Второй период творчества

Теперь Овидий берется за масштабную эпическую поэму. «Метаморфозы» («Превращения») — настоящая энциклопедия греко-римской мифологии. Это единая поэма в 15 книгах, написанная гекзаметром. 1–11-я книги посвящены греческим мифам, 12–15-я — римским. В ней примерно 250 сюжетов, связанных темой превращения. Время действия — от сотворения мира до обожествления Юлия Цезаря. Мир движется от первобытного хаоса к идеальному государственному устройству — империи Августа. Происходит психологизация мифа, превращение выражает сущность и душевное состояние героя (ткущая Арахна, спрятавшаяся в темном углу от победительницы-Афины — паук, Ликаон, накормивший богов мясом собственного сына — волк, волосы, от ужаса вставшие дыбом на голове Тирея, соответствуют хохолку удода, окаменевшая от горя Ниоба превращается в камень). Овидий использует различные композиционные принципы и сочетает их с большим искусством:

— циклический (мифы о Фивах, Аргосе, аргонавтах, Геракле);

— сюжетная близость или контрастность;

— рамочный метод (метод матрешки — сюжет в сюжете).

Миф при этом теряет сакральный характер, божественное и героическое обогащается человеческими чертами, психологизмом и оказывается сниженным, а бытовые, обыденные человеческие проявления (любовь, ревность, гнев, месть, тщеславие) универсализируются, приобретают космический, мировой характер. Личное, человеческое, индивидуальное приобретает огромную ценность. Человек в «Метаморфозах» (или очеловеченный бог) может быть достоин сочувствия или даже прославлен не только за доблесть — он может вступить в конфликт с ней или даже со всем миром, или в разлад с собой, но он не утрачивает права на сочувствие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: