double arrow

Первый этап творчества


«Любовные стихотворения» (“Amores”) в 3-х книгах — сборник элегий (написанных элегическим дистихом), тематика которых представляет разнообразные любовные ситуации. Главная героиня носит имя греческой поэтессы Коринны, но это явно отвлеченный, условный, собирательный образ. То она нежная и любящая, то холодная, то алчная, то бескорыстная, то гетера, то замужняя римская матрона. В этих элегиях мало непосредственного чувства, они холодноваты (Овидий говорит о себе — «шутливый певец любовной неги»), но исполнены формального блеска. На них оказала влияние ораторская проза, Овидий старается раскрыть тему со всех сторон, во всех аспектах. Нередки перепевы мотивов и тем Катулла, Тибулла, Проперция. Но если у Катулла стихотворение в несколько строк посвящено смерти воробья Лесбии, то у Овидия на смерть попугая Коринны написана крупная элегия. У Катулла знаменитое стихотворение «Ненавижу и люблю…» звучит трагически и занимает две строки, у Овидия эта тема весьма пространно развивается в шутливом духе (32 строки — «ненавижу», 20 строк — «люблю»). Чувствуется и влияние любовной комедии. И сам лирический герой, и другие персонажи напоминают привычные комедийные маски: робкий юноша, благородная или алчная гетера, сводня, соперник — хвастливый воин и т. д.). Далее Овидий пишет сборник «Героини» (15 «Посланий») — героини мифов пишут письма возлюбленным, с которыми находится в разлуке. Отказавшись от исчерпавшей себя литературной маски влюбленного, Овидий обретает искренность тона и яркость чувств. Он проникает в психологию героинь, очень убедительно передает любовное томление, страдания, чувство одиночества, муки ревности, мысли о смерти, мольбы о возвращении. Чувство индивидуализировано, то есть соответствует характеру героини и обстоятельствам.




За Овидием закрепляется слава «учителя любви». Он пишет две пародийно-дидактические поэмы: «Наука любви» (1 и 2-я книги — для мужчин, 3-я — для женщин) и «Лекарство от любви». Он учит в них читателя, как выбрать предмет любви, как добиться взаимности и как удержать любовь. В поэмах много современного бытового материала (показаны храмы, портик, цирк, театр, рассмотрена ситуация дня рождения, болезни, покупки подарков, застолья, использования косметики и т. д.)

В поэзии Овидия отсутствует политическая тематика, поэт искренне считает век Августа Золотым веком. Тематика его элегий и иронических поэм — восхваление сформировавшегося к этому времени в Риме стиля жизни свободной, богатой, образованной молодежи, в котором главное — не официальные добродетели, а дружеское общение, изящные искусства, свободная любовь. Однако все это резко противоречило официальной политике Августа, принимавшего один за другим законы о чистоте нравов, хотя в обществе процветал тайный разврат. Овидий же делал тайное явным, нравы золотой молодежи у него — это норма и образец для подражания, ведь любовь — это основа всего мироздания, а любовь в современном мире именно такова. То, что следовало скрывать, молодой поэт прославлял — и, таким образом, сам того не желая, Овидий оказался в оппозиции к режиму.







Сейчас читают про: