, чем у Гомера — это страшный водоворот у побережья Сицилии, герои (в противоположность Одиссею) стремятся держаться подальше от Итаки, на острове циклопов они встречают одного из спутников Одиссея, в панике брошенного им, то есть перечислены опасности, описанные в «Одиссее», но им уделено гораздо меньше места, и они переосмысляют гомеровские приключения. На каждой стоянке Эней получает предсказание оракула о дальнейшем пути. Наконец они достигают Сицилии, где умирает старый Анхиз. На пути в Италию их застигает уже описанная выше буря. Начинается любовная линия поэмы, существенно отличающая римский эпос от гомеровского. Дидона противится любви, она дала клятву остаться верной покойному мужу, происходит страшная борьба между чувством и долгом, и чувство побеждает: Дидона охвачена любовным безумием. Во время охоты она и Эней уединяются в гроте во время грозы. Но боги посылают вещие сны Энею — он должен готовиться к отплытию. Дидона потрясена, она не может понять высокое предназначение героя и видит в его действиях только предательство. Она переходит от упреков к презрению и ненависти, затем снова к мольбам, хотя бы об отсрочке отъезда. Утром она видит, что Эней, даже не попрощавшись с ней, отплыл в Италию. Она посылает страшные проклятия ему, пророчествует, что он не найдет покоя на новой родине, что придет время, и ее земля породит страшного мстителя (читатели узнавали в нем будущего вождя Карфагена — Ганнибала). Царица восходит на погребальный костер и закалывается мечом, который подарил ей Эней. Эней видит черный дым над Карфагеном и сердце у него сжимается. Описываются погребальные игры, устроенные в Сицилии по случаю годовщины смерти Анхиза. Этот эпизод включен под влиянием идей Августа, который насаждал древние игры и состязания, желая укрепить дух молодежи. Эней, проплывая мимо г. Кумы на побережье Италии, посещает знаменитый оракул Аполлона. Пророчица Сивилла ведет его к дубу, срывает золотую ветвь (об этом эпизоде см. монографию историка и этнографа Дж. Фрезера «Золотая ветвь») и отправляется в царство мертвых. Здесь мы имеем дело с тремя видами представлений о загробном царстве. Наиболее архаические — гомеровские, о душах, пребывающих в Аиде в скорбном бесчувствии (сравним — «Одиссея», кн. 11). Здесь, «в полях скорби», Эней встречает тень Дидоны, она смотрит мрачно, лицо ее неподвижно, даже после смерти она помнит нанесенную ей обиду. Следующий круг представлений связан с загробными муками грешников в Тартаре (Титий, Иксион, Перифой) и блаженстве праведников в Элизиуме. Наконец мы видим, как реализованы представления пифагорейцев о переселении душ: на острове, над зеленым лугом порхают подобно пчелам над цветами очистившиеся от грехов души, готовые для нового земного воплощения. Тень Анхиза показывает Энею тени будущих героев Рима и говорит о главном предназначении Рима — «народами править державно». Итак, Эней прошел загробную мистерию, обрел знания, необходимые для строительства нового государства.

Вторая часть поэмы посвящена войнам, которые Энею приходится вести в Италии. Сначала италийцы с правителем Лации Латином приветливо принимают странников, обещают Энею в жены Лавинию, но Юнона вызывает фурию Алекто, и та воспламеняет страстного, безрассудного Турна, героя племени рутулов, сватавшегося ранее к Лавинии. Женщины на празднике плодородия впадают в вакхическое безумие и требуют войны. Вергилий показывает силу, храбрость и мужество и италийцев, и троянцев — ведь оба эти народа впоследствии сольются в один. Эней берет в союзники греческое племя Эвандра и его сына Палланта, а также этрусков. Вулкан по просьбе Венеры выковывает щит Энею — там изображено будущее Рима: от волчицы, вскормившей Ромула и Рема, до битвы при Акциуме и триумфа Августа. С 9-й книги начинается описание битв: нападение Турна на лагерь троянцев, смелая ночная вылазка юношей Ниса и Эвриала (оба погибают, при этом дружба для них даже важнее долга — каждый из них отказывается бросить другого). Паллант гибнет от руки Турна, Эней убивает идеального юного воина Лавса и презирающего богов, свирепо-спокойного Мезентия. 11-я книга описывает подвиги и смерть италийской женщины-воина Камиллы. Поэма заканчивается единоборством Энея и Турна. Турн повержен, Эней готов пощадить его, но видит на нем перевязь своего друга Палланта — и убивает врага в порыве мести.

Влияние Вергилия на литературу Античности, Средневековья и Возрождения огромно. В средневековых текстах его называли просто «Поэт». Его творчество многие столетия считалось непревзойденным образцом поэзии и источником высшей мудрости. Данте в «Божественной комедии» назвал его «мой вождь, господин и учитель» и избрал его своим проводником по Аду и Чистилищу.

Квинт Гораций Флакк (65–8 гг. до н. э.) — второй выдающийся поэт эпохи Августа, друг Вергилия. Родился в Венузии на юге Италии, был сыном вольноотпущенника, что в Риме считалось пятном на биографии. Однако Гораций не стыдился отца и в стихах с благодарностью вспоминал о нем, в том числе — об отличном образовании, полученном благодаря его стараниям. Завершать образование отец послал его в Афины. Но после убийства Юлия Цезаря началась гражданская война, в Грецию приехал Брут, и Гораций, вдохновленный республиканскими идеалами, оказался в войске республиканцев, в должности командира легиона. В битве при Филиппах (42 г.) войско Брута было рассеяно. Позже, в 7-й оде II книги Гораций напишет, в духе Архилоха, как потерял щит, как в панике бежал с поля битвы (см. перевод Пушкина «Кто из богов мне возвратил…»). С политикой было покончено, Гораций воспользовался амнистией и вернулся в Рим. Отец к этому времени умер, имущество было расхищено, Гораций устраивается писцом в канцелярию Августа. Происходит знакомство с поэтами Вергилием и Варием, которые представили Горация Меценату. Знакомство постепенно переросло в дружбу, известно, что Меценат впоследствии подарил Горацию имение в Сабинских горах с клочком земли, виноградником и восемью рабами, сам не один раз приезжал туда в гости к поэту, оставив государственные дела. Август также хотел приблизить к себе поэта, Горацию было даже предложено место его личного секретаря, но поэт отказался.

Первый этап творчества — ямбография, или «эподы» — 17 сатирических стихотворений, написанных ямбами (при этом первая строка двустрочника длиннее второй). Он откликается на злободневные темы: в 7-м эподе обращается к римлянам с протестом против гражданских войн; в 16-м рисует вслед за Вергилием Золотой век, но чем дальше развертывается стихотворение, тем яснее: блаженство ни в Риме, изнемогающем от войн, ни вообще на земле невозможно, Гораций зовет римлян на далекие «острова блаженных», известные еще по Гесиоду — там обитают души павших героев, то есть это острова мертвых. Во 2-м эподе в духе «Георгик» Вергилия прославляется сельский труд, но в конце оказывается, что похвалы расточает алчный городской житель — ростовщик Альфий.

Второй этап творчествадве книги сатир, в которых, правда, преобладает уже не сатирическое, но лирическое начало — Гораций называет их «Беседы». Очерчен круг интересов частного человека, мы можем многое узнать о личности поэта — его пристрастиях, вкусах, стремлениях, отдельных событиях жизни (воспоминания об отце, неудачный пир, путешествие в Брундизий). Три сатиры (I, 4; I, 10 и II, 1) посвящены литературным темам: Гораций осуждает устаревшего Луцилия, образец для него — греческие классики. Самый известный совет литераторам: «Стиль оборачивай чаще… пиши для немногих» (то есть почаще стирай написанное — работай над слогом и не пиши на потребу толпы, лучше работать для единомышленников).

Третий этап творчества3 книги од (23 г.), к которым впоследствии (13 г.) добавилась четвертая. Гораций вводит в римскую поэзию 12 новых разнообразных размеров греческой мелики, поэтов Алкея, Асклепиада, Анакреонта, Сафо — и в этом видит свое бессмертие (стихотворение «Памятник» — ода III, 30). Все оды начинаются обращением, как правило, адресаты — конкретные лица. Тематика од пестра и разнообразна — гимны богам, стихи, прославляющие политику Августа (впрочем, в довольно сдержанном тоне), философские размышления о скоротечности жизни и неизбежности смерти стоят рядом с приглашениями на дружескую пирушку, воспеванием дружбы и легкомысленной, переменчивой любви, описанием мелких житейских случаев. Но проблематика весьма серьезна, частный факт, наблюдение Гораций умеет поднять до серьезного философского обобщения. Он описывает наступление весны и лета, которые сменяют осень и зима, он говорит о движении солнца и смене фаз луны, и человеческая судьба для него органично вписывается в тот же круговорот — от юности к старости и смерти. Все подчиняются закону природы: «Бледная ломится смерть одной и той же ногою // В лачуги бедных и царей чертоги». Особенно ярко эта мысль выражена в «весенних» стихотворениях, где радость воскресающей после зимних холодов природы вызывает приподнятое душевное состояние — но тут же оно сменяется напоминаниями о неизбежной смерти, страшных загробных существах Манах, тенях мертвых, черном погребальном костре. Но мудрец не должен впадать по этому поводу в отчаяние. Сумев почувствовать радость жизни и ужаснуться ее скоротечности, он должен научиться ценить каждое ее мгновение. Основа этого спокойствия — в безмятежности духа, который не должна смущать ни сильная радость, ни сильное горе. Гораций предлагает своему читателю своеобразную житейскую философию, приводя множество наглядных примеров: если корабль подойдет близко к берегу, он разобьется о скалы, слишком удалится от берега — заблудится. Если сильно натянуть парус — мачта сломается, натянуть слабо — парус порвется. Молнии чаще всего поражают высокие вершины гор и деревья, тяжелее всего падение высочайших башен. Гораций предлагает некий средний путь. Он рисует свой житейский идеал: не вмешиваться в политику, быть внутренне независимым, не предъявлять жизни неистовых претензий, уметь довольствоваться малым, наслаждаться каждым мгновением жизни, господствовать над страстями. Не нищета, но скромная бедность, свое вино из маленького виноградника, маленький круг верных друзей — и творчество, наполняющее жизнь высоким смыслом. Эта житейская философия, известная как «философия золотой середины», произвела большое впечатление на последующие поколения, появилось даже понятие «горацианский образ жизни».

Последний этап творчества — послания. Самое известное среди них — «Послание к Пизонам». Другое его название — «Наука поэзии», теоретический манифест римского литературного классицизма эпохи Августа. Это руководство считалось актуальным в европейской культуре вплоть до XVIII в., особенно им восторгались французские классицисты. Николя Буало прямо подражает Горацию в трактате «Поэтическое искусство». Как тонкий лирик, философ, моралист, Гораций имеет поклонников уже 2000 лет, в России его переводили и подражали ему Кантемир, Ломоносов, Державин, Пушкин, Дельвиг, Фет (первый полный перевод всего творчества Горация), Майков, в ХХ в. его мотивы можно найти в поэзии нобелевского лауреата И. Бродского («Письма римскому другу», «Конец прекрасной эпохи»).

Последний великий поэт века Августа — Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. — 18 г. н. э.). Его творческая и человеческая судьба в полной мере отразила особенности этого века — с его блеском и величием и в то же время с его противоречиями. Родился поэт в г. Сульмоне, принадлежал к богатому роду всадников. В отрочестве был отправлен отцом в Рим учиться в риторической школе, блестяще овладел умением сочинять свазории и контроверсии (убеждающие и спорящие речи), но адвокатом и политиком быть не захотел. Завершив образование в Греции и Малой Азии, Овидий вернулся в Рим и окунулся в бурную светскую и литературную жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: