Культура и религия Древнего Китая

В Китае в XII-VIII века до н.э было изобретено примитивное идеографическое письмо, совершенствовалось и впоследствии превратилось в завершенную по форме иероглифическую каллиграфию, а также в основном был составлен месячный календарь.

Особого расцвета своеобразная китайская культура достигла со времени превращения Китая в конце III века до н.э в единую могущественную империю с начала династии Цинь, а в дальнейшем - династии Хань

В течение ранней истории императорской эпохи Древний Китай обогатил мировую культуру такими важными изобретениями, как компас и спидометр, сейсмограф, фарфор, книгопечатание и порох. Именно в Китае впервые в мире изобрели мореходные устройства - румпель и многоярусные паруса, в области письменности и книгопечатания - бумага и подвижной шрифт, в военной технике - пушки и стремена. В VII-X вв были изобретены механические часы, шелкоткачество, приводной ремень и цепная передача.

В математике выдающимся китайским достижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения нуля, вычисления отношения длины окружности к ее диаметру (число е), открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Еще до начала XTV в так называемый "треугольник Паскаля" в Китае считался старинным способом решения уравнений.

Древние китайцы были опытными астрономами, умели вычислять даты затмения Солнца, вели наблюдения за пятнами на нем, составили один из первых в мире каталог звезд. Устройство, известное сегодня как подвес Кардано (в Европе изобретен в XVI в), на самом деле должен называться подвесом Дин Хуаня (II вт.).

При создании воздуходувных машин для металлургии китайцы первыми применили метод преобразования кругового движения на поступательное, который позже использовали в Европе для работы паровых машин В Китае зародилась давняя традиция биологической защиты растений - IV в принадлежат описания методов использования одних насекомых для борьбы с другими.

Высокого уровня в Древнем Китае достигли астрономия, знание календарных расчетов и астрологических предсказаний, математика, физика и гидротехника. Важным делом оставалось крепостное строительство для охраны внешних границ империи от вторжений воинственных кочевников. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями - Великой китайской стеной и Великим каналом, соединившим Пекин и Ханчжоу. Сооружение канала началось еще в VI в до н.э., продолжалось в течение двух тысяч лет и было завершено лишь в XIII в. н. е.

Эта сложное гидротехническое сооружение длиной более 1800 км и шириной от 15 до 350 м с многочисленными устройствами для перекачки и очистки воды стала настоящим шедевром мирового ирригационного искусства.

В Древнем Китае впервые было написано руководство по фармакологии, проводились хирургические операции с применением наркотических средств, использовались методы лечения иглоукалыванием и массажем. Древней метод лечения с помощью "корня бессмертия" - женьшеня - чрезвычайно популярный в мире.

Своеобразие духовной культуры Древнего Китая в значительной мере обусловлена феноменом, известным как "китайские церемонии": строго фиксированными стереотипами этико-ритуальных норм поведения и мышления, сложились с соблюдением правил и предписаний старины. Специфика духовной жизни древних китайцев заключалась именно в том, что преувеличение в их сознании этико-ритуальных ценностей итоге и привело к замене ними религиозно-мифологического восприятия мира. Эта демифологизация и в определенной степени десакрализация этики и ритуала сформировали уникальность китайской культуры. Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков.

Однако те боги, культ честь которых сохранился, стали абстрактными божествами-символами без человеческих черт: Небо, Поднебесье, Дао Небо - это высшая безлично-натуралистическая всеобщность, абсолютно безразлична д к человеку Великий Дао, всемогущий создатель мира, - всеобъемлющий и всеобщий, бесформенный и безымянный Закон и Абсолют жизни, недоступный органам чувств человека, невиданный и неслыханный. Познать Дао, понять его своим умом, соединившись с ним, - вот ключевые мировоззренческие принципы и конечная жизненная цель древнего китайца.

Даосизм - древнекитайская философская система (дао - "путь"), основателем которой считается полулегендарный Лао-цзы (VI в. до н.э) В основу учения положен призыв к людям отбросить "оковы" цивилизации и вернуться к природным основам, не творить свои законы, а познать законы природы и влиться в нее, не отделяя себя от других составляющих (животных, растений, минералов и т.п.). Даосизм сформировался на фоне непрерывных внутренних войн и экологической катастрофы, поразившей Китай в середине I тыс. до н.э. вследствие хищнической хозяйственной активности вооруженных орудиями труда китайских земледельцев, поэтому даосизм призывал к уничтожению любой государственности и пропагандировал "увей" ("недеяние"), максимальное ограничение любой человеческой активности, априори вредной для природы, а значит, для самого человека. Со временем даосизм приобрел черты настоящей религии, которая пропагандировала слияние человека с природой и неоднократно была идейным знаменем антигосударственных крестьянских движений.

Особо важное место в китайской духовной культуре занимает конфуцианство - этико-политическое учение философа-идеалиста Конфуция.

Под влиянием характерных для древнего китайского общества религиозных, этико-философских и социально-политических взглядов развивалась и классическая литература. Еще в первом поэтическом сборнике Древнего Китая, знаменитой "Книге песен", на основе народных песен, старинных гимнов воспеваются подвиги предков.

"Книга исторических преданий", в которую входят речи и наставления, по преданию, принадлежали древним царям и их советникам, под влиянием конфуцианства превратилась в сборник поучений и советов. Самому Конфуцию приписывается авторство книги "Весна и осень", где наиболее ярко отразилась его концепция норм и правил общественного устройства.

Во II-III вв в Китай проник буддизм, который повлиял на традиционную китайскую культуру. Это, в частности, проявилось в литературе, изобразительном искусстве и особенно в архитектуре (скальные комплексы вроде храмов Эллоры, изящные пагоды в индийском стиле, пещерные храмы Дуньхуана, напоминающие пещерные храмы Аджантыи).

Буддизм, просуществовав в Китае почти два тысячелетия, заметно изменился в ходе приспособления к специфической китайской цивилизации частности, на основе синтеза его идей об облегчении страданий в этом жизни и спасения, вечное блаженство в потусторонней жизни с конфуцианским прагматизмом в Китае в VI в возникла одна из самых интересных интеллектуальных течений мировой религиозной мысли - чань-буддизм, которая распространившись впоследствии также в Японии, приобрела завершенный вид дзен-буддизма, до сих пор пользуется большой популярностью во многих странах. Существеннее трансформация буддизма оказалась в своеобразно китайском искусстве, основанном на оригинальных традициях. Китайцы так и не приняли индийского изображения Будды, создав свой образ.

Китайском искусству свойственны каллиграфия, поэзия и живопись, которые образуют неразрывную триединую систему. Именно эта иероглифическая кодовая система с ее лингвистическими и живописными возможностями позволяет, с точки зрения китайской эстетики, с помощью одного инструмента - кисти - объединить три различных вида искусства и в совокупности достичь наиболее полного и точного передачи их художественными средствами окружающую гармонию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: