Архитектура Новгорода

Новгород – это торговый город, раскинувшийся по берегам реки Волхов (фото). В Новгороде был водопровод, были мостовые с Х века. Это второй по значению после Киева город Руси. В XII в. его земли простирались от Балтики до Урала; по обширности им не было равных в средневековой Европе. Это – первая республика в истории русского средневековья. С XII века князь превращается в военачальника, деятельность которого контролируется народным собранием – вечем. Нарушил князь договор с вечем, его изгоняют, а на его место призывают другого.

В Киевской Руси сооружение церквей было заботой княжеской. Величие храма служило наглядным выражением княжеского величия и могущества. Новгород был по преимуществу деревянным. Деревянным был и первый христианский храм этих мест – тринадцатиглавая дубовая София (989 г.). Каменный храм построили на месте сгоревшей дубовой Софии как княжеский и одновременно общегородской собор во время правления сына Ярослава – Владимира. Строительство возглавили мастера, строившие Киевский храм.

Новгородская София (1045-1052 гг.) – пятинефный крестово- купольный храм высотой 28,5 м., на 2 метра выше Киевской Софии (фото). План во многом схож с планом Киевской Софии, но схема, как бы подчиняясь иерархии, упрощена. Собор имеет одну галерею, и одну башню – лестницу, вместо 5 апсид здесь 3. София Новгородская увенчана 5 главами, а Киевская – 13. Стены сложены из местного грубо отколотого камня – известняка. Новгородцы имели торговые связи с Прибалтикой и переняли опыт строительства, распространённый в романской архитектуре. В соборе была превосходная библиотека, на хорах и в тайниках хранилась казна. Здесь начали вести новгородские летописи. В Софии принимали иноземных гостей. Здесь устроили школу. В интерьере нет мозаик, они заменены фресками. Собор расписан в XII веке. Во время войны многие фрески были утрачены.

Архитектура Новгорода запечатлевает эстетические идеалы народа. Идеал новгородца – сила и красота его – красота силы. Поверхности стен неровные, промежутки между камнями заполняли цемяночным раствором, не любили симметрии, окна расположены свободно, но с чувством меры. Мастера использовали местный камень известняк. Для большей долговечности стены затирали известью. Над входом храмы были украшены фресками.

Последний княжеский храм в Новгороде – церковь Спаса на Нередице ( 1198 г.) был в загородном княжеском дворе. Название «нередица» происходит от того, что церковь стояла «не в ряду» города, а за его пределами. Одноглавый храм имел росписи фресок редкостного мастерства и имел всемирную ценность. В 1943 г. гитлеровская артиллерия била по храму прямой наводкой. Рухнули стены, рассыпались в прах фрески. После войны храм был отстроен заново, но фрески утрачены навсегда.

В Новгороде строили много, записи о закладке новых храмов делаются по несколько раз в год. Стали ставить свои церкви купцы, ремесленники, и горожане, объединяясь улицами – уличанские храмы. Получили распространение храмы с одной главой. Их приспособили к будничным потребностям. Под стенами церквей ремесленных братств устраивались шумные пиры – братчины. Купеческие гильдии в церкви хранили деловые бумаги и свои товары.

Наиболее известные памятники: церковь Фёдора Стратилата на Ручью - XIV век, церковь Спаса Преображения на Ильине улице - XIV век (иначе, на торговой стороне), церковь Николы на Липне - XIII век (липна - болото), церковь Петра и Павла - XV век.

В Киеве важные совещания князь устраивал в гридницах, во Владимире – в сенях княжеского терема и только в Новгороде для этих целей выстроили специальную Владычную палату в 1433 году, предназначенную для официальных приёмов правительственных и судебных заседаний. Позже, по аналогии с московской, её стали называть Грановитой палатой.

В XV веке завершается «золотой век» новгородской культуры. В 1478 году Новгород присоединен к Москве Иваном III и его культура развивается в русле общих тенденций русского зодчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: